Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Госбюджетные новации относительно оплаты труда

Карантин

04.05.2020 741 0 1

Из-за особой ситуации, сложившейся в связи с распространением коронавирусного заболевания, внесены изменения в основной финансовый документ государства – Закон от 14.11.19 г. № 294-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» (далее – Закон № 294). Рассмотрим новации в нем относительно оплаты труда работников и оформления трудовых отношений.


Основания для внесения изменений

Из-за сложной эпидемической ситуации согласно постановлению КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 211) введен карантин, то есть ряд ограничительных мер. Поэтому большинство учреждений, заведений и предприятий (за исключением тех, которые обеспечивают жизнеспособность государства) организовали дистанционную (удаленную) работу работников, а некоторые и приостановили свою деятельность.

Основное бремя относительно поддержки и лечения лиц, больных COVID-19, несут работники медицинской отрасли, а также фармацевты, водители спецтранспорта, правоохранители и т. п., на которых возлагаются функции по обеспечению здоровья и жизни людей.

Такие работники ежедневно работают именно на своих рабочих местах и к тому же в условиях высокой опасности – большой вероятности заражения себя и своего окружения новым вирусом. И за это им должна осуществляться повышенная оплата труда, что требует немалых финансовых ресурсов.

Указанное и вызвало внесение Законом от 13.04.20 г. № 553-IX (далее – Закон № 553) ряда изменений в Закон № 294.

Получается, что мы вернулись к практике прошлых лет, когда некоторые вопросы оплаты труда регулируются законом о Госбюджете на соответствующий год.

«Бюджетные» новации

Итак, отныне согласно ст. 10 обновленного Закона № 294, к источникам доходов общего фонда госбюджета кроме ранее определенных относятся еще и поступления от Европейского Союза, правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений, полученные в рамках программы помощи по поддержке комплексного реформирования госуправления, а также в рамках программ помощи и грантов для создания фонда борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ее последствиями.

Обращаем внимание, что после дополнения Закона № 294 новой ст. 28 в составе госбюджета-2020 создан фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и ее последствиями (далее – Фонд).

Фонд создан на период карантина, установленного Постановлением № 211 (на сегодня это до 11.05.20 г.), и еще 30 дней после его отмены.

Выделение средств из этого Фонда будет осуществлять Кабмин по согласованию с профильным бюджетным комитетом Верховной Рады. Если возникнет необходимость, то возможно открытие новых бюджетных программ, включительно с трансфертами местным бюджетам.

Вместе с тем заметим: согласно ст. 28 Закона № 294 теперь Кабмину предоставлена возможность принятия решения о сокращении расходов госбюджета и направлении их в Фонд. Конечно, это согласовывается с соответствующим комитетом Верховной Рады.

Направления использования Фонда

Среди направлений использования Фонда, в частности, следующие:

  • дополнительные доплаты к заработку медицинским и другим работникам, непосредственно занятым на работах по ликвидации острой респираторной болезни COVID-19, а также доплаты к заработку работников отдельных категорий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, на период действия карантинных мер;
  • предоставление денежной помощи гражданам (среди которых, в частности, лица преклонного возраста) в связи с негативными последствиями распространения на территории государства болезни, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2;
  • предоставление единовременной денежной помощи членам семей медицинских и других работников заведений здравоохранения (далее – ЗЗО), которые погибли (умерли) от этой болезни, что связано с выполнением работ по ликвидации такой болезни (порядок выплаты помощи и ее размер должен определить Кабмин).

Кроме того, средства Фонда будут направляться для предоставления трансфертов Пенсионному фонду, пополнения резервного фонда госбюджета и будут использоваться по другим направлениям, определенным Законом № 553.

Повышенная оплата труда в условиях карантина

Итак, со вступлением в силу с 18.04.20 г. новаций, введенных Законом № 553, оплата труда работников ЗЗО (включая медперсонал и других работников) может осуществляться согласно преференциям, установленным постановлением КМУ от 23.03.20 г. № 246 «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 246).

Речь идет о том, что дополнительные доплаты должны составлять до 200 % должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок пропорционально отработанному времени, включая соответствующие составляющие заработка, кроме премий и материальной помощи.

До даты вступления в силу Закона № 553 работникам ЗЗО, непосредственно задействованным в осуществлении антикоронавирусной защиты населения, начиная с марта текущего года повышенная оплата должна была осуществляться по порядку, установленному приказом Минтруда от 02.06.03 г. № 145 «Об условиях оплаты труда медицинских и других работников за период работы по ликвидации эпидемий и вспышек инфекционных болезней, а также в очагах особо опасных и опасных инфекционных болезней» (далее – Приказ № 145).

То есть медработникам и другим работникам ЗЗО (или их отделений) была возможность осуществления таких выплат:

  • непосредственно занятым ликвидацией эпидемий и лечением заболеваний людей – доплаты к зарплате в размере трех схемных должностных окладов (тарифных ставок) пропорционально отработанному времени;
  • занятым на других работах по ликвидации эпидемий и вспышек – доплаты к зарплате в размере двух схемных должностных окладов (тарифных ставок) пропорционально отработанному времени.

Добавим: если медики и другие работники медзаведений до сих пор еще не получили такой повышенной оплаты труда, то погасить эти долги по их зарплате можно уже согласно нормам Постановления № 246, используя средства госбюджета-2020.

То есть независимо от того, по каким правилам (Постановления № 246 или Приказа № 145) решено компенсировать работу медиков в карантинный период, выплатить недополученные ими средства придется в ближайшее время. Детальнее об алгоритме расчета см. в «Оплата труда лиц, оказывающих помощь инфекционным больным».

К слову добавим: на сегодня еще не принято правительственного решения, согласно которому на период карантина могут осуществляться доплаты к заработку отдельным категориям работников, которые обеспечивают жизнедеятельность населения. Надеемся, что такое требование, установленное, в частности, ст. 8 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», членами правительства будет соблюдено. По нашему мнению, кроме порядка начисления таких доплат, нужно определиться относительно конкретизации областей, где они будут применяться, и должностей работников, которым будет положена такая доплата.

Ограничение заработка некоторым лицам

Кроме логичного решения относительно преференций в оплате труда медперсонала во время карантина (т. е. принятия Закона № 553 с определением источников дополнительной оплаты труда) принято решение относительно предела доходов лиц некоторых категорий.

Поэтому начиная с апреля 2020 года и до завершения карантина согласно новой норме ст. 29 Закона № 294 начисление заработка (денежного обеспечения) лиц из приведенного далее перечня может осуществляться в объемах, не превышающих 10 размеров минимальной заработной платы по состоянию на 01.01.20 г., то есть 47 230 грн (4 723 грн х 10). Это правило касается:

  • работников, служебных и должностных лиц бюджетных учреждений, включая государственные и другие органы власти, органы местного самоуправления (далее – ОМС);
  • судей, членов Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины (в т. ч. в части ограничения судейского вознаграждения);
  • народных депутатов;
  • прокуроров;
  • работников, служебных лиц и должностных лиц Нацбанка;
  • других служебных или должностных лиц и работников, оплата труда которых регулируется специальными законами.

Речь идет о том, что даже если согласно установленным законодательством условиям оплаты труда любому работнику надлежало бы к выплате, скажем, 50 000 грн заработка (денежного обеспечения), или значительно большая сумма дохода, бухгалтерские службы должны начислять не более упомянутого максимального предела.

Правда, в эту предельную сумму не включаются суммы помощи по временной нетрудоспособности, помощи для оздоровления, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплаты ежегодного отпуска.

Пример 1

По должности заместителя руководителя директората госоргана центрального уровня (не министерства, а, скажем, службы) с 01.01.20 г. должностной оклад составляет 12 800 грн, также ему выплачивается надбавка за выслугу лет 1 920 грн (15 % должностного оклада), надбавка за 6-й ранг – 600 грн и надбавка за выполнение особо важной работы (так называемая «реформаторская» надбавка) в размере 33 800 грн. Кроме того, ежемесячно ему выплачивается премия в размере 20 % должностного оклада, то есть 2 560 грн. Итого заработок должностного лица составляет 51 680 грн.

Однако за апрель текущего года ему должно быть начислено (а не выплачено!) не более 47 230 грн зарплаты, и так до конца установленного периода карантина.

Пример 2

Руководитель отдела в составе самостоятельного управления райгосадминистрации получает: должностной оклад 6 100 грн, надбавку за ранг – 500 грн (5-й ранг), надбавку за выслугу лет – 1 098 грн (18 % должностного оклада), надбавку за интенсивность труда в размере 50 % должностного оклада – 3 050 грн и премию в размере 30 % должностного оклада, то есть 1 830 грн, итого – 12 578 грн. В апреле ему также начислены: помощь для оздоровления вместе с предоставлением ежегодного отпуска в размере 11 900 грн и отпускные в размере 12 050 грн.

Всего в апреле должностному лицу начислено 36 528 грн (12 578 грн + 11 900 грн + 12 050 грн). Значит, установленное Законом № 553 ограничение к нему не будет применяться.

Добавим: указанное ограничение размера заработка (денежного обеспечения) не касается лиц, которые непосредственно задействованы в мероприятиях, направленных на предотвращение распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий, вызванных коронавирусной болезнью. Не будут ограничиваться и начисления доходов лиц, которые принимают участие в осуществлении мероприятий по обеспечению нацбезопасности и обороны, включая участие в операциях Объединенных Сил.

Конкретизация таких лиц должна содержаться в принятом правительством перечне. Надеемся, этот перечень будет объективным и корректным.

На этом «зарплатные» ограничения не исчерпаны. В п. 10 Заключительных положений Закона № 553 предусмотрены новации в этой области и для других категорий лиц. Так, в апреле 2020 года и до завершения карантина ограничивается размером 47 230 грн месячное вознаграждение и зарплата:

  • руководителей, членов исполнительных органов и наблюдательных советов субъектов хозяйствования госсектора экономики (включая государственные банки), управление которыми осуществляется согласно законодательству об управлении объектами государственной собственности;
  • лиц, деятельность которых осуществляется согласно Закону от 07.12.2000 г. № 2121-ІІІ «О банках и банковской деятельности».

Правда, Закон не конкретизировал: речь идет о начисленном заработке или том, что будет положено лицам к выплате.

Знаем, что на сегодняшний день эти лица имеют значительно больший доход (иногда свыше 500 тыс. грн).

Это ограничение может увеличиваться только на суммы помощи по временной нетрудоспособности и оплаты ежегодного отпуска.

Назначение на должности госслужбы

Ряд ограничительных мероприятий, установленный законами и правительственными решениями, практически сделал невозможным проведение конкурсов на должности госслужбы. Значит, Закон № 553 коснулся и этой темы. А именно: временно, на период карантина, остановлено действие норм Законов от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) и от 17.03.11 г. № 3166-VІ «О центральных органах исполнительной власти» относительно проведения конкурса на должности госслужбы и назначения на эти должности по результатам конкурса.

Получается, что сейчас не только не будут происходить «госслужебные» конкурсы, а и иначе будет осуществляться назначение на новые должности. В п. 8 Заключительных положений Закона № 553 предусмотрен следующий порядок:

  • субъект назначения или руководитель госслужбы должен первоочередно рассмотреть кандидатуры, предложенные Комиссией по вопросам высшего корпуса госслужбы (или же конкурсной комиссией) по результатам процедур конкурсного отбора, в частности если срок обнародования результатов конкурса превышает 45 календарных дней со дня обнародования информации о проведении такого конкурса. Другие объявленные конкурсы, результаты которых не обнародованы, отменяются;
  • при отсутствии или отклонении субъектом назначения или руководителем госслужбы кандидатур, предложенных вышеупомянутыми конкурсными комиссиями, может происходить назначение на должности госслужбы путем заключения контракта с лицом о прохождении госслужбы на период действия карантина. Такой контракт будет действовать до дня определения субъектом назначения или руководителем госслужбы победителей госслужебного конкурса (включая конкурс, проведенный по так называемой упрощенной процедуре во время карантина, предусмотренный Законом № 553).

Обращаем внимание: назначение должностных лиц может осуществляться согласно определенному Кабмином порядку, то есть отбор на должности нужно делать путем проведения собеседований с должностными лицами, которых определил субъект назначения.

На сегодняшний день действующим является Порядок проведения конкурса на занятие должностей государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 246.

Внимание! Важно и то, что по истечении двух месяцев со времени отмены карантина Кабмин должен обеспечить объявление конкурсов на должности госслужбы, назначение на которые состоялось согласно правилам, предусмотренным Законом № 553 (т. е. тем, о которых шла речь выше).


Комментарии к материалу