Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Хранение горючего в условиях карантина: ответы на вопросы

Карантин

17.04.2020 2754 0 5

Из этой статьи вы узнаете: влияет ли карантин на порядок получения лицензии на право хранения горючего (далее – лицензия) и как именно, как проводятся проверки в условиях карантина и применяются ли штрафы за хранение горючего без лицензии.


Вопрос – ответ

Применяются ли в период карантина штрафные санкции за хранение горючего без лицензии?

Да, применяются. Освобождения от ответственности за нарушение требований законодательства относительно хранения горючего не предусмотрено (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса, далее – НК).

Напомним, осуществление деятельности по хранению горючего подлежит лицензированию согласно Закону от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» (далее – Закон № 481). Хранение горючего без лицензии угрожает штрафом в размере 500 тыс. грн.

Для того чтобы все субъекты хозяйствования (далее – СХ) успели оформить лицензию, применение штрафов за хранение горючее без лицензии было отсрочено до 31.03.20 г. (ст. 18 Закона № 481).

Поэтому начиная с 01.04.20 г. хранение горючего без лицензии карается штрафом в размере 500 тыс. грн. Введение карантина на это никак не влияет.

О том, как получить лицензию, мы писали в «Лицензирование горючего: памятка о документах, сроках и стоимости», «Подаем заявление на получение лицензии на горючее по упрощенной процедуре».

На время карантина введен мораторий на проведение проверок. Касается ли это проверок относительно хранения горючего?

К сожалению, нет. Мораторий на проверки (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НК):

  • касается документальных и фактических проверок на период с 18.03.20 г. по 31.05.20 г. Исключение составляют документальные внеплановые проверки по основаниям, определенным пп. 78.1.8 НК;
  • не касается фактических проверок в части нарушения требований законодательства, в частности относительно хранения горючего.

То есть для контроля за хранением горючего в условиях карантина могут назначить исключительно фактические проверки.

Каковы основания для назначения фактической проверки и порядок ее проведения?

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения плательщика по месту фактического осуществления деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности плательщика. Порядок ее проведения предусмотрен ст. 80 НК.

Среди вопросов, которые рассматриваются во время фактической проверки, определены важные для нас – наличие лицензии и деятельность в ее рамках.

Проверка проводится на основании приказа руководителя налоговой (его заместителя или уполномоченного лица). Копия такого приказа вручается налогоплательщику/его представителю под подпись до начала проверки.

Фактическая проверка операций по хранению горючего может быть назначена при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 80.2 НК):

  • по результатам проверок других плательщиков выявлены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях плательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, наличия у него лицензий, контроль за наличием которых возложен на налоговую (сюда как раз отнесена и наша лицензия), и возникла необходимость проверки таких фактов;
  • наличие и/или получение в установленном порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, в частности относительно наличия лицензий по подакцизным товарам;
  • письменное обращение покупателя/потребителя о нарушении плательщиком установленного порядка лицензирования;
  • наличие и/или получение информации о нарушении требований законодательства, в частности относительно производства и оборота горючего;
  • по результатам предыдущей проверки выявлено нарушение законодательства по вопросам, предусмотренным пп. 75.1.3 НК (наличие лицензии). Перепроверка может быть назначена в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей.

Продолжительность проверки составляет до 10 суток с возможным продлением не более чем на 5 суток (п. 82.3 НК). То есть максимальный срок проверки – 15 суток.

Следовательно, в период карантина на предприятие, которое хранит горючее, могут прийти с фактической проверкой. Плательщик может узнать о ней даже в день ее проведения. Времени подготовиться у него не будет. Поэтому следует ежедневно правильно оформлять документы по обороту горючего и избегать его реализации.

Налоговики самостоятельно придут по месту проведения вашей деятельности и могут проверять наличие лицензии и порядок проведения деятельности по такой лицензии.

Фермерское хозяйство получило лицензию. Нужно ли ему подавать декларацию акцизного налога или любую другую отчетность относительно использования горючего?

Нет, подавать какую-либо отчетность, в том числе декларацию акцизного налога, при наличии исключительно лицензии не нужно. Поясним почему.

Во-первых, нормами Закона № 481 не предусмотрено представления отчетности относительно горючего, которое хранится в рамках полученной лицензии.

Во-вторых, наличие лицензии не означает автоматическое возникновение акциза. Плательщиком акцизного налога являются, в частности, лица, которые реализуют горючее (пп. 212.1.15 НК). Действительно, п. 49.2 НК установлено, что плательщики, определенные пп. 212.1.15 НК, а также плательщики, которые имеют действующие (в т. ч. приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, обязаны за каждый установленный НК отчетный период подавать налоговые декларации независимо от того, осуществлялась деятельность в этом периоде или нет.

Впрочем, ГНС разъясняет (ОИР, категория 114.07), что подавать такую декларацию не нужно СХ, который имеет исключительно лицензию и не подпадает под определение плательщика акциза согласно пп. 212.1.15 НК (не реализует горючее), если в течение отчетного периода совокупно выполняются три условия:

  • отсутствуют объекты обложения акцизным налогом и/или показатели, подлежащие отражению в декларации;
  • отсутствуют какие-либо другие действующие/приостановленные лицензии на право осуществления деятельности с горючим (оптовая, розничная торговля, производство);
  • отсутствуют основания для признания его плательщиком акцизного налога по каким-либо иным признакам, установленным в п. 212.1 НК.

Таким образом, чтобы избежать акцизного налога и обязанности подавать соответствующую декларацию, СХ стоит воздержаться от реализации горючего и хранить его исключительно для собственных потребностей в рамках полученной лицензии (не иметь другие лицензии относительно горючего). Если же плательщик имеет другую лицензию относительно горючего (например, на реализацию), то подавать декларацию нужно.

Предусмотрены ли подача заявления и получение лицензии в электронном виде?

Нет. В электронном виде не удастся ни подать заявление, ни получить лицензию или отказ. Подать заявление на получение лицензии можно одним из следующих способов (ст. 15 Закона № 481):

  • передать лично в областную налоговую. Внимание! В период карантина соблюдайте правила гигиены, используйте средства индивидуальной защиты, держите дистанцию в общественных местах;
  • отправить по почте заказным письмом.

Чтобы получить лицензию, заявителю придется прийти в областную налоговую по месту расположения мест хранения горючего. Ведь отправление заявителю лицензии электронным путем или почтой не предусмотрено. Но при позитивном рассмотрении заявления и документов (в случае их представления) заявителя включают в Единый государственный реестр субъектов хозяйствования, которые получили лицензии, и мест производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим (далее – Реестр) (ст. 1 Закона № 481).

Реестр размещен в публичном доступе на сайте ГНС, он постоянно обновляется. Информация в Реестре появится быстрее, чем вы заберете лицензию. Поэтому с помощью Реестра заявитель может удаленно проверить, выдана ли ему лицензия, а сам документ забрать позднее.

Выводы

  1. Введение карантина на территории Украины не отменяет обязанность получить лицензию в случае осуществления деятельности по хранению горючего.
  2. За деятельность без лицензии нарушителю угрожает штраф в размере 500 тыс. грн.
  3. Наличие лицензии у плательщика может быть проверено в процессе фактической проверки. Она проводится без предупреждения плательщика по месту фактического осуществления деятельности и продолжается максимум 15 суток (10 суток с возможным продлением еще на 5).

Комментарии к материалу