Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Получение особого и специализированного образования: что нового

25.10.2017

Новый Закон от 05.09.17 г. № 2145-VІІІ «Об образовании» (далее – Закон № 2145), вступивший в силу с 28.09.17 г., существенно отличается от ранее действовавшего. В данной консультации рассмотрим, что нового гарантирует государство, в частности, получателям художественного, спортивного, военного, научного образования (ст. 19–21 Закона № 2145), а также особым категориям лиц.


Особые категории получателей образования

Право доступа к образованию имеют все граждане страны. Оно не может зависеть от возраста, пола, расы, состояния здоровья, инвалидности, наличия судимости, прочих обстоятельств и качеств человека. Действующее законодательство предусматривает достаточно норм, позволяющих реализовать такое право. Однако практика, к сожалению, иногда бывает грустной.

Рассмотрим, что предлагает Закон № 2145 по поводу процесса получения образовательных знаний лицами с особыми потребностями и как учебные заведения должны это организовать.

К таким категориям, согласно определению ст. 1 Закона № 2145, относятся лица, нуждающиеся в дополнительной постоянной или временной поддержке в образовательном процессе в целях обеспечения их права на образование. Как видим, конкретного определения и перечня этих, так сказать, специальных категорий лиц нет, как и нет критериев определения потребности в такой поддержке. Поэтому можно по-разному трактовать, какие именно лица относятся к этим категориям.

Но ч. 8 ст. 19 Закона № 2145 установлено, что категории лиц с особыми потребностями следует определять актами Кабмина, поэтому ждем принятия соответствующего решения.

Отметим, что старый Закон от 23.05.91 г. № 1060-ХІІ «Об образовании» (далее – Закон № 1060), действие которого прекратилось со вступлением в силу Закона № 2145, не обходил стороной особые категории граждан. Однако законодательного определения, кто относится к ним, не было и ранее.

Лицам с особыми образовательными проблемами согласно ст. 3, 6, 7 Закона № 1060 гарантировалось:

  • создание надлежащих условий для получения образования с учетом их индивидуальных потребностей в условиях инклюзивного обучения;
  • доступность всех форм и типов образовательных услуг по месту жительства;
  • обучение с помощью наиболее доступных для них языков, методов и способов общения (например, на жестовом языке, шрифтом Брайля).

С учетом медицинских показаний и противопоказаний к дальнейшему труду (по заключению МСЭК или ВКК) они могли учиться в профтехзаведениях (ст. 40 Закона № 1060).

Создание для этих лиц инклюзивных и/или специализированных классов проводилось на основании письменного обращения самого лица или его родителей (законных представителей).

Органы местного самоуправления (далее – ОМС) за счет средств местных бюджетов должны были обеспечивать доступ лиц к государственным и коммунальным учебным заведениям путем создания беспрепятственной среды (ст. 14 Закона № 1060). На практике это выглядело, в частности, как обустройство пандусов возле зданий заведений и приспособленных лифтов, специальных подъемников на этажи и лестничные клетки; установка удобных для этих лиц столов, стульев; выделение цветом препятствий (конец ступенек, порог) и т. п.

В этой части нормы нынешнего Закона № 2145 (ч. 6, 7 ст. 20) предусматривают приведение зданий, сооружений и помещений образовательных заведений в соответствие с требованиями доступности, как это установлено государственными строительными нормами и стандартами. Кроме того, уже на этапе проектирования, строительства и реконструкции помещений должен соблюдаться принцип универсального дизайна и/или разумного приспособления.

Теперь потребности указанных лиц учитываются полнее: государством обеспечивается подготовка специалистов для работы с этими лицами; для предоставления образования предусмат­ривается создание надлежащего финансового, материально-технического обеспечения, разумного приспособления по индивидуальной программе развития; формы и виды образования должны учитывать их потребности и возможности.

Предусматривается, что при необходимости образовательные заведения образуют инклюзивные и/или специализированные группы и классы, однако при наличии обращения лица с особыми образовательными потребностями или его родителей их образование является обязательным.

Если у лица, обратившегося в заведение образования, есть физические, психические, сенсорные нарушения и нарушения интеллектуального развития, заведение будет обеспечивать его вспомогательными средствами для обучения. Например, использование говорящих игрушек, электронных записных книжек, синтезаторов языка, диктофонов или же мимики, жестов, картинок, фото, прочих техсредств и т. п.

Как предусматривают нормы ст. 20 Закона № 2145, МОН должен определить порядок предоставления психологически-педагогических услуг таким лицам педработниками заведений, реабилитационными медицинскими учреждениями или специалистами инклюзивно-ресурсного центра.

Лицам должны также предоставляться коррекционно-развивающие услуги (помощь) и психо­лого-педагогическое сопровождение.

Добавим: для контроля соблюдения прав детей с особыми потребностями, их сопровождения госорганы и ОМС создают инклюзивно-ресурсные центры.

Специализированное образование

О специализированном образовании речь идет в ст. 21 Закона № 2145. Таковым считается образование художественного, спортивного, военного или научного направления. Его получение может происходить посредством формального, неформального, информального образования. Провозглашено, что спецобразование требует раннего выявления и развития индивидуальных способностей.

Остановимся на художественном образовании, для которого требуется получение специальных способностей, эстетического опыта (ч. 2 ст. 21 Закона № 2145).

Составляющие этого образования таковы:

  • начальное – то есть полученное одновременно с начальным и/или базовым средним образованием, когда обретаются компетентности в выбранном виде искусства на начальном уровне;
  • профильное, когда основой является уже полученное начальное художественное образование. Предусматривается, что профильное образование получается одновременно с полным общим средним, затем продолжается на следующем уровне образования;
  • профессиональное предвысшее, основой которого является начальное художественное образование, полученное одновременно с полным общим средним, и заключается оно в получении профессиональной компетентности по определенной художественной специальности;
  • высшее, когда получается соответствующая степень высшего образования (младшего бакалавра, бакалавра, магистра, доктора философии/доктора искусств и доктора наук) по определенной художественной специальности.

Получателям художественного образования в специализированных заведениях безвозмездно предоставляются места в общежитиях (интернатах), питание, учебное оборудование. Как именно будут обеспечиваться получатели образования такими преференциями, надеемся, установит своим решением Кабмин, хотя прямо об этом новый Закон не говорит.

В ст. 21 Закона № 2145 речь идет также о спортивном образовании, то есть усвоении образовательной программы по соответствующему виду спорта для обретения профессиональных компетентностей в физкультуре и спорте. Образовательные программы должны быть разработаны всеукраинскими федерациями по видам спорта и утверждены центральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.

Получателям спортивного образования должны бесплатно предоставляться места в общежитиях, питание, табельная парадная и спортивная форма, спортинвентарь. Положение о специализированных спортивных заведениях поручено утвердить Кабмину.

Что касается военного образования, то оно предусматривает усвоение программы военной подготовки. Получение такого образования происходит одновременно со средним, профессиональным (профессионально-техническим), профессиональным предвысшим или высшим образованием.

Программы для профессиональных военных должны разрабатываться заведениями спецобразования военного (военно-спортивного) профиля, а утверждаться, как предусматривает законодательство, теми госорганами, к сфере управления которых будут относиться соответствующие заведения.

Определена такая структура военной подготовки:

  • допризывная;
  • подготовка лиц по военно-техническим и военно-медицинским специальностям;
  • военно-профессиональная подготовка (это для рядовых, старшин, сержантов, срочной военной службы и контрактников);
  • подготовка лиц сержантского (старшинского) состава с одновременным получением высшего образования;
  • подготовка лиц офицерского состава, когда они получают соответствующие степени высшего образования и уровни военного образования (тактический, оперативно-тактический или оперативно-стратегический).

Получатели образования в военных (военно-спортивных) заведениях безвозмездно обеспечиваются местами в общежитиях, питанием, специальной одеждой.

Заметим: при наличии в заведениях образования воинских структурных подразделений положения об этих подразделениях должны быть приняты МОН совместно с Минобороны.

Перейдем к образованию научного направления, которое базируется на опытно-ориентированном обучении с углубленным изучением профильных предметов. В дальнейшем приобретенные знания понадобятся для опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской работы.

Здесь образование предусматривается по двум уровням: базовое образование научного направления, когда получателем приобретаются начальные знания; профильное – ориентированное на продолжение обучения на следующих уровнях образования. Добавим, что после утверждения Кабмином положения о заведениях специализированного образования научного профиля узнаем, в каком именно порядке соискатели этого образования бесплатно будут обеспечиваться общежитиями, питанием, учебным оборудованием и как им будет выплачиваться стипендия.

Обращаем внимание: аккредитация образовательных программ специализированного образования, их аудит должны проводиться с обязательным привлечением представителей соответствующей сферы. Что касается финансирования получения специализированного образования, то оно будет осуществляться из государственного бюджета (включая образовательные субвенции местным бюджетам), местных бюджетов и других, не запрещенных источников.

Для того чтобы граждане Украины могли реализовать свое право на инклюзивное или специализированное образование, а органы власти – его обеспечить, Кабмином должны быть утверждены:

  • категории лиц с особыми образовательными потребностями;
  • положения о специализированных заведениях (художественного, спортивного, военного, научного направления);
  • порядок и условия материального и иного обеспечения учащихся и студентов образовательных заведений спецнаправления, включая выплату стипендии.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Новое
25.11.2024
Составляем график отпусков
Кадровики, составляя графики отпусков, часто сталкиваются с определенными трудностями. Немало вопросов по созданию этого документа возникает в условиях военного положения и широкого применения дистанционной работы. Рассмотрим, что должен учитывать кадровик, составляя график отпусков на следующий год...
05.12.2023
Почему нужен аудит личных карточек работников
Об аудите трудовых книжек, который будет содействовать переходу работодателей на электронное ведение кадровой документации, мы уже писали (см. «Проводим аудит трудовых книжек»). Конечно, такой переход коснется и других кадровых документов. Итак, на этот раз поговорим о личных карточках р...
05.12.2023
Стажировка и прохождение практики в учреждении
В соответствии со ст. 8 Закона от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения» каждый имеет право, наряду с прочим, на профессиональное обучение, которое реализуется путем первичной профессиональной подготовки, переподготовки, специализации и повышения квалификации, стажировки непосредст...