Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Контроль ведения военного учета

07.05.2018 14080 0 2


Рассмотрим вопросы проверки состояния ведения военного учета в целях предотвращения нарушений в этой области.


Предпосылки для проверки

На сегодняшний день базовым документом, которым регулируются вопросы учета военнообязанных, является Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921 (далее – Порядок № 921).

Согласно этому Порядку учет организуют и ведут органы исполнительной власти всех уровней (от центральных до местных), исполкомы сельских, поселковых и городских советов, военкоматы, воинские части, учреждения, организации, а также учебные заведения.

Очень важно ведение такого учета для обеспечения полного и качественного комплектования ВСУ и других воинских формирований личным составом в мирное время и особый период.

Для этого крайне необходимо обеспечение полноты и достоверности данных о количественном составе и качественном состоянии призывников и военнообязанных.

Контрольные функции в отношении военного учета, который осуществляется ответственными за его ведение лицами, возложены на Генштаб ВСУ. Поэтому Генштаб ежегодно до 1 марта утверждает для штабов оперативных командований план проверки состояния такого учета.

Как предусмотрено п. 73 Порядка № 921, программа с определенными вопросами проверки доводится оперативными штабами до сведения соответствующих руководителей госорганов, ОМС, учреждений, заведений не позднее чем за 10 дней до ее начала. Вопросы, которые подлежат проверке, содержатся в приложении 27 к Порядку № 921.

Что будет проверяться в министерствах

В ходе проверки аппарата министерств и ведомств, которыми осуществляется военный учет, уполномоченные для проверки лица Генштаба ВСУ должны выяснить вопросы, касающиеся:

  • результатов контроля состояния этого учета;
  • состояния методологического, методического и научного обеспечения мероприятий воинского учета;
  • организации и состояния повышения квалификации военно-учетного персонала.

Подлежит проверке и кадровое подразделение в части ведения им учета, а также несколько учреждений и предприятий, которые находятся в ведении центрального органа исполнительной власти.

И это еще не все. Процедура проверки применяется:

  • к положению о структурном подразделении, которым обеспечивается функционирование системы военного учета в соответствующей отрасли (например, образовании, культуре), включая бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
  • нормативно-правовому акту, которым принят документ по определению порядка выполнения функциональных задач, результатов контроля соблюдения порядка военного учета органами, подчиненными соответствующему министерству, ведомству.

Проверка местных госорганов

Проверке подлежат:

  • аппарат местного госоргана (например, областная, районная госадминистрации, территориальный орган министерства, ведомства) в отношении организационных вопросов учета на территории административно-территориальной единицы;
  • методика обеспечения учета и повышения квалификации ответственных за него лиц;
  • кадровое подразделение аппарата госоргана и несколько исполкомов или учреждений, расположенных на территории ответственности госоргана.

Проверка ОМС

Заметим, что проверка исполкомов сельских, поселковых и городских советов наиболее детальная. Ведь исполкомы выполняют достаточно большой объем работы по учету военнообязанных, поэтому не стоит удивляться придирчивости проверяющих.

Итак, кратко перечислим моменты, на которые обращают внимание уполномоченные для проверки лица Генштабу ВСУ при проверке:

  • выполнение мероприятий по взятию на учет лиц, прибывших на постоянное место жительства на территорию, находящуюся в ведении соответствующего совета;
  • снятие с учета лиц после их выбытия в другую местность на новое место жительства;
  • меры по выявлению тех, кто проживает на обслуживаемой исполкомом территории и не состоит на военном учете, а также взятие их на персональный учет и направление лиц в военкоматы;
  • оповещение о вызове лиц в комиссариат;
  • сроки и способы сверки данных учета, внесения необходимых изменений в них. Заметим: как минимум раз в году исполкомы должны сверять учетные данные военнообязанных с имеющимися в военкоматах, а также данные о месте жительства – с домовыми книгами путем подворного обхода;
  • списки граждан, подлежащих приписке к призывному участку;
  • контроль соблюдения гражданами правил военного учета, включая взаимодействие с Нацполицией для розыска лиц, уклоняющихся от выполнения воинского долга;
  • состояние и содержание информирования военкомата о нарушителях правил учета.

Отдельно обратим внимание на проверку вопроса, своевременно ли уведомлен рай(гор)военкомат о регистрации, ликвидации учреждения, относящегося к сфере управления исполкома совета. Такая обязанность для ОМС предусмотрена законодательными актами и Порядком № 921.

Документы, подлежащие проверке по отдельно определенной норме

В министерствах или ведомствах, местных госорганах, исполкомах советов обязательно проверяются документы, указанные в п. 5 приложения 27 к Порядку № 921.

Рассмотрим подробнее, о чем идет речь.

Прежде всего, обращаем внимание работодателей (руководителей бюджетных учреждений, заведений, госорганов, председателей советов) на то, что проверка начинается с вопроса правильности назначения лиц, ответственных за ведение военного учета. Поэтому приказ об их назначении должен содержать данные о наименование должности работника, структурного подразделения, в штате которого он состоит, а также об установлении условий оплаты труда по этой должности.

При наличии оснований, предусмотренных п. 11 Порядка № 921, указывается размер доплаты, которая устанавливается работнику за ведение им военного учета.

Проверяющие обращают внимание также на соответствие обеспечения военного учета требованиям, установленным Минобороны и Госстатом.

Речь идет, в частности, о следующих требованиях:

  • изменения учетных данных призывников и военнообязанных отражаются по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 921, где, среди прочего, указывается военный идентификационный номер, а также номер военно-учетной специальности; воинское звание, данные военного билета. В уведомлении следует зафиксировать, какие именно учетные данные изменяются и основания для таких изменений;
  • обращение об уклонении гражданина от выполнения им воинского долга оформляется согласно приложению 5 к Порядку № 921. Лицо, ответственное за военный учет, должно подготовить такое обращение в соответствующий местный орган Нацполиции о работнике (студенте, воспитаннике), который состоит на военном учете. Основанием для такого обращения является грубое нарушение таким военнообязанным Правил военного учета (приложение 1 к Порядку № 921), что вынуждает прибегнуть к его розыску, задержанию и доставке в военкомат.
  • необходимость уведомления рай(гор)военкомата о регистрации, ликвидации учреждений (приложение 6 к Порядку № 921). Например, предоставляются данные о вновь созданном коммунальном заведении здравоохранения или же о реорганизации специализированного учебного заведения спортивного профиля в детско-юношескую спортивную школу и т. п.
  • своевременность оформления бронирования военнообязанных за учреждением, организацией на период мобилизации и на военное время.

Подлежат проверке и такие документы, как:

  • штатное расписание;
  • должностные инструкции ответственных за военный учет работников;
  • картотека личных карточек по форме № П2 (№ П2 ДС) (утверждена приказом Минстата от 26.12.95 г. № 343);
  • служебная переписка с комиссариатом;
  • сведения о численности военнообязанных, забронированных согласно перечням должностей и профессий;
  • удостоверение об отсрочке от призыва в ВСУ на период мобилизации и на военное время, включая сведения относительно их выдачи;
  • журнал учета результатов проверок состояния военного учета и сверки военно-учетных документов;
  • ведомости о начислении и получении зарплаты работниками.

Важным является также вопрос разработки и утверждения приказом руководителя органа государственной власти, председателем местного совета плана-графика проверок состояния военного учета на текущий год, который будет осуществляться районным или городским военкоматом.

Не лишним будет определить в этом распорядительном документе лицо, на которое возлагается контроль выполнения таких планов-графиков. В графике необходимо указать:

  • срок проверки (т. е. конкретную дату);
  • лиц или подразделение, привлеченных к проверке;
  • точное название и адрес учреждений, организаций, заведений, которые будут проверяться.

Проверки в отношении женщин-военнообязанных

Отдельно поговорим о лицах, которые подлежат военному учету и данные о которых отражаются в Списке женщин, имеющих профессию, родственную с соответствующей военно-учетной специальностью (приложение 10 к Порядку № 921). Ответственным за военный учет лицом должна быть внесена в этот Список Ф. И. О., дата рождения, серия и номер паспорта женщины, а также ее специальность.

Речь идет, в частности, о медицинских работниках, связистах, картографах, граверах, кинои радиомеханиках. То есть руководствоваться в таком случае следует Перечнем специальностей, после получения которых пригодные к военной службе женщины состоят на военном учете, утвержденным постановлением КМУ от 14.10.94 г. № 711.

Такие категории лиц должны быть пригодны к прохождению военной службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению.

Обращаем внимание: три колонки этого Списка подлежат заполнению военкоматом, а именно данные:

  • о номере военно-учетной специальности;
  • результатах военно-врачебной комиссии;
  • серии и номере военного билета.

В то же время лицу, ответственному за военный учет, не помешает знать о новациях, введенных приказом Минобороны от 12.03.18 г. № 111. Этим приказом утверждены в новой редакции Временные перечни военно-учетных специальностей по рядовому, сержантскому и старшинскому составу ВСУ; должностям, на которые разрешается назначать военнослужащих-женщин; специалистам штатных военно-музыкальных учреждений и военно-музыкальных подразделений в ВСУ и ансамблей песни и танца. Обновленные Временные перечни применяются с 01.03.18 г.

Таким образом, учет женщин-военнообязанных должен быть корректным, и поэтому при проверке комиссариаты будут уделять этой позиции немалое внимание.

Дополнительная проверка

Кроме проверки вышеизложенных вопросов Порядок № 921 предусматривает дополнительную проверку в учебных заведениях.

Напомним: лицо, которое отвечает за учет призывников и военнообязанных в учебном заведении, должно вести отдельно учет персонала этого заведения и отдельно – учащихся, студентов, воспитанников.

Итак, в этих учебных заведениях подлежит дополнительной проверке своевременность:

  • выдачи призывникам справок об их отсрочке от призыва на срочную службу (конечно, для такой отсрочки должны быть законодательные основания), а также персональных подтверждающих документов, касающихся такой отсрочки;
  • уведомления рай(гор)военкомата об изменении формы обучения (очная, заочная, вечерняя), а также о зачислении (отчислении) из заведения;
  • представления в комиссариат и полноты составления списка женщин, профессия которых родственна соответствующей военно-учетной специальности.

Заметим также, что дополнительная проверка применяется к военным структурам, таким как воинские части, воинские формирования. Там будет проверяться своевременность направления в военкоматы именных списков и военно-учетных документов призывников и военнообязанных для их снятия (исключения) с воинского учета, наличие военно-учетных документов у призывников и военнообязанных, сданных на хранение в кадровое подразделение.

И в завершение добавим: в колонке «решение руководителя« Журнала учета результатов проверок состояния военного учета призывников и военнообязанных и сверки их учетных данных с данными районных (городских) военных комиссариатов (форма приведена в приложении 7 к Порядку № 921) обязательно указывается задание руководителя учреждения об устранении выявленых в ходе проверки нарушений, в последней колонке следует отражать не только результаты проверки, выводы и предложения, но и данные об устранении выявленных при проверке нарушений.

Комментарии к материалу