Как бюджетному учреждению оформить возвращение к работе работников после карантина
Практическая ситуация
После принятия правительством решения относительно ослабления карантина в стране постепенно возобновляется обычный режим работы учреждений и организаций. Однако опасность вируса не прошла. Кроме того, часть работников была в отпусках без сохранения зарплаты, а часть – на дистанционной работе. Как должен позаботиться работодатель о возвращении работников к работе после карантинных ограничений?
Работодатель прежде всего должен определить, какие работники нужны именно на своих рабочих местах, а какие могут продолжить работать удаленно или в условиях гибкого рабочего времени.
Напомним, что законодательством не предусмотрен автоматический выход работников из отпусков без сохранения заработной платы. Разве что в заявлении о таком отпуске работник указал дату выхода на работу, например 01.07.20 г.
А прерывание отпуска (основного или дополнительного) возможно только в случаях, предусмотренных ст. 79 КЗоТ, например в случае производственной аварии или для устранения последствий производственной аварии, предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества предприятия. В ином случае выход из отпуска должен происходить с согласия самого работника по следующей процедуре:
- Работодатель связывается с работником и информирует его о возможности выхода на работу в связи с окончанием карантина.
- Работник пишет заявление с просьбой прервать отпуск и позволить приступить к работе.
- На основании заявления работника работодатель издает приказ о прерывании отпуска без сохранения зарплаты, который был предоставлен на период карантина.
- В приказе следует указать дату, когда работник должен приступить к работе. Принуждение работника к выходу из отпуска неправомерно.
В случае внедрения работодателем дистанционной работы во время карантина к выходу работников на свои рабочие места в офисе нужно подготовиться. Для этого надо:
- определиться с датой возвращения работников;
- выяснить, все ли работники имеют возможность работать в офисе;
- подготовить приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы.
Также нужно издать приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы и возобновлении обычного режима работы, указав в нем:
- причину изменения режима работы с дистанционного на обычный, а именно в связи с окончанием карантина и отменой ограничительных мероприятий, возобновлением работы транспорта;
- дату прекращения дистанционного режима работы;
- дату выхода работника на рабочее место;
- перечень работников, которые возвращаются к обычному режиму, и их должности;
- порядок ознакомления работников с приказом и изменением режима работы.
Если часть работников остается дома, то это нужно указать в приказе. Продлить режим дистанционной работы для определенных работников можно и по отдельному приказу, но для этого они должны написать заявления. Ведь КЗоТ позволяет работодателю устанавливать режим дистанционной работы по приказу только на время угрозы распространения пандемии (ч. 2 ст. 60 КЗоТ).
Возвращая работников в офисы, следует позаботиться о соблюдении санитарных и эпидемиологических требований, определенных, прежде всего, Законом от 06.04.2000 г. № 1645-III «О защите населения от инфекционных болезней». Обязательными являются: проведение дезинфекции помещений; обеспечение работников антисептиками для обработки рук; соблюдение расстояния между столами работников и т. п. При правильной организации работы на предприятии все это можно сделать одновременно. Обязанностью работодателя является создание надлежащих и безопасных условий труда (ст. 141, 153 КЗоТ). Поэтому он не имеет права требовать от работника выполнения работы, объединенной с явной опасностью для жизни, а также в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда.
Комментарии к материалу