Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как бюджетному учреждению оформить возвращение к работе работников после карантина

Карантин

15.06.2020 204 0 1


Практическая ситуация

После принятия правительством решения относительно ослабления карантина в стране постепенно возобновляется обычный режим работы учреждений и организаций. Однако опасность вируса не прошла. Кроме того, часть работников была в отпусках без сохранения зарплаты, а часть – на дистанционной работе. Как должен позаботиться работодатель о возвращении работников к работе после карантинных ограничений?

Работодатель прежде всего должен определить, какие работники нужны именно на своих рабочих местах, а какие могут продолжить работать удаленно или в условиях гибкого рабочего времени.

Напомним, что законодательством не предусмотрен автоматический выход работников из отпусков без сохранения заработной платы. Разве что в заявлении о таком отпуске работник указал дату выхода на работу, например 01.07.20 г.

А прерывание отпуска (основного или дополнительного) возможно только в случаях, предусмотренных ст. 79 КЗоТ, например в случае производственной аварии или для устранения последствий производственной аварии, предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества предприятия. В ином случае выход из отпуска должен происходить с согласия самого работника по следующей процедуре:

  1. Работодатель связывается с работником и информирует его о возможности выхода на работу в связи с окончанием карантина.
  2. Работник пишет заявление с просьбой прервать отпуск и позволить приступить к работе.
  3. На основании заявления работника работодатель издает приказ о прерывании отпуска без сохранения зарплаты, который был предоставлен на период карантина.
  4. В приказе следует указать дату, когда работник должен приступить к работе. Принуждение работника к выходу из отпуска неправомерно.

В случае внедрения работодателем дистанционной работы во время карантина к выходу работников на свои рабочие места в офисе нужно подготовиться. Для этого надо:

  • определиться с датой возвращения работников;
  • выяснить, все ли работники имеют возможность работать в офисе;
  • подготовить приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы.

Также нужно издать приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы и возобновлении обычного режима работы, указав в нем:

  • причину изменения режима работы с дистанционного на обычный, а именно в связи с окончанием карантина и отменой ограничительных мероприятий, возобновлением работы транспорта;
  • дату прекращения дистанционного режима работы;
  • дату выхода работника на рабочее место;
  • перечень работников, которые возвращаются к обычному режиму, и их должности;
  • порядок ознакомления работников с приказом и изменением режима работы.

Если часть работников остается дома, то это нужно указать в приказе. Продлить режим дистанционной работы для определенных работников можно и по отдельному приказу, но для этого они должны написать заявления. Ведь КЗоТ позволяет работодателю устанавливать режим дистанционной работы по приказу только на время угрозы распространения пандемии (ч. 2 ст. 60 КЗоТ).

Возвращая работников в офисы, следует позаботиться о соблюдении санитарных и эпидемиологических требований, определенных, прежде всего, Законом от 06.04.2000 г. № 1645-III «О защите населения от инфекционных болезней». Обязательными являются: проведение дезинфекции помещений; обеспечение работников антисептиками для обработки рук; соблюдение расстояния между столами работников и т. п. При правильной организации работы на предприятии все это можно сделать одновременно. Обязанностью работодателя является создание надлежащих и безопасных условий труда (ст. 141, 153 КЗоТ). Поэтому он не имеет права требовать от работника выполнения работы, объединенной с явной опасностью для жизни, а также в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда.

Комментарии к материалу