Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Больничные во время военного положения: ответы на актуальные вопросы

20.04.2022 1974 0 1

Мы научились жить и работать в условиях военного положения. И даже при отсутствии такой возможности работодатели пытаются выполнять свои обязательства перед работниками, поддерживая их выплатой в размере 2/3 оклада или же средней зарплаты. А как быть с больничными? Как сегодня открыть, закрыть, оплатить листок нетрудоспособности? Мы подобрали ответы от Фонда социального страхования Украины (далее – ФСС) на наиболее актуальные вопросы.


Вопросы – ответы

На самом ли деле больничные украинским работникам, с которыми в связи с войной приостановлен трудовой договор, выплатит страна-агрессор?

В условиях военного времени украинские работодатели могут приостановить действие трудовых договоров со своими работниками. В таком случае работник временно прекращает выполнять работу, но трудовые отношения сохраняются.

Поскольку в период приостановления действия трудового договора и прекращения выплаты зарплаты факт утраты заработка из-за болезни или травмы невозможен, это влечет за собой также прекращение права на компенсацию утраченного заработка в связи с временной нетрудоспособностью за счет работодателя и за счет ФСС. Важное исключение: выплату пособия по беременности и родам ФСС профинансирует независимо от приостановления действия договора.

Компенсация всех утраченных работником денежных средств возлагается на государство-агрессора, которое обязано возместить украинцам понесенный ущерб, в том числе и за период временной нетрудоспособности. Это предусмотрено Законом от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения», который вступил в силу c 24.03.2022: возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее военную агрессию против Украины.

Как получить больничные и декретные от ФСС эвакуированным работникам?

Порядок предоставления материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования Украины некоторым категориям застрахованных лиц утвержден постановлением правления ФСС от 24.01.2017 № 8 (далее – Порядок № 8).

Если работодатели не смогли проработать листки нетрудоспособности (далее – ЛН) и подать по ним заявления-расчеты в связи с боевыми действиями по месту их нахождения, то работники могут самостоятельно обратиться в ФСС для получения больничных и декретного пособия.

Таким образом, застрахованные лица должны обратиться в любое удобное отделение ФСС по месту временного нахождения вследствие эвакуации, по месту регистрации и т. п.

Перечень отделений ФСС, имеющих возможность вести прием в условиях военного положения, и их контакты обновляются по ссылке.

По результатам такого обращения пособие (по беременности и родам или по временной потере трудоспособности, или на погребение) должно быть начислено и перечислено напрямую работнику на специально открытый для него текущий счет или личную банковскую карточку. Отслеживать состояние финансирования можно в телеграмм-канале ФСС.

Для получения пособия по ЛН застрахованные лица должны иметь бумажный ЛН или э-больничный.

Также следует подготовить копии:

  • 1–4-й, 11–16-й страниц паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
  • регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика.

При наличии также подаются другие документы, предусмотренные в Порядке № 8.

Обратите внимание:

  • пособие предоставляется непосредственно через рабочий орган исполнительной дирекции ФСС в случае, если работодателем не было подано заявление-расчет по ЛН;
  • справка о взятии на учет в качестве внутренне перемещенного лица в таком случае не требуется.

Можно ли во время войны начислять больничные на основании ЛН на распечатанном бланке? Как подать в таком случае заявление-расчет?

По информации от ФСС, из-за боевых действий усложнена логистика и возникли технические ограничения для создания э-больничных, а также выдачи бумажных ЛН.

Для того чтобы это не повлияло на возможность и сроки получения пособия, ФСС выработаны изменения в нормативно-правовые акты, позволяющие выдавать ЛН, несмотря на отсутствие доступа врача к электронным системам, а также в исключительных, определенных Минздравом случаях, несмотря на отсутствие бланков.

Как быть, если невозможно создать медицинское заключение о временной нетрудоспособности?

Если врач не имеет доступа к электронной системе здравоохранения (далее – ЭСЗО), он имеет право вместо оформления медзаключения и автоматического формирования э-больничного выдать пациенту бумажный ЛН на защищенном бланке.

А если нет бланков ЛН?

В исключительных, определенных Минздравом случаях, при отсутствии в заведении здравоохранения (далее – ЗЗ) или реабилитационной помощи бумажных бланков ЛН и объективной невозможности их получения руководитель такого заведения своим решением может разрешить самостоятельно распечатать ЛН на белой бумаге.

Форма ЛН утверждена совместным приказом Минздрава, Минтруда и соцполитики, ФСС по ВПТ, ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 03.11.2004 № 532/274/136-ос/1406 (далее – Приказ № 532).

Внимание! До 1 января 2023 года бумажный ЛН может выдаваться в случае (приказ Минздрава от 25.03.2022 № 522 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 01 июня 2021 года № 1066», далее - Приказ № 522):

  • продления и закрытия ЛН, выданных до 01.10.2021;
  • окончания срока, в течение которого врач-куратор может внести в Реестр изменения в медзаключение о временной нетрудоспособности. В таком случае решение о выдаче ЛН принимает ЛКК ЗЗ, а при ее отсутствии – руководитель заведения;
  • рождения застрахованным лицом ребенка – в течение двух месяцев со дня, указанного в свидетельстве о рождении ребенка, на основании этого свидетельства и решения суда об усыновлении ребенка;
  • возникновения технических проблем (ошибок) передачи данных между Электронным реестром листков нетрудоспособности и Реестром медицинских заключений в ЭСЗО, что приводит к невозможности формирования электронного ЛН в Электронном реестре более чем в течение семи дней с даты создания медзаключения о временной нетрудоспособности – до устранения таких проблем (ошибок);
  • приостановления в установленном порядке в условиях военного положения доступа пользователей ЭСЗО к центральной базе данных ЭСЗО.

Обратите внимание: такой распечатанный ЛН приравнивается к больничному, выданному на бланке – он подтверждает факт временной нетрудоспособности и служит основанием для начисления пособия от ФСС и за счет средств работодателя.

Распечатывать ЛН на обычной бумаге разрешается во время военного положения и в течение трех месяцев после его окончания согласно Приказу № 522.

Как заполнить распечатанный бланк ЛН?

К распечатанному бланку ЛН, при условии что его использование определено Минздравом при сложившихся в ЗЗ обстоятельствах, применяются требования Инструкции о порядке заполнения листка нетрудоспособности, утвержденной Приказом № 532.

В распечатанной форме ЛН в поле «серія бланка» указывается код ЕГРПОУ заведения, а в поле «номер бланка» – порядковый номер записи в Журнале регистрации листков нетрудоспособности, форма которого утверждена приказом Минздрава от 14.02.2012 № 110.

Как работодателю подать заявление-расчет по распечатанному ЛН?

При оформлении распечатанного бланка ЛН работодатель выполняет все свои функции, предусмотренные для работы с бумажными ЛН, в частности рассматривает его на комиссии по социальному страхованию, заполняет обратную сторону (которая может быть также распечатана страхователем самостоятельно, если врач выдал только лицевую сторону), оплачивает первые пять дней нетрудоспособности при необходимости, а также формирует заявление-расчет.

В заявлении-расчете следует указывать код ЕГРПОУ ЗЗ и порядковый номер записи в Журнале регистрации ЛН в колонке 8 «Номер» (игнорируя колонку 7 «Серія») в таком формате: ХХХХХХХХ-YYYY, где ХХХХХХХХ – код ЕГРПОУ ЗЗ, а YYYY – порядковый номер записи в Журнале регистрации ЛН.

Количество символов для этого поля не ограничивается, так как невозможно спрогнозировать количество записей в журнале и какой порядковый номер будет присвоен ЛН.

Изменились ли сроки оплаты ЛН?

Сроки оплаты ЛН остаются без изменений.

Оформление временной нетрудоспособности распечатанным ЛН не повлияет на сроки и возможность получения пособия от Фонда – назначение и выплата денег производятся на общих основаниях.

Обратите внимание: состояние финансирования оплаты ЛН можно отслеживать онлайн в телеграмм-канале ФСС.

Что делать, если страхователем подавалось заявление-расчет, но оно не профинансировано и нет возможности его профинансировать?

Если поданное страхователем заявление-расчет не профинансировано и профинансировать его невозможно из-за отсутствия связи со страхователем для подтверждения его деятельности и возможности перечислить деньги на счета застрахованных лиц согласно поданному заявлению-расчету, то специалистами отделения, обслуживающего этого страхователя, формируется корректирующее заявление-расчет, из которого исключается (сторнируется) ЛН, с которым обратилось застрахованное лицо. В примечаниях указывается цель такой операции и отделение управления исполнительной дирекции Фонда (далее – отделение), в которое застрахованное лицо подает документы для получения пособия согласно Порядку № 8. Такое разъяснение на своем официальном веб-сайте предоставил ФСС.

Если же заявление-расчет было сформировано на основании бумажного ЛН, то такая операция возможна только в случае, если страхователь возвратил застрахованному лицу оригинал бумажного ЛН и оно может подать его в отделение для назначения выплат в соответствии с Порядком № 8.

Кроме того, п. 2.2 Порядка № 8 определено, что материальное обеспечение согласно этому Порядку предоставляется застрахованным лицам, не реализовавшим своего права на получение материального обеспечения в соответствии с Законом от 23.09.1999 № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105), фактическое местожительство которых находится в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме и которые состоят(состояли) в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями или физлицами, зарегистрированными на временно оккупированной территории Украины, в районе проведения боевых действий в Донецкой и Луганской областях или в зоне чрезвычайной ситуации.

Руководствуясь данной нормой Порядка № 8, рабочие органы исполнительной дирекции ФСС могут назначать материальное обеспечение застрахованным лицам, проживающим на территории, где не проводятся боевые действия и функционирование рабочих органов исполнительной дирекции ФСС не нарушено, но состоящих в трудовых отношениях со страхователями (в большинстве случаев это страхователи с централизованными бухгалтериями), фактически находящимися на территории проведения активных боевых действий.

В случае обращения застрахованных лиц, состоящих в трудовых отношениях с такими страхователями, назначение и получение материального обеспечения по страховым случаям, наступившим в период трудовых отношений с такими страхователями, проводится аналогично нормам Порядка № 8. Трудовые отношения подтверждаются справкой страхователя или данными Государственного реестра застрахованных лиц (далее – ГРЗЛ), или поданным заявлением-расчетом, в которое включено материальное обеспечение на основании э-больничного, с которым обращается застрахованное лицо. При наличии поданного заявления-расчета для него также должно быть создано корректирующее заявление-расчет со сторнированием ЛН, по которому назначается пособие по правилам, предусмотренным Порядком № 8.

При применении Порядка № 8 материальное обеспечение назначается, исчисляется на основании данных ГРЗЛ (новых запросов в ГРЗЛ или уже имеющихся). В случае отсутствия части данных в расчетном периоде исчисление производится с использованием имеющихся данных и количества календарных дней в месяцах, за которые данные отсутствуют. Если данные отсутствуют за весь расчетный период, пособие по временной нетрудоспособности не может быть назначено, а пособие по беременности и родам исчисляется в размере, определенном ст. 26 Закона № 1105.

Страховой стаж может быть определен на основании имеющихся данных у застрахованного лица или в Единой информационно-аналитической системе ФСС. При отсутствии информации о страховом стаже пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50 % среднедневной зарплаты.

Можно ли оплачивать э-больничные без изменения статуса на «готовый к уплате»?

Да, можно, если после даты закрытия прошло семь дней.

После возобновления работы Электронного реестра листков нетрудоспособности, доступ к которому приостанавливался в начале войны, некоторые э-больничные остались в статусе «закрытый», несмотря на истечение сроков.

Э-больничный имеет статус «закрытый» со дня его создания, который сменяется на «готовый к оплате» в день выдачи, то есть по истечении семи дней после даты закрытия ЛН по временной нетрудоспособности и семи дней после даты открытия ЛН по беременности и родам.

Однако на сегодняшний день из-за технических сбоев э-больничные часто не изменяют свой статус, несмотря на окончание сроков. В таком случае нужно ориентироваться на даты. Если после даты закрытия, указанной в э-больничном, прошло семь дней, на восьмой день уже можно начинать работать с э-больничным и назначать по нему пособие, даже если его статус остался «закрытым».

Врач имеет возможность внести изменения в э-больничный в течение семи дней с момента создания. Поэтому информация, содержащаяся в таком ЛН на восьмой день, считается окончательной и работодатель может начать назначение пособия от ФСС и за счет средств предприятия.

Комментарии к материалу