Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Реформы бухучета в госсекторе

17.07.2019 1150 0 0

Процесс реформирования бухгалтерского учета происходит во всех европейских и других странах мира. Украина не стоит в стороне от этого процесса, ведь в нашей стране продолжается реформа управления государственными финансами, одним из элементов которой является модернизация системы бухучета в госсекторе. Главными задачами модернизации системы бухучета определены обеспечение открытости и прозрачности информации об экономическом состоянии субъекта бухучета в бюджетной сфере, эффективное расходование бюджетных средств для предоставления публичных услуг высокого качества. Сегодня мы пригласили члена редколлегии журнала «БАЛАНС-БЮДЖЕТ», руководителя Бухгалтерской службы Конституционного Суда Украины Наталью ОСНИЦКУЮ на разговор о реформировании бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.


– Наталья Анатольевна, как нам известно, в начале реформы бухучета и финотчетности в госсекторе большинство бухгалтеров-бюджетников, несмотря на такие высокие общественные ожидания от реализации Стратегии реформирования системы управления государственными финансами, были встревожены и не понимали необходимости изменений, которые предлагались для внедрения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений. Как бы вы объяснили эту ситуацию?

– Финансовые работники бюджетных учреждений, с учетом наличия соответствующих профессиональных навыков и специфики их деятельности, понимали, как никто, необходимость проведения реформы государственных финансов. Однако, действительно, на первом этапе модернизации государственных финансов, в частности адаптации национального бухучета к международным требованиям, имели место, я бы сказала, «непозитивные настроения» среди бухгалтеров субъектов госсектора. Однако на это были свои причины как морального, так и технического характера.

Бухучет в бюджетных учреждениях был устойчив, детально регламентирован актами Минфина и Казначейства, а в перспективе бухгалтеров ожидали сплошные новации – от универсального для всех субъектов госсектора Плана счетов бухгалтерского учета и НП(С)БУГС, разработанных на основе международных стандартов, до абсолютно новых подходов к составлению финотчетности. При этом отмечалось, что бухгалтерам будет предоставлено больше возможностей для применения «собственного профессионального суждения»... Такие настроения у бухгалтеров возникли в связи с масштабным характером анонсированных изменений и революционным характером их внедрения, отсутствием свободного времени для изучения предложенных новаций из-за постоянной загруженности текущей работой.

Впрочем, со временем ситуация изменилась. В значительной степени это объясняется взвешенной политикой Минфина, ведь министерство оперативно среагировало на все эти обстоятельства и внедрение новаций осуществлялось поэтапно. Сначала были введены в действие национальные стандарты по учету необоротных активов и запасов, проведены учебные мероприятия с главными распорядителями бюджетных средств и со временем соответствующие мероприятия в регионах с распорядителями низшего уровня. И уже потом внедрили План счетов бухучета, другие НП(С)БУГС и начали составлять финотчетность по новым правилам.

Ну и, безусловно, в который раз надо отметить умение бухгалтеров страны быстро готовиться и адаптироваться к изменениям, даже таким глобальным, которые произошли в бухучете бюджетных учреждений вследствие внедрения НП(С)БУГС и нового Плана счетов.

– Сейчас можно говорить о неотвратимости изменений в бухучете бюджетных учреждений: реализована Стратегия модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007-2015 годы, утвержденная постановлением КМУ от 16.01.07 г. № 34. Правительством 20 июня текущего года одобрена Стратегия модернизации системы бухучета и финотчетности в госсекторе до 2025 года (распоряжение № 437-р). Какие из достижений реформирования, по вашему мнению, являются безоговорочными и наиболее важными для общества?

– Я считаю, что важными достижениями реформы является усовершенствование методологии и переход на единые методологические принципы бухгалтерского учета и отчетности, которые реализованы путем разработки на основе международных стандартов и внедрения 20 НП(С)БУГС; внедрение единого для всех субъектов госсектора Плана счетов бухучета, который содержит субсчета для отражения в бухучете информации об операциях по исполнению бюджетов, распорядителей бюджетных средств и фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Однако, если быть откровенным, то надо констатировать, что сейчас бухучет субъектов госсектора не в полной мере соответствует международным стандартам учета, но то, что уже сделано, является серьезным достижением на пути Украины к имплементации международного права в национальное законодательство.

Кроме указанного, не менее важным, по моему мнению, является то, что во время реализации Стратегии модернизации бухучета и Стратегии реформирования системы управления государственными финансами к большинству бухгалтеров-практиков, работающих в госсекторе экономики, пришло понимание того, что необходимо сосредоточивать внимание не только на контроле за расходами, ведь это длительное время превалировало в нашей деятельности, а и на повышении эффективности предоставленных услуг. Учетная информация является информационным источником для принятия управленческих решений. В значительной степени качество этих решений зависит от достоверности и достаточности такой информации.

– Какие меры, необходимые для дальнейшего реформирования, Вы считаете заслуживающими внимания прежде всего?

– Среди актуальных и крайне необходимых я бы назвала следующие:

  • разработка методических рекомендаций к тем НП(С)БУГС, которые их не имеют;
  • внедрение на постоянной основе мер по повышению квалификации бухгалтеров (желательно с возможностью пройти обучение в онлайн-режиме) и подтверждение соответствующей квалификации;
  • мониторинг изменений, которые вносятся в международные стандарты, и соответствующая корректировка национальных стандартов бухучета;
  • усовершенствование программного обеспечения по автоматизации бухучета и составлению отчетности.

– Стратегией модернизации системы бухучета и финотчетности в госсекторе до 2025 года предусмотрено создание унифицированного программного продукта по ведению бухучета и составлению финотчетности распорядителями бюджетных средств и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования. Как вы считаете, есть ли смысл создавать такой продукт или достаточно адаптировать и модернизировать программные продукты, которые сейчас используются бюджетными учреждениями?

– Я считаю создание такого унифицированного продукта крайне необходимым и актуальным. На сегодня на рынке ІТ-услуг имеется достаточно программных решений для автоматизации учета, но после внедрения НП(С)БУГС большинство из них не соответствуют ожиданиям бухгалтеров из-за несовершенства их работы. Очень часто наблюдается ситуация, когда в учреждении будто бы и есть программное обеспечение по автоматизации учета, платятся бюджетные средства за его обслуживание, но значительное количество процессов не автоматизировано. Такое положение дел значительно усложняет работу бухгалтеров и отрицательно влияет на качество и оперативность подготовки учетной информации.

Так вот, очень надеемся на создание такого программного продукта по бухучету и составлению отчетности, который бы соответствовал высоким стандартам качества, был интегрирован в учетную систему Казначейства и систему представления финотчетности в электронном формате и таким образом в перспективе облегчил жизнь бухгалтерам.

Комментарии к материалу