Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Благотворительная помощь: порядок предоставления и особенности оформления

17.04.2020 5374 0 1


Получение благотворительной помощи разных видов в последние годы стало достаточно распространенным явлением в бюджетной сфере. Благодаря дополнительным поступлениям средств (товаров, работ или услуг) от благотворителей бюджетные учреждения имеют возможность поддерживать свою деятельность на надлежащем уровне. Порядок предоставления благотворительной помощи и использования ее бюджетными учреждениями четко урегулирован действующим законодательством. Рассмотрим его подробнее.


Правовая основа благотворительности

Сфера благотворительности регулируется в Украине рядом нормативно-правовых актов, основным из которых является Закон от 05.07.12 г. № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 5073).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 5073 благотворительная деятельность – это добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения определенных данным Законом целей, которая не предусматривает получения благотворителем прибыли, а также уплаты какого-либо вознаграждения или компенсации благотворителю от имени либо по поручению бенефициара.

Бенефициаром (приобретателем) благотворительной помощи может быть, в частности, неприбыльная организация или территориальная громада (т. е. субъекты госсектора), которая получает помощь от одного или нескольких благотворителей для достижения целей, определенных Законом № 5073. Бенефициарами благотворительных организаций также могут быть любые юридические лица, которые получают помощь для достижения целей, определенных Законом № 5073.

Благотворитель – это дееспособное физическое или юридическое лицо частного права (в частности, благотворительная организация), которое добровольно осуществляет один или несколько видов благотворительной деятельности.

К благотворителям не относятся субъекты госсектора, поскольку они не являются юрлицами частного права.

Кроме Закона № 5073, вопросы предоставления и получения благотворительной помощи определяют следующие нормативно-правовые акты:

  • Бюджетный кодекс;
  • Порядок передачи подарков, полученных как подарки государству, Автономной Республике Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным учреждениям либо организациям, утвержденный постановлением КМУ от 16.11.11 г. № 1195;
  • Порядок получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания, для нужд их финансирования, утвержденный постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222 (далее – Порядок № 1222);
  • Порядок распределения товаров, полученных как благотворительная помощь, и контроля за целевым распределением благотворительной помощи в виде предоставленных услуг или выполненных работ, утвержденный постановлением КМУ от 17.08.98 г. № 1295 (далее – Порядок № 1295).

Направления и виды благотворительности

Закон № 5073 четко регламентирует цели благотворительной деятельности, виды благотворительных организаций, сферы и порядок управления ими. Так, согласно ст. 3 Закона № 5073 целями благотворительной деятельности являются предоставление помощи для содействия законным интересам бенефициаров в сферах благотворительной деятельности, определенных данным Законом, а также развитие и поддержка этих сфер в общественных интересах. Указанная статья содержит также полный перечень сфер благотворительной деятельности, в частности:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • экология, охрана окружающей среды и защита животных;
  • предотвращение природных и техногенных катастроф и ликвидация их последствий, помощь пострадавшим в результате катастроф, вооруженных конфликтов и несчастных случаев, а также беженцам и лицам, которые пребывают в сложных жизненных обстоятельствах;
  • опека и попечительство, законное представительство и правовая помощь;
  • социальная защита, социальное обеспечение, социальные услуги и преодоление бедности;
  • культура и искусство, охрана культурного наследия;
  • наука и научные исследования;
  • спорт и физическая культура;
  • права человека и гражданина и основополагающие свободы;
  • развитие территориальных громад;
  • развитие международного сотрудничества Украины;
  • стимулирование экономического роста и развития экономики Украины и ее отдельных регионов и повышение конкурентоспособности Украины;
  • содействие осуществлению государственных, региональных, местных и международных программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в Украине;
  • содействие обороноспособности и мобилизационной готовности страны, защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного положения.

Согласно ст. 5 Закона № 5073 благотворители совместно или индивидуально могут осуществлять благотворительную деятельность на основании добровольного выбора одного или нескольких следующих ее видов:

  • безвозмездная передача в собственность бенефициаров денежных средств, другого имущества, а также безвозмездная уступка бенефициарам имущественных прав;
  • безвозмездная передача бенефициарам права пользования и других вещных прав на имущество и имущественных прав;
  • безвозмездная передача бенефициарам доходов от имущества и имущественных прав;
  • безвозмездное предоставление услуг и выполнение работ в пользу бенефициаров;
  • благотворительная совместная деятельность и выполнение других контрактов (договоров) о благотворительной деятельности;
  • публичный сбор благотворительных пожертвований;
  • управление благотворительными эндаументами (денежными фондами);
  • исполнение завещаний, завещательных отказов и наследственных договоров для благотворительной деятельности;
  • проведение благотворительных аукционов, неденежных лотерей, конкурсов и других благотворительных мероприятий, не запрещенных законом.

Законы Украины могут определять дополнительные виды благотворительной деятельности и особенности регулирования определенных видов благотворительной деятельности. Однако получение бенефициарами благотворительной помощи от благотворителей не может быть основанием для ограничения или прекращения каких-либо иных видов помощи, выплат или льгот, определенных законами Украины.

Перечень бюджетных учреждений – получателей благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц приведен в Порядке № 1222. Это заведения образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания.

Закон № 5073 не предусматривает предоставления благотворительной помощи органам исполнительной власти, органам местного самоуправления (далее – ОМС), органам и подразделениям внутренних дел и гражданской защиты или другим военизированным формированиям. В этом контексте уместно напомнить, что в соответствии с ч. 1. ст. 54 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» государственным органам и ОМС запрещается получать от физических, юридических лиц безвозмездно денежные средства или другое имущество, нематериальные активы, имущественные преимущества, льготы или услуги, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой.

Незаконное получение от физических, юридических лиц безвозмездно денежных средств или другого имущества, нематериальных активов, имущественных преимуществ, льгот или услуг при наличии оснований влечет за собой ответственность соответствующих должностных лиц государственных органов и ОМС.

Порядок предоставления и оформления

Порядком № 1222 урегулированы вопросы получения, использования и учета благотворительных взносов (пожертвований) от благотворителей – юридических и физических лиц резидентов и нерезидентов бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания. В частности, благотворительные взносы могут предоставляться благотворителями приобретателям в денежной форме для потребностей их финансирования по направлениям расходов, определенным благотворителем, а также как товары, работы, услуги в натуральной форме.

Благотворительные взносы не могут заменять плату за предоставление учреждениями и заведениями платных услуг по перечням, определенным в установленном порядке.

Если конкретные цели использования благотворительных средств благотворителем не определены, то пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учреждения, заведения-бенефициара в соответствии с первоочередными потребностями, связанными исключительно с их основной деятельностью. Поэтому часть средств, полученных как благотворительные взносы, может быть направлена на выплату зарплаты работникам указанных учреждений при условии соблюдения требований Закона № 5073, но только в случае, если такое направление расходов определено благотворителем.

На сегодня благотворительные взносы могут поступать к приобретателям несколькими путями. Это может быть, например, оформление договора по предоставлению благотворительной помощи.

Гражданское законодательство рассматривает благотворительную помощь как пожертвование. Согласно ст. 729 Гражданского кодекса (далее – ГК) во время заключения договоров о пожертвовании применяются положения о договоре дарения, если иное не установлено законом. Такие договоры могут заключаться как в устной, так и в письменной форме. Это согласуется со ст. 6 Закона № 5073, которая определяет безвозмездную передачу благотворителем денежных средств, другого имущества, имущественных прав в собственность бенефициаров (приобретателей) для достижения определенных, заранее обусловленных целей благотворительной деятельности, как благотворительное пожертвование.

Однако в случае заключения договора о пожертвовании нужно соблюдать требования ст. 719 ГК относительно письменной формы договора. В частности, это касается недвижимой вещи (с нотариальным удостоверением), имущественного права, движимых вещей, которые имеют особую ценность. В отличие от договора дарения, договор о благотворительном пожертвовании валютных ценностей не подлежит нотариальному удостоверению. Это вытекает из содержания ч. 5 ст. 719, ч. 3 ст. 729 ГК и ч. 1 ст. 6 Закона № 5073.

Благотворитель – физическое лицо также может написать заявление руководителю учреждения с просьбой принять благотворительные взносы в денежном виде. Направления их использования могут указываться им как в этом заявлении, так и в реквизите «Назначение платежа» в соответствующем заявлении на перевод средств установленной формы. Факт осуществления благотворительного взноса (внесения средств) на специальный регистрационный счет подтверждается выданной банком квитанцией.

Еще одним, едва ли не самым распространенным способом, является внесение благотворительной помощи непосредственно в кассу учреждения (при ее наличии) с оформлением соответствующего приходного кассового ордера установленной формы. Далее такие средства оприходуются и зачисляются на спецсчет, открытый в органах Госказначейства.

Желание благотворителя оказать помощь в виде материальных ценностей (услуг, работ) может быть в письменном виде подтверждено заявлением произвольной формы с указанием цели и что именно планируется передать (предоставить, выполнить). Также может быть заключен договор пожертвования в порядке ст. 719 ГК. Основанием для зачисления материальных ценностей (услуг, работ) на учет будет накладная, акт оприходования благотворительной помощи. И хотя форма такого акта не утверждена, он должен содержать реквизиты и соответствовать требованиям Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. В акте указывают состав комиссии, которая принимает материальную ценность, благотворителя, количество, стоимость объектов (или определяют справедливую стоимость, если актив передан без подтверждающих документов).

Однако до конца соответствующего отчетного месяца в Госказначейство обязательно следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме в соответствии с требованиями п. 12.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938, и п. 11.17 Порядка казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденного приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407.

Полученная помощь из-за ее незапланированности предопределяет внесение изменений в спецфонд сметы учреждения. В соответствии со ст. 13 БК благотворительную помощь (как денежную, так и натуральную) зачисляют в подгруппу 1 второй группы как собственные поступления бюджетного учреждения.

Оформление бухгалтерской и финансовой отчетности в сфере предоставления благотворительной помощи осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Так, согласно Порядку № 1295 юридические лица – приобретатели благотворительной помощи ведут бухгалтерский и оперативный учет поступления, хранения, распределения и использования благотворительной помощи в виде товаров, работ, услуг, а также отчетность по установленным Госкомстатом формам. Для бухучета операций, связанных с благотворительной помощью, приобретатели благотворительной помощи пользуются соответствующими планами счетов и инструкциями об их использовании, действующими в Украине.

И в завершение стоит отметить, что контроль за получением, хранением, распределением благотворительной помощи в виде товаров, работ, услуг осуществляют местные органы исполнительной власти, а за их целевым использованием – местные органы исполнительной власти и органы фискальной службы.

Комментарии к материалу