Текущий ремонт: нюансы учета
Из этой консультации вы узнаете, как не допустить ошибки в случае проведения текущего ремонта и не пересечь тонкую грань между текущим и капитальным ремонтом, какими документами оформлять и как отражать в бухучете хозяйственные операции, связанные с этим видом ремонта, и многое другое.
Вопросы – ответы
Что такое текущий ремонт?
Текущий ремонт – это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования. Если здание в целом не подлежит капремонту, комплекс работ по текущему ремонту может включать отдельные работы, которые классифицируются как относящиеся к капитальному, кроме работ, которые предусматривают замену и модернизацию конструктивных элементов здания (письмо Минрегионстроя от 15.07.2009 № 9/9-1056 (далее – Письмо № 1056), со ссылкой на письмо Госкомстроя от 30.04.2003 № 7/7-401, письмо-разъяснение Госкомстроя и архитектуры от 27.11.2018).
Отличительной чертой текущего ремонта является его периодичность.
Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, которая обеспечивает эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капремонта) до момента постановки на очередной капремонт (реконструкцию) (Письмо № 1056).
В соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.2015 № 11 (далее – Методрекомендации № 11), субъект госсектора должен поддерживать техническое состояние, производительность объекта и контролировать его эффективное использование в деятельности учреждения.
Какие работы относятся к текущему ремонту?
Согласно разъяснениям, предоставленным письмом Минжилкоммунхоза от 11.03.2009 № 8/7-2425, Примерный перечень услуг по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений, утвержденный приказом Госжилкоммунхоза от 10.08.2004 № 150 (далее – Перечень № 150), разработанный во исполнение положений Закона от 04.06.2004 № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах», может быть применен для определения работ текущего или капитального ремонта больниц, заведений образования, административных зданий по решению главного распорядителя средств.
Итак, в соответствии с пп. 1.2.8 Перечня № 150 на примере проемов в сооружении к текущему ремонту здания отнесены такие работы:
- ремонт и замена отдельных оконных и дверных блоков;
- замена неисправных оконных, дверных приборов и установка недостающих;
- замена старых форточек новыми или ремонт их в летних или зимних рамах;
- установление новых оконных и дверных наличников;
- ремонт и замена отдельных оконных коробок и подоконников;
- мелкий ремонт оконных рам пристругиванием и нашиванием планок;
- замена отливов-слезников с наружной стороны летних рам и фрамуг;
- оконопачивание оконных и дверных коробок (бревен) в деревянных внешних рубленых стенах с забиванием и утеплением пространства над вершником, оконопачивание и промазывание зазоров между коробкой и стеной в каменных зданиях;
- замена разбитого и поврежденного оконного и дверного стекла в подсобных помещениях дома и местах общего пользования;
- мелкий ремонт входных и квартирных дверей с пристругиванием, нашиванием планок или установкой реек в филенки, а также перенавешиванием с устройством новых и забиванием старых четвертей в коробках;
- сплошное окрашивание окон, дверей, ворот.
Полный перечень работ, которые относятся к текущему ремонту, приведен в пп. 1.2 Перечня № 150.
Поэтому сначала следует осмотреть здание, составить дефектный акт, зафиксировав в нем все участки, которые требуют ремонта, и уже на основании этого акта и Перечня № 150 определить, к какому виду ремонта относятся работы, которые надо провести для поддержания технического состояния здания.
Нужно ли разрабатывать сметную документацию для текущего ремонта?
В письме от 11.03.2014 № 7/15-2747 «Относительно определения стоимости текущего ремонта существующих объектов строительства» Минрегионстрой отметил, что текущий ремонт не относится к строительству, поэтому на него не распространяются законодательные и нормативные документы, которые действуют в строительстве. Стоимость текущего ремонта должна определяться на основании обоснованных трудовых и материально-технических ресурсов и их стоимости, исчисленной исходя из текущего уровня цен.
Однако в отдельных случаях центральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относятся соответствующие объекты, или заказчик (распорядитель средств) распорядительным документом по соответствующему обоснованию может распространить на текущий ремонт действие отдельных положений ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства».
Поэтому перед началом текущего ремонта следует поинтересоваться у центрального органа исполнительной власти, к сфере деятельности которого относятся соответствующие объекты, существуют ли ограничения и дополнительные требования к проведению текущего ремонта объекта, который планируется ремонтировать.
Если отдельных требований нет, планирование и проведение текущего ремонта оформляется:
- дефектным актом;
- расцененными описаниями работ;
- актами приемки-передачи оказанных услуг (при условии привлечения сторонней организации);
- актами выполненных работ, составленными комиссией заведения, – в случае выполнения текущего ремонта собственными силами.
По какому КЭКР следует планировать расходы на текущий ремонт?
Согласно Инструкции относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 № 333 (далее – Инструкция № 333), эта классификация предназначена для четкого разграничения расходов бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств по экономическим характеристикам операций.
Следовательно, приобретение материалов, стройматериалов, оборудования, инвентаря и инструментов для хозяйственной деятельности, а также для благоустройства территории проводится по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (пп. 5 пп. 2.2.1 Инструкции № 333).
Оплата услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, оборудования, техники, механизмов, локальной сети, систем пожаротушения, охранной сигнализации, систем вентиляции, эскалаторов, лифтов, мусоропроводов, расходы на техобслуживание и содержание в надлежащем состоянии систем уличного освещения, внутренних и наружных сетей тепло-, водо-, электро-, газоснабжения и водоотведения, подготовку к отопительному сезону тепловых хозяйств; оплата текущего ремонта дорог, зданий, помещений, объектов культурного наследия и т. п. проводится по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (пп. 8 пп. 2.2.4 Инструкции № 333).
Как отразить в бухучете хозяйственные операции по текущему ремонту?
Расходы на содержание объекта ОС (проведение технического надзора, техобслуживания и ремонта), которые осуществляются для восстановления или поддержания субъектом госсектора будущих экономических вигод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта ОС, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены (п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУГС 121). Аналогичная норма содержится и в п. 4 разд. VI Методрекомендаций № 11.
Обратите внимание! Все расходы на текущий ремонт признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены.
В случае привлечения сторонней организации может возникнуть необходимость в предварительной оплате для закупки стройматериалов для начала текущего ремонта.
Напомним, согласно ст. 49 Бюджетного кодекса (далее – БК) распорядитель бюджетных средств (далее – распорядитель) после получения товаров, работ и услуг в соответствии с условиями взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и дает поручение на осуществление платежа органу Казначейства, если другое не предусмотрено нормативно-правовыми актами Кабмина, принятыми на основании и во исполнение БК, и другими законами Украины, определенными п. 3 и 4 ч. 1 ст. 4 БК. Впрочем, иногда в договорах на поставку (выполнение) товаров, работ или услуг предусматривается предварительная оплата.
Этот вопрос урегулирован постановлением КМУ от 04.12.2019 № 1070 «Некоторые вопросы осуществления распорядителями (получателями) бюджетных средств предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства» (далее – Постановление № 1070). Именно его нормами установлено, кто именно, с какой целью, в каком размере и на какой срок может предусматривать предоплату в договоре о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства в соответствии с положением, разработанным главным распорядителем.
Все условия осуществления предоплаты, в том числе ее размер, стоит прописать в договоре. Нужно четко определить перечень документов и их формы, которые предоставитель услуг должен подать для регистрации и оплаты бюджетных обязательств.
Руководствуясь приложением к Методическим рекомендациям относительно перечня подтверждающих документов для регистрации бюджетных обязательств и проведения платежей, утвержденным приказом Госказначейства от 29.04.2013 № 68, покажем в таблице, какие документы должен подать предоставитель услуг.
Перечень подтверждающих документов, которые подаются в Госказначейство
Название |
КЭКР |
Документы, которые подаются на стадии |
|
регистрации бюджетных обязательств |
проведения платежей |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Оплата услуг |
2240 |
1. В случае осуществления предварительной оплаты: – решение главного распорядителя; – договор; – счет. 2. В случае получения товаров, работ, услуг: – договор; – накладная; – реестр отчетов об использовании средств, выданных на командировку или под отчет; – акт приемки-передачи оказанных услуг, акт выполненных работ; – смета на выполнение работ по текущему ремонту; – сводный реестр отчетов; – копия мемориального ордера (при уплате банковской комиссии) – в случае проведения расходов бюджета, связанных с международной деятельностью, в иностранной валюте; – заявка на выдачу наличности; – расчет национальной валюты в эквиваленте к инвалюте |
1. Платежное поручение, чек, заявка на выдачу наличности, заявка-поручение на обеспечение инвалютой. 2. Документы, которые подтверждают фактическое получение товаров, работ и услуг при условии осуществления предварительной оплаты: – накладная; – акт приемки-передачи оказанных услуг, акт выполненных работ |
Придерживаясь норм Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденных приказом Минфина от 29.12.2015 № 1219, покажем, как ведется учет хозяйственных операций по проведению текущего ремонта.
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
|
Дт |
Кт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Приобретение и использование стройматериалов, нужных для выполнения |
|||
1 |
Получено финансирование на приобретение стройматериалов |
2313 |
7011 |
2 |
Перечислены средства путем проведения предварительной оплаты в размере 30 % |
2113 |
2313 |
3 |
Получены от поставщика стройматериалы |
1513 |
6211 |
4 |
Закрыта дебиторская задолженность (далее – ДЗ) в размере 30 % предоплаты в связи с получением стройматериалов |
6211 |
2113 |
5 |
Перечислены поставщику средства в размере 70 % за полученные стройматериалы |
6211 |
2313 |
6 |
Выданы со склада стройматериалы для проведения текущего ремонта |
1513 |
1513 |
7 |
Составлен акт о полном использовании стройматериалов после окончания текущего ремонта |
8013 |
1513 |
8 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – расходов |
|
|
– доходов |
7011 |
5511 |
|
Оплата услуг по текущему ремонту сторонней организации |
|||
1 |
Получено финансирование на оплату услуг по текущему ремонту |
2313 |
7011 |
2 |
Перечислены средства путем осуществления предварительной оплаты в размере 30 % |
2113 |
2313 |
3 |
Отнесена к расходам отчетного периода стоимость услуг по текущему ремонту в момент его завершения (по факту выполнения услуг) |
8013 |
6211 |
4 |
Закрыта ДЗ в размере 30 % суммы предоплаты в связи с окончанием текущего ремонта или его части в объеме 30 % согласно подтверждающим документам |
6211 |
2113 |
5 |
Перечислены средства исполнителю в размере 70 % за фактически полученные услуги по текущему ремонту |
6211 |
2313 |
6 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – расходов |
|
|
– доходов |
7011 |
5511 |
|
Приобретение и использование стройматериалов, нужных для проведения |
|||
1 |
Получены от поставщика стройматериалы |
1513 |
6211 |
2 |
Получено финансирование |
2313 |
7011 |
3 |
Перечислены поставщику средства за полученные стройматериалы |
6211 |
2313 |
4 |
Выданы со склада стройматериалы работнику бюджетного учреждения, на которого возложен контроль за проведением текущего ремонта сторонней организацией |
1513 |
1513 |
5 |
Подписан акт о фактическом получении услуг по текущему ремонту после его окончания |
8013 |
6211 |
6 |
На основании акта о фактическом получении услуг по текущему ремонту составлен акт о полном использовании стройматериалов |
8013 |
1513 |
7 |
Перечислены средства исполнителю в полном объеме за фактически оказанные услуги по текущему ремонту |
6211 |
2313 |
8 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – расходов |
|
|
– доходов |
7011 |
5511 |
Следует помнить: в случае закрытия ДЗ путем получения от поставщика (подрядчика) товаров, выполнения работ, предоставления услуг в полном объеме распорядители и получатели бюджетных средств в течение трех рабочих дней подают в орган Казначейства документы, которые подтверждают получение таких товаров, работ и услуг (абзац пятый п. 10.1 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 № 938).
Комментарии к материалу