Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Текущий ремонт: нюансы учета

29.09.2022 1652 0 1


Из этой консультации вы узнаете, как не допустить ошибки в случае проведения текущего ремонта и не пересечь тонкую грань между текущим и капитальным ремонтом, какими документами оформлять и как отражать в бухучете хозяйственные операции, связанные с этим видом ремонта, и многое другое.


Вопросы – ответы

Что такое текущий ремонт?

Текущий ремонт – это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования. Если здание в целом не подлежит капремонту, комплекс работ по текущему ремонту может включать отдельные работы, которые классифицируются как относящиеся к капитальному, кроме работ, которые предусматривают замену и модернизацию конструктивных элементов здания (письмо Минрегионстроя от 15.07.2009 № 9/9-1056 (далее – Письмо № 1056), со ссылкой на письмо Госкомстроя от 30.04.2003 № 7/7-401, письмо-разъяснение Госкомстроя и архитектуры от 27.11.2018).

Отличительной чертой текущего ремонта является его периодичность.

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, которая обеспечивает эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капремонта) до момента постановки на очередной капремонт (реконструкцию) (Письмо № 1056).

В соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.2015 № 11 (далее – Методрекомендации № 11), субъект госсектора должен поддерживать техническое состояние, производительность объекта и контролировать его эффективное использование в деятельности учреждения.

Какие работы относятся к текущему ремонту?

Согласно разъяснениям, предоставленным письмом Минжилкоммунхоза от 11.03.2009 № 8/7-2425, Примерный перечень услуг по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений, утвержденный приказом Госжилкоммунхоза от 10.08.2004 № 150 (далее – Перечень № 150), разработанный во исполнение положений Закона от 04.06.2004 № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах», может быть применен для определения работ текущего или капитального ремонта больниц, заведений образования, административных зданий по решению главного распорядителя средств.

Итак, в соответствии с пп. 1.2.8 Перечня № 150 на примере проемов в сооружении к текущему ремонту здания отнесены такие работы:

  • ремонт и замена отдельных оконных и дверных блоков;
  • замена неисправных оконных, дверных приборов и установка недостающих;
  • замена старых форточек новыми или ремонт их в летних или зимних рамах;
  • установление новых оконных и дверных наличников;
  • ремонт и замена отдельных оконных коробок и подоконников;
  • мелкий ремонт оконных рам пристругиванием и нашиванием планок;
  • замена отливов-слезников с наружной стороны летних рам и фрамуг;
  • оконопачивание оконных и дверных коробок (бревен) в деревянных внешних рубленых стенах с забиванием и утеплением пространства над вершником, оконопачивание и промазывание зазоров между коробкой и стеной в каменных зданиях;
  • замена разбитого и поврежденного оконного и дверного стекла в подсобных помещениях дома и местах общего пользования;
  • мелкий ремонт входных и квартирных дверей с пристругиванием, нашиванием планок или установкой реек в филенки, а также перенавешиванием с устройством новых и забиванием старых четвертей в коробках;
  • сплошное окрашивание окон, дверей, ворот.

Полный перечень работ, которые относятся к текущему ремонту, приведен в пп. 1.2 Перечня № 150.

Поэтому сначала следует осмотреть здание, составить дефектный акт, зафиксировав в нем все участки, которые требуют ремонта, и уже на основании этого акта и Перечня № 150 определить, к какому виду ремонта относятся работы, которые надо провести для поддержания технического состояния здания.

Нужно ли разрабатывать сметную документацию для текущего ремонта?

В письме от 11.03.2014 № 7/15-2747 «Относительно определения стоимости текущего ремонта существующих объектов строительства» Минрегионстрой отметил, что текущий ремонт не относится к строительству, поэтому на него не распространяются законодательные и нормативные документы, которые действуют в строительстве. Стоимость текущего ремонта должна определяться на основании обоснованных трудовых и материально-технических ресурсов и их стоимости, исчисленной исходя из текущего уровня цен.

Однако в отдельных случаях центральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относятся соответствующие объекты, или заказчик (распорядитель средств) распорядительным документом по соответствующему обоснованию может распространить на текущий ремонт действие отдельных положений ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства».

Поэтому перед началом текущего ремонта следует поинтересоваться у центрального органа исполнительной власти, к сфере деятельности которого относятся соответствующие объекты, существуют ли ограничения и дополнительные требования к проведению текущего ремонта объекта, который планируется ремонтировать.

Если отдельных требований нет, планирование и проведение текущего ремонта оформляется:

  • дефектным актом;
  • расцененными описаниями работ;
  • актами приемки-передачи оказанных услуг (при условии привлечения сторонней организации);
  • актами выполненных работ, составленными комиссией заведения, – в случае выполнения текущего ремонта собственными силами.

По какому КЭКР следует планировать расходы на текущий ремонт?

Согласно Инструкции относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 № 333 (далее – Инструкция № 333), эта классификация предназначена для четкого разграничения расходов бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств по экономическим характеристикам операций.

Следовательно, приобретение материалов, стройматериалов, оборудования, инвентаря и инструментов для хозяйственной деятельности, а также для благоустройства территории проводится по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (пп. 5 пп. 2.2.1 Инструкции № 333).

Оплата услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, оборудования, техники, механизмов, локальной сети, систем пожаротушения, охранной сигнализации, систем вентиляции, эскалаторов, лифтов, мусоропроводов, расходы на техобслуживание и содержание в надлежащем состоянии систем уличного освещения, внутренних и наружных сетей тепло-, водо-, электро-, газоснабжения и водоотведения, подготовку к отопительному сезону тепловых хозяйств; оплата текущего ремонта дорог, зданий, помещений, объектов культурного наследия и т. п. проводится по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (пп. 8 пп. 2.2.4 Инструкции № 333).

Как отразить в бухучете хозяйственные операции по текущему ремонту?

Расходы на содержание объекта ОС (проведение технического надзора, техобслуживания и ремонта), которые осуществляются для восстановления или поддержания субъектом госсектора будущих экономических вигод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта ОС, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены (п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУГС 121). Аналогичная норма содержится и в п. 4 разд. VI Методрекомендаций № 11.

Обратите внимание! Все расходы на текущий ремонт признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены.

В случае привлечения сторонней организации может возникнуть необходимость в предварительной оплате для закупки стройматериалов для начала текущего ремонта.

Напомним, согласно ст. 49 Бюджетного кодекса (далее – БК) распорядитель бюджетных средств (далее – распорядитель) после получения товаров, работ и услуг в соответствии с условиями взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и дает поручение на осуществление платежа органу Казначейства, если другое не предусмотрено нормативно-правовыми актами Кабмина, принятыми на основании и во исполнение БК, и другими законами Украины, определенными п. 3 и 4 ч. 1 ст. 4 БК. Впрочем, иногда в договорах на поставку (выполнение) товаров, работ или услуг предусматривается предварительная оплата.

Этот вопрос урегулирован постановлением КМУ от 04.12.2019 № 1070 «Некоторые вопросы осуществления распорядителями (получателями) бюджетных средств предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства» (далее – Постановление № 1070). Именно его нормами установлено, кто именно, с какой целью, в каком размере и на какой срок может предусматривать предоплату в договоре о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства в соответствии с положением, разработанным главным распорядителем.

Все условия осуществления предоплаты, в том числе ее размер, стоит прописать в договоре. Нужно четко определить перечень документов и их формы, которые предоставитель услуг должен подать для регистрации и оплаты бюджетных обязательств.

Руководствуясь приложением к Методическим рекомендациям относительно перечня подтверждающих документов для регистрации бюджетных обязательств и проведения платежей, утвержденным приказом Госказначейства от 29.04.2013 № 68, покажем в таблице, какие документы должен подать предоставитель услуг.

Перечень подтверждающих документов, которые подаются в Госказначейство

Название
расходов

КЭКР

Документы, которые подаются на стадии

регистрации бюджетных обязательств
и бюджетных финансовых обязательств

проведения платежей

1

2

3

4

Оплата

услуг
(кроме коммунальных)

2240

1. В случае осуществления предварительной оплаты:

– решение главного распорядителя;

– договор;

– счет.

2. В случае получения товаров, работ, услуг:

– договор;

– накладная;

– реестр отчетов об использовании средств, выданных на командировку или под отчет;

– акт приемки-передачи оказанных услуг, акт выполненных работ;

– смета на выполнение работ по текущему ремонту;

– сводный реестр отчетов;

– копия мемориального ордера (при уплате банковской комиссии) – в случае проведения расходов бюджета, связанных с международной деятельностью, в иностранной валюте;

– заявка на выдачу наличности;

– расчет национальной валюты в эквиваленте к инвалюте

1. Платежное поручение, чек, заявка на выдачу наличности, заявка-поручение на обеспечение инвалютой.

2. Документы, которые подтверждают фактическое получение товаров, работ и услуг при условии осуществления предварительной оплаты:

– накладная;

– акт приемки-передачи оказанных услуг, акт выполненных работ

Придерживаясь норм Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденных приказом Минфина от 29.12.2015 № 1219, покажем, как ведется учет хозяйственных операций по проведению текущего ремонта.

п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

2

3

4

Приобретение и использование стройматериалов, нужных для выполнения
текущего ремонта собственными силами, путем осуществления предоплаты в размере 30 %

1

Получено финансирование на приобретение стройматериалов

2313

7011

2

Перечислены средства путем проведения предварительной оплаты в размере 30 %

2113

2313

3

Получены от поставщика стройматериалы

1513

6211

4

Закрыта дебиторская задолженность (далее – ДЗ) в размере 30 % предоплаты в связи с получением стройматериалов

6211

2113

5

Перечислены поставщику средства в размере 70 % за полученные стройматериалы

6211

2313

6

Выданы со склада стройматериалы для проведения текущего ремонта

1513

1513

7

Составлен акт о полном использовании стройматериалов после окончания текущего ремонта

8013

1513

8

В конце отчетного периода закрыт счет:

– расходов


5511


8013

– доходов

7011

5511

Оплата услуг по текущему ремонту сторонней организации
путем осуществления предоплаты в размере 30 %

1

Получено финансирование на оплату услуг по текущему ремонту

2313

7011

2

Перечислены средства путем осуществления предварительной оплаты в размере 30 %

2113

2313

3

Отнесена к расходам отчетного периода стоимость услуг по текущему ремонту в момент его завершения (по факту выполнения услуг)

8013

6211

4

Закрыта ДЗ в размере 30 % суммы предоплаты в связи с окончанием текущего ремонта или его части в объеме 30 % согласно подтверждающим документам

6211

2113

5

Перечислены средства исполнителю в размере 70 % за фактически полученные услуги по текущему ремонту

6211

2313

6

В конце отчетного периода закрыт счет:

– расходов


5511


8013

– доходов

7011

5511

Приобретение и использование стройматериалов, нужных для проведения
текущего ремонта сторонней организацией, путем осуществления постоплаты

1

Получены от поставщика стройматериалы

1513

6211

2

Получено финансирование

2313

7011

3

Перечислены поставщику средства за полученные стройматериалы

6211

2313

4

Выданы со склада стройматериалы работнику бюджетного учреждения, на которого возложен контроль за проведением текущего ремонта сторонней организацией

1513

1513

5

Подписан акт о фактическом получении услуг по текущему ремонту после его окончания

8013

6211

6

На основании акта о фактическом получении услуг по текущему ремонту составлен акт о полном использовании стройматериалов

8013

1513

7

Перечислены средства исполнителю в полном объеме за фактически оказанные услуги по текущему ремонту

6211

2313

8

В конце отчетного периода закрыт счет:

– расходов


5511


8013

– доходов

7011

5511

Следует помнить: в случае закрытия ДЗ путем получения от поставщика (подрядчика) товаров, выполнения работ, предоставления услуг в полном объеме распорядители и получатели бюджетных средств в течение трех рабочих дней подают в орган Казначейства документы, которые подтверждают получение таких товаров, работ и услуг (абзац пятый п. 10.1 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 № 938).

Перечень подтверждающих документов, которые подаются в Госказначейство.doc
Скачать
Бухучет текущего ремонта.doc
Скачать

Комментарии к материалу