Списание коммунального имущества территориальных громад
Списание коммунального имущества осуществляется субъектом хозяйствования (далее – СХ), на балансе которого оно находится, на основании решения ОМС о предоставлении согласия на его списание. Последствиями неправильного проведения этой процедуры могут стать административная и уголовная ответственность. Чтобы избежать этого, списание имущества нужно проводить, учитывая особенности правового режима такого имущества, наличие установленных законодательными актами обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом (кроме случаев, если установлен запрет распоряжения имуществом). О чем и будет идти речь в статье.
Нормативная база
Органы местного самоуправления (далее – ОМС) наделены полномочиями принимать решение о списании коммунального имущества. Однако сегодня в действующем законодательстве нет специальных нормативно-правовых актов, которые непосредственно регулируют вопрос списания объектов (имущества) права коммунальной собственности. Итак, выясним, какими нормативными документами нужно руководствоваться и как проводить процедуру такого списания.
Согласно ст. 1 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280) право коммунальной собственности состоит в праве территориальной громады владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться на свое усмотрение и в своих интересах коммунальным имуществом как непосредственно, так и через ОМС.
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 280 территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, среди прочего и банки, страховые общества, а также пенсионные фонды, долю в имуществе предприятий, жилищный фонд, нежилые помещения, заведения культуры, образования, спорта, здравоохранения, науки, социального обслуживания и прочее имущество и имущественные права, движимые и недвижимые объекты, определенные согласно закону как объекты права коммунальной собственности, а также средства, полученные от их отчуждения.
Вместе с тем коммунальное имущество, как и другое имущество государственной или частной собственности, на основаниях, определенных законодательством и подзаконными актами, может подлежать списанию и снятию с балансового учета. Следует отметить, что на сегодняшний день в действующем законодательстве нет специальных нормативно-правовых актов, которые непосредственно регулируют вопросы списания объектов (имущества) права коммунальной собственности. Поэтому на практике по принципу аналогии закона допускается применение нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы списания объектов государственной собственности, а также соответствующие акты ОМС.
Принимая во внимание это, в нормативную базу, на которую можно опираться в вопросах списания коммунального имущества, кроме уже указанного Закона № 280, можно отнести следующие нормативно-правовые акты:
- Гражданский кодекс (ч. 1 ст. 8, п. 6 ч. 1 ст. 3);
- Закон от 11.09.03 г. № 1160-IV «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»;
- Закон от 12.07.01 г. № 2658-III «Об оценке имущества, имущественных правах и профессиональной оценочной деятельности в Украине»;
- постановление КМУ от 08.11.07 г. № 1314 «Об утверждении Порядка списания объектов государственной собственности» (далее – Постановление № 1314);
- постановление КМУ от 10.12.03 г. № 1891 «Об утверждении Методики оценки имущества»;
- приказ Минфина от 23.01.15 г. № 11 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора»;
- приказ Госказначейства от 10.08.01 г. № 142/181 «Об утверждении Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений»;
- приказ Минфина от 13.09.16 г. № 818 «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления»;
- приказ Минфина от 02.09.14 г. № 879 «Об утверждении Положения об инвентаризации активов и обязательств»;
- приказ Минфина от 12.10.10 г. № 1202 «Об утверждении национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе».
Что подлежит списанию?
Списанию подлежит имущество территориальных громад, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано коммунальным предприятиям (учреждениям, организациям) и относительно которого не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразным).
Объектами списания могут быть:
- объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы);
- материальные активы, которые согласно законодательству признаются основными фондами (средствами);
- прочие необоротные материальные активы.
Такое имущество списывается, в частности, если оно:
- морально устарело или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования и восстановление его является экономически нецелесообразным (в т. ч. в связи со строительством, реконструкцией и техническим переоснащением);
- повреждено вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что восстановление его является экономически нецелесообразным);
- выявлено при инвентаризации как недостача. Имущество, выявленное во время инвентаризации как недостача, списывается и в дальнейшем отражается в бухучете в порядке, установленном Минфином.
После проведения мероприятий по списанию имущества в виде оборудования и оснащения все разобранные и демонтированные узлы, детали, агрегаты, пригодные для ремонта другого оборудования, или оснащения, или дальнейшего использования, а также материалы, полученные после списания имущества, оприходуются с отражением на счетах бухучета запасов. Полученные после списания имущества основные средства оприходуются с отражением на счетах бухучета основных средств.
Не пригодные для использования узлы (детали, материалы, агрегаты и т. п.) оприходуются как вторичное сырье (лом и т. п.). Средства, полученные вследствие реализации лома или пригодных материалов, могут быть использованы территориальной громадой с учетом особенностей ведения бухучета в процессе списания имущества. Оценка пригодности для использования в дальнейшем узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных вследствие списания имущества, проводится согласно законодательству.
Процедура списания
Свои властные полномочия относительно управления объектами права коммунальной собственности, в частности списание коммунального имущества, ОМС могут реализовать путем утверждения на пленарном заседании совета Порядка списания объектов (имущества) коммунальной собственности. Этим документом совет тергромады, в частности, может определять:
- объекты коммунальной собственности, на списание которых необходимо согласие ОМС и кто именно предоставляет такое согласие;
- объекты коммунальной собственности, которые можно списывать по решению руководителя соответствующего СХ коммунальной формы собственности или другого, на балансе которого учитываются такие объекты, без получения согласия ОМС;
- перечень документов, которые необходимо предоставить для получения согласия на списание, и т. п.
Как уже отмечалось, исходя из того, что специальных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы списания объектов права коммунальной собственности (имущества), на сегодня нет, составляя Положение о порядке списания объектов (имущества) права коммунальной собственности, ОМС может использовать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы списания объектов госсобственности, в частности Постановление № 1314, но должны учитываться и требования других нормативно-правовых актов относительно списания имущества.
Этапы списания
Процедура списания коммунального имущества довольно непростая и предусматривает прохождение ряда последовательных этапов. Покажем это на рисунке.
1. Уполномоченному советом органом определить имущество, |
⇓ |
2. Уполномоченный советом орган образовывает комиссию по списанию имущества (далее – Комиссия) |
⇓ |
3. Комиссия проводит инвентаризацию имущества и составляет акт по ее результатам |
⇓ |
4. Комиссия определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов |
⇓ |
5. Комиссия составляет акт списания имущества, а балансодержатель собирает пакет документов, |
⇓ |
6. Передать уполномоченному советом органом утвержденные протоколом заседания Комиссии |
⇓ |
7. Уполномоченный советом орган обращается в соответствующий ОМС относительно |
⇓ |
8. Соответствующими ОМС принимается решение |
⇓ |
9. Балансодержатель разбирает и списывает имущество |
⇓ |
10. Балансодержатель имущества отражает в бухучете проведение |
⇓ |
11. Полученные вследствие списания имущества пригодные для эксплуатации основные средства |
⇓ |
12. Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются |
⇓ |
13. Контроль ОМС за использованием средств, полученных вследствие списания коммунального имущества |
Рис. Алгоритм списания коммунального имущества
Документы для списания
Для получения согласия на списание коммунального имущества его балансодержатель (СХ) вместе с обращением о списании имущества подает ОМС следующие документы:
- подписанное руководителем технико-экономическое обоснование потребности в списании имущества, в котором содержатся расчеты и/или другая информация об ожидаемом финрезультате списания имущества и о том, как этом повлияет на финансовый план, направление использования средств, которые предполагается получить вследствие списания, а также информация о влиянии списания имущества на целость имущественного комплекса и осуществление СХ производственной и другой деятельности;
- сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства);
- акт инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию;
- акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем СХ (не подается в случае списания имущества, выявленного при инвентаризации как недостача);
- сведения о наличии обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами);
- сведения о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, с указанием направлений дальнейшего использования земельных участков, которые высвобождаются, и в случае наличия – копии соответствующих подтверждающих документов, в частности государственного акта на право постоянного пользования землей, кадастрового плана или договора аренды земли;
- сведения об объектах незавершенного строительства, а именно: дата начала и прекращения строительства, утвержденная общая стоимость, стоимость работ, выполненных по состоянию на дату прекращения строительства (кем и когда утверждены задачи по проектированию, общая сметная стоимость проектно- изыскательских работ, сметная стоимость проектно-изыскательских работ, выполненных до их прекращения, стадии выполнения работ);
- сведения о совершении действий, направленных на определение возможности применения других способов управления относительно недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства, в частности изучения спроса относительно их отчуждения, аренды, безвозмездной передачи другим СХ;
- документы, на основании которых осуществляется строительство или реконструкция или техническое переоснащение рабочих объектов (если имущество списывается в связи со строительством, реконструкцией и техническим переоснащением);
- заключение специализированной организации о техническом состоянии объекта недвижимости, которое предлагается к списанию, с определением расходов, необходимых для восстановления такого объекта (подается по требованию ОМС).
По необходимости ОМС могут запрашивать от СХ-балансодержателя дополнительные документы, необходимые для принятия решения о списании имущества (технические паспорта, извлечения из реестров, заключений специализированных организаций, договоры и т. п.).
Решение о предоставлении согласия на списание имущества оформляется ОМС в форме распорядительного акта, а об отказе в предоставлении такого согласия – в форме письма.
Решение об отказе в предоставлении согласия на списание имущества принимается в случае, если:
- имущество не соответствует требованиям, указанным в Порядке о списании имущества территориальной громады;
- ОМС определил другие пути использования имущества, которое предлагается к списанию;
- СХ представил документы на списание имущества с нарушением установленных требований, а также если в документах имеются неточности или разногласия;
- в технико-экономическом обосновании целесообразности списания имущества нет экономических и/или технических расчетов, которые подтверждают потребность в списании имущества;
- согласно законодательству запрещено распоряжаться таким имуществом.
Особенности демонтажа (разборки) отдельных видов имущества, которое подлежит списанию
Законодательством запрещается уничтожать, сдавать в лом технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования пригодных для дальнейшего использования деталей.
Вместе с тем разборка и демонтаж имущества, которое предлагается к списанию, проводится только после принятия соответствующим ОМС решения о предоставлении согласия на списание имущества (кроме случаев повреждения имущества вследствие аварии или стихийного бедствия).
Разборка, демонтаж и списание имущества, а также отражение на счетах бухучета фактов проведения соответствующих хозяйственных операций обеспечивается непосредственно СХ, на балансе которого находится такое имущество.
С момента представления СХ – балансодержателем субъекта управления – ОМС отчета о списании имущества процедура списания такого имущества считается законченной.
Комментарии к материалу