Верховной Радой подготовлен законопроект № 7198, согласно которому украинцы имеют право на компенсацию за разрушенное или поврежденное во время войны жилье. Но от военной агрессии пострадали не только граждане нашей страны, но и бюджетные учреждения. Немало имущества этих учреждений было украдено, разрушено и сожжено. Что делать бухгалтеру, как вести учет такого имущества? Об этом вы узнаете из нашей консультации.
В консультации этого номера мы привели алгоритм действий для фиксации результатов военной агрессии РФ против Украины и получения возмещения за утраченное имущество. Действительно, чтобы доказать преступления захватчиков, следует тщательным образом все зафиксировать на видео, составить соответствующие акты и обратиться в правоохранительные органы.
Если вашей жизни ничего не угрожает, а имущество учреждения повреждено, вы можете начинать действовать.
Прежде всего надо зафиксировать последствия вражеского обстрела или факт повреждений после деоккупации места, где расположено бюджетное учреждение.
Затем следует произвести полную инвентаризацию имущества. Объем проведения обязательной инвентаризации определяется руководителем учреждения в соответствии с п. 7 разд. І Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879).
Шаг 1. Распорядительным документом руководителя учреждения создается инвентаризационная комиссия в составе представителей аппарата управления учреждения, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности – физлица, которое ведет бухучет на договорных началах) и опытных работников учреждения, которые хорошо знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель учреждения (его заместитель) или руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем (п. 1 разд. ІІ Положения № 879).
Шаг 2. По результатам инвентаризации комиссия оформляет инвентаризационные описи (акты инвентаризации) и передает их в бухгалтерскую службу.
Шаг 3. Бухгалтеры проверяют и отражают в учете полученные результаты. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухучета проставляются напротив соответствующих данных инвентаризационной описи и путем сопоставления выявляются расхождения между этими данными.
Также бухгалтеры проверяют все расчеты в инвентаризационных описях (актах инвентаризации). Ошибки, обнаруженные в ценах, таксировках и расчетах, исправляются и удостоверяются подписями всех членов инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссии и материально ответственных лиц (п. 19 разд. ІІ Положения № 879).
Рекомендуем на каждый объект поврежденного имущества составить акт, отразив в нем все детали повреждений, причем до мелочей.
Имущество, которое не подлежит восстановлению, вдребезги разрушено или уничтожено, подлежит списанию. Возможно, после принятия ряда нормативных актов вы получите компенсацию на приобретение равноценного имущества, но остатки имущества следует списать.
Списанием объектов недвижимого имущества занимается комиссия по имущественным вопросам предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к соответствующей сфере управления главного распорядителя. В ее состав входят представители главного распорядителя, балансодержателя и Фонда государственного имущества (при необходимости).
По результатам осмотра имущества эта комиссия составляет соответствующий акт и подает его на рассмотрение комиссии по имущественным вопросам предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления соответствующего министерства, вместе с основным пакетом документов.
Обратите внимание! Действие Порядка № 1314 распространяется на имущество, которое:
Списанию подлежит имущество, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и относительно которого не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно), в случае, когда такое имущество (п. 4 Порядка № 1314):
1) морально устарело или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования СХ и восстановление которого является экономически нецелесообразным (в т. ч. в связи со строительством, реконструкцией и техническим переоснащением);
2) повреждено в результате аварии или стихийного бедствия (при условии, что его восстановление является экономически нецелесообразным);
3) выявлено в процессе инвентаризации как недостача.
Следует помнить, что СХ, на балансе которых находится имущество, первоначальная (переоцененная) стоимость которого составляет свыше 50 тыс. грн и которое не используется, в том числе морально устаревшее и физически изношенное, подают ежемесячно до 10-го числа информацию о таком имуществе субъектам управления (п. 4 Порядка № 1314).
Субъект управления с целью эффективного использования и бесплатной передачи такого имущества другим СХ, относящимся к сфере его управления, или другим субъектам управления обнародует полученную информацию на собственном официальном веб-сайте.
Отсутствие в течение 30 рабочих дней со дня обнародования информации касательно морально устаревшего и физически изношенного имущества предложений относительно его передачи может использоваться во время списания такого имущества как подтверждение невозможности его бесплатной передачи в установленном порядке. Эта норма на время военного положения не отменена, поэтому соблюдаем закон и списываем имущество правильно.
Списание полностью амортизированных основных фондов (средств), кроме недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), других необоротных материальных активов СХ, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 50 тыс. грн, осуществляется по решению руководителя такого субъекта в соответствии с Порядком № 1314.
Итак, имущество (компьютер или здание) стоимостью до 50 тыс. грн или до предела, который установлен главным распорядителем бюджетных средств/органом местного самоуправления, руководитель имеет право списать самостоятельно, но обязательно оформить все нужные документы.
И если, например, с компьютером все понятно (для осмотра и установления причины выхода из строя привлекается специалист или осмотр проводит специалист учреждения, который имеет соответствующее образование), то с сооружениями все сложнее. К тому же на сегодня их повреждено или полностью разрушено слишком много.
Комиссия осматривает объект, составляет акт осмотра, фиксирует все повреждения. Если объект восстановлению не подлежит, оформляет пакет документов и отправляет его главному распорядителю для принятия решения о списании. Как только такое решение получено, можно приступать к демонтажу и списанию.
Если сооружение разрушено частично, привлекаются эксперты, которые проводят экспертизу состояния повреждений и предоставляют профессиональное заключение. На основании полученного заключения с приблизительными расчетами стоимости восстановления следует обратиться к главному распорядителю с предложением относительно выделения средств на восстановление.
Напомним, снос и демонтаж зданий и сооружений без дальнейшего строительства, которые не являются подготовительными работами, и без нарушения эксплуатационной пригодности других зданий и сооружений не требуют разрешительных документов на выполнение этого вида работ (п. 8 Перечня строительных работ, которые не требуют документов, дающих право на их выполнение, и после окончания которых объект не подлежит приемке в эксплуатацию, утвержденного постановлением КМУ от 07.06.2017 № 406).
То есть разбирать здание можно или собственными силами, или с привлечением строительных компаний. Однако следует помнить о технике безопасности, потому что демонтаж сооружения хотя и не является строительством нового сооружения, но может угрожать жизни и безопасности работников, которые выполняют это задание.
Сегодня руководство страны заверяет, что все разрушенное будет отстроено. Мы понимаем, что разрушений слишком много и впоследствии будут расставлены приоритеты восстановления, поэтому сначала надо навести порядок и убрать строительный мусор и остатки стройматериалов, которые можно повторно использовать.
Ответ на этот вопрос мы найдем в разъяснениях Минрегиона относительно определения стоимости демонтажа (разборка, снос) имеющихся зданий и сооружений.
Во время формирования договорной цены на строительство объекта и проведения взаиморасчетов за произведенные строительные работы следует учитывать, что демонтаж осуществляется по проекту организации строительства, в котором содержатся необходимые проектные решения относительно проведения работ по разборке зданий и сооружений, в том числе схемы разборки отдельных зданий и технологическая последовательность демонтажа отдельных конструктивных элементов зданий и т. п. Объемы этих работ должны определяться на основании проектных решений.
Подрядчик определяет договорную цену на строительство объекта, стоимость демонтажа (разборка, снос) существующих зданий и сооружений в зависимости от принятых в проекте способов выполнения этих работ на основании ресурсных элементных сметных норм (далее – РЭСН) раздела «Разборка жилых и общественных зданий» Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» (ДБН Д.2.2-46-99). РЭСН предусматривают разборку наземной части зданий с сохранением пригодных материалов, полученных от разборки (для зданий с достаточной пригодностью элементов конструкций) и без сохранения материалов (для зданий, которые пришли в непригодное состояние).
Следовательно, учреждение должно проанализировать ситуацию в целом и принять решение исходя из своих возможностей.
Если здание полностью (или практически) разрушено и на его месте остался лишь строительный мусор, а вы можете привлечь собственных работников к его уборке, сортировке и определению состояния пригодности или непригодности тех или других стройматериалов, которые еще остались, то можно все работы провести самостоятельно. Если же здание нужно демонтировать с привлечением строительной техники, то лучше обратиться к профессионалам.
Сегодня в нашей стране работают все, поэтому думаем, что с разборкой и уборкой могут помочь как свои работники, так и волонтеры и работники ГСЧС. Но следует внимательно осматривать и сортировать мусор, чтобы правильно его определить.
Все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, оприходуются с отражением на счетах бухучета запасов. Полученные после списания имущества основные средства (далее – ОС) приходуются и отражаются на счетах бухучета ОС (п. 23 Порядка № 1314).
Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье (металлолом и т. п.).
Оценивание пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных вследствие списания имущества, проводится в соответствии с законодательством (п. 24 Порядка № 1314).
Изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, подлежат сдаче СХ, которые осуществляют деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий, полученных в соответствии с Законом от 02.03.2015 № 222-VIII «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (п. 25 Порядка № 1314).
Внимание! Запрещается уничтожать, сдавать как лом цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования пригодных для дальнейшего использования деталей (п. 26 Порядка № 1314).
Средства, поступившие в результате списания имущества, которое находится на балансе хозяйственных организаций и не вошло в их уставный капитал, направляются в госбюджет, за вычетом средств, которые направляются на компенсацию расходов хозорганизаций на списание такого имущества (если иное не установлено законодательством или соответствующим договором).
Сумма расходов хозорганизаций на списание имущества, которая подлежит компенсации, определяется на основании поданного соответствующему субъекту управления сметы таких расходов с соответствующими обоснованиями, расчетами и подтверждающими документами при условии ее согласования с субъектом управления и включения в условия договора о списании имущества (п. 27 Порядка № 1314).
Демонтированные конструкции и материалы, полученные от разборки имеющихся зданий и сооружений, которые находятся на территории строительства, являются собственностью заказчика. Чтобы выяснить, можно ли их повторно использовать, заказчик создает комиссию по привлечению специалистов специализированных организаций, которые могут обследовать эти материальные ресурсы и сделать экспертную оценку их технических и качественных характеристик.
Если материалы, изделия и конструкции, полученные от разборки, не будут использоваться собственником здания, их номенклатура, количество и рыночная стоимость определяются методом экспертной оценки комиссией в составе специалистов заказчика с дальнейшей реализацией материальных ценностей в установленном порядке.
Такой порядок учета полученных от разборки ОС материальных ценностей предусмотрен п. 5 разд. 6 НП(С)БУГС 121 и п. 9 разд. 8 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 № 11 (далее – Приказ № 11).
Оприходование пригодных и непригодных для дальнейшего использования узлов, деталей, материалов и агрегатов осуществляется так же, как это прописано в порядке № 1314.
Пригодные узлы, детали, материалы и агрегаты, полученные в результате списания ОС, оцениваются по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования, которая может быть определена исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе субъекта госсектора и с учетом степени их пригодности к эксплуатации.
Не забывайте: сумма оприходованных активов, полученных от ликвидации и разборки необоротных активов, которые были оставлены для ремонта и других нужд учреждения, признается доходом спецфонда субъекта госсектора.
В соответствии с п. 12.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 № 938, с целью недопущения расхождений между данными бухучета учреждения и органов Казначейства об исполнении бюджетов в случае оприходования стройматериалов, которые будут использованы на нужды учреждения, следует не позже последнего рабочего дня месяца составить и подать в органы Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 25 к этому Порядку).
А распорядители и получатели средств из госбюджета составляют такую справку по форме приложения 37 к Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.2012 № 1407.
Имейте в виду! Если стройматериалы, вторсырье и другие материальные ценности оприходованы для дальнейшей реализации, такая справка не подается.
В бухучете хозяйственные операции отражаются в зависимости от того, какое будет принято решение о демонтаже здания, – самостоятельное или с привлечением сторонней организации.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 31.12.2013 № 1203, и Порядку его применения, утвержденному приказом Минфина от 29.12.2015 № 1219 (далее – Приказ № 1219), для отражения операции по оприходованию материалов, которые будут реализованы, следует применить:
Реализация полученных стройматериалов или вторсырья физическим или юридическим лицам отражается на субсчете 7211 «Доход от реализации активов», на котором ведется учет доходов от реализации в установленном порядке имущества (кроме доходов от продажи имущества, которые считаются доходами соответствующего бюджета).
Если принято решение оставить полученные от разборки здания материалы у себя на балансе для дальнейшего использования, применяются следующие субсчета в зависимости от цели их использования:
К сведению! Запасы, полученные во время ремонта и улучшения (модернизации, достройки, реконструкции и т. п.), ликвидации ОС, приходуются по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования, которая может быть определена исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе субъекта госсектора, с учетом степени их пригодности к эксплуатации (п. 15 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных Приказом № 11).
При отсутствии типовых форм операции по перемещению, выдаче и выбытию запасов (вторсырья), в том числе МБП, отражаются в формах, разработанных и утвержденных приказом по учреждению.
Для отражения хозяйственных операций по поступлению, движению и выбытию ОС субъекты госсектора в соответствии с отраслевыми особенностями могут:
Пользуясь Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной Приказом № 1219, приведем в таблице блоки бухгалтерских проводок для отражения как реализации активов и сдачи вторсырья, так и оприбходования их с целью использования на собственные нужды учреждения.
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
|
Дт |
Кт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выбытие ОС |
|||
1 |
Списано здание |
1411 |
1013 |
2 |
Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость здания |
5111 |
5512 |
3 |
В конце отчетного периода закрыт счет расходов (при наличии) |
5511 |
8411 |
2. Оприходование и реализация стройматериалов, вторсырья |
|||
1 |
Оприходованы стройматериалы и вторсырье (строительный мусор) согласно акту комиссии |
1815, 1518 |
2117 |
2 |
Начислен доход от полученных стройматериалов и вторсырья (строительного мусора) |
2117 |
7211 |
3 |
Переданы стройматериалы и вторсырье (строительный мусор) покупателю (реализация) |
2117 |
1815, 1518 |
4 |
Получены на расчетный счет средства от реализации стройматериалов и вторсырья (строительного мусора) |
2313 |
2117 |
5 |
В конце отчетного периода закрыт счет доходов |
7211 |
5511 |
3. Оприходование и использование стройматериалов и вторсырья |
|||
1 |
Оприходованы стройматериалы и вторсырье (строительный мусор оприходован как заменитель щебня), которые планируется использовать для текущего ремонта здания учреждения и отсыпания дорожек вокруг него (подготовка к их покрытию) согласно акту комиссии |
1513, 1518 |
2117 |
2 |
В то же время отражены: – доход от оприходованных стройматериалов и вторсырья (строительного мусора), полученных после демонтажа здания |
|
|
– кассовые расходы |
2117 |
2313 |
|
3 |
Выданы со склада стройматериалы и вторсырье для проведения ремонтных работ |
1513, 1518 |
1513, 1518 |
4 |
Использованы стройматериалы и вторсырье в полном объеме |
8113 |
1513, 1518 |
5 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – доходов |
|
|
– расходов |
5511 |
8113 |
|
* Если стройматериалы и вторсырье оприходованы с целью изготовления продукции учреждением, порядок их отражения в бухучете будет такой же, но вместо субсчета 1513 применяется субсчет 1517. |
|||
4. Привлечение сторонней организации |
|||
1 |
Подписан акт оказанных услуг из демонтажа здания |
8013 |
6211 |
2 |
Получено финансирование для оплаты полученных услуг |
2313 |
7011 |
3 |
Перечислены средства сторонней организации, которая проводила демонтаж здания |
6211 |
2313 |
3 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – расходов |
|
|
– доходов |
7011 |
5511 |
|
* Оприходование полученных материальных ценностей с целью реализации или использования для собственных нужд приведено в разделах 2 и 3 таблицы. |
|||
5. Привлечение сторонней организации |
|||
1 |
Получено финансирование для оплаты услуг по демонтажу здания |
2313 |
7011 |
2 |
Перечислены средства путем предварительной оплаты в размере 30 % |
2113 |
2313 |
3 |
Отнесена к расходам отчетного периода стоимость услуг по демонтажу здания в момент его завершения (по факту предоставления услуг) |
8013 |
6211 |
4 |
Закрыта дебиторская задолженность в размере 30 % предоплаты в связи с окончанием демонтажа здания или его части в объеме 30 % согласно подтверждающим документам |
6211 |
2113 |
5 |
Перечислены средства исполнителю в размере 70 % за фактически полученные услуги по демонтажу здания |
6211 |
2313 |
6 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – расходов |
|
|
– доходов |
7011 |
5511 |
|
6. Демонтаж здания с привлечением сторонней организации на условиях постоплаты |
|||
1 |
Подписан акт оказанных услуг по демонтажу здания |
8013 |
6211 |
2 |
Получено финансирование для оплаты услуг, предоставленных сторонней организацией |
2313 |
7011 |
3 |
Перечислены средства сторонней организации, которая проводила демонтаж здания |
6211 |
2313 |
4 |
Оприходованы стройматериалы для собственных нужд согласно акту комиссии |
1513 |
2117 |
5 |
В то же время отражены: – доход от оприходованных стройматериалов и вторсырья (строительного мусора), полученных после демонтажа здания |
|
|
– кассовые расходы |
2117 |
2313 |
|
6 |
Оприходовано вторсырье (строительный мусор), которое подлежит реализации согласно акту комиссии |
1815, 1518 |
2117 |
7 |
Начислен доход от полученного вторсырья (строительного мусора) |
2117 |
7211 |
8 |
Передано вторсырье (строительный мусор) покупателю (реализация) |
2117 |
1815, 1518 |
9 |
Получены на расчетный счет средства от реализации вторсырья (строительного мусора) |
2313 |
2117 |
10 |
Использованы стройматериалы для собственных потребностей |
8113 |
1513 |
11 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – расходов |
|
|
– доходов |
7011, 7112, 7211 |
5511 |
Возможно, вы не найдете покупателя для реализации вторсырья (строительного мусора), поэтому придется обращаться в организацию, которая занимается его вывозом и переработкой, и отдельно оплачивать такие услуги. В бухучете такая операция отражается так же, как показано в разделе 4 таблицы.