Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

ВР приняла в целом законопроект Минфина, приближающий Украину к полному применению таможенного законодательства ЕС

23.08.2024 9 0 0

22 августа Верховная Рада приняла в целом проект Закона Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины об имплементации некоторых положений Таможенного кодекса Европейского Союза» (регистр. № 10411 от 16.01.2024).

Принятые изменения существенны по объему, проект Закона насчитывает около 150 листов. Он приближает Украину к полному применению таможенного законодательства Европейского Союза и фактически завершает введение основной части таможенного права ЕС (EU acquis) в законодательство Украины. Это очень важно для нашей страны на этапе переговоров о вступлении Украины в Европейский Союз. Следующими большими изменениями в таможенном законодательстве Украины ожидается принятие нового Таможенного кодекса Украины, который будет полностью основываться на Таможенном кодексе ЕС.

«Одобренные сегодня Верховной Радой изменения в Таможенный кодекс – это результат консолидированного сотрудничества Правительства, Народных депутатов, бизнеса, экспертов и международных партнеров. Целью принятия законопроекта является предоставление возможности отечественному бизнесу вовремя адаптироваться к обновленным правилам в сфере внешнеэкономической деятельности и осуществить «мягкий» переход от действующего к новому Таможенному кодексу Украины, который будет уже полностью соответствовать Таможенному кодексу ЕС», – отметил заместитель Министра финансов Украины по евроинтеграции Юрий Драганчук.

Проект Закона разработан совместными усилиями Минфина, Гостаможслужбы в сотрудничестве с Офисом поддержки реформ и проектом EU4PFM, а также с профильным комитетом Верховной Рады, бизнесом и общественностью. В последние полгода продолжалась кропотливая работа на площадке парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики: кроме рабочих встреч разработчиков, проведено более 80 рабочих групп, совещаний и консультаций с бизнесом, международными экспертами и представителями высших учебных заведений Украины. Эти встречи были открытыми, наблюдался интерес сообщества к законопроекту, в работе отдельных групп приняли участие более 100 представителей разных государственных и негосударственных институтов, бизнеса, науки.

Основные изменения, предложенные законопроектом:

  • ввести концепцию таможенного представительства, аналогичную функционирующей в странах ЕС, с разделением видов представительства на прямое и косвенное, разграничение обязанностей и ответственности субъекта внешнеэкономической деятельности и его таможенного представителя;
  • осуществить постепенный, в течение 18 месяцев, переход предприятий, осуществляющих деятельность, контроль за которой возлагается на таможенные органы, на систему авторизаций, аналогичную в ЕС: введение для таможенных брокеров, держателей таможенных складов, складов временного хранения и других единой системы критериев и условий для всех таможенных авторизаций (разрешений), больших возможностей для взаимозачета проверенных таможней критериев для получения последующих авторизаций*, в частности АЭО;
  • ввести европейскую модель типов таможенных складов и расширить перечень разрешенных на них операций. За счет этого таможенным складам предоставляется возможность расширить спектр своих услуг, в частности, соединив их с таможенным представительством и рядом авторизаций на таможенные упрощения и таможенные режимы;
  • расширить возможности для АЭО подтверждать достаточность своего финансового положения, в том числе при наличии негативных чистых активов;
  • ввести европейский подход к применению таможенных режимов, в частности:
  • использование авторизаций для помещения товаров в отдельные таможенные режимы, а именно: временного ввоза, переработки на таможенной территории, переработки за пределами таможенной территории, импорта (в части процедуры конечного использования);
  • введение требований к условиям хранения документов и ведения учетных записей;
  • внедрение механизма передачи прав и обязанностей держателя авторизации (держателя процедуры);
  • расширение возможностей для перерабатывающей отрасли: более широкое использование эквивалентных товаров, введение возможности вывоза для осуществления отдельных операций по переработке за пределами таможенной территории Украины товаров или их составляющих, которые находятся в таможенном режиме переработки на таможенной территории Украины;
  • расширение перечня разрешенных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, и четкое регламентирование требований к их осуществлению;
  • завершение и прекращение таможенных режимов, отчет о завершении таможенного режима, особенности мониторинга соответствия условиям предоставленной авторизации для помещения товаров в отдельный таможенный режим;
  • привести в соответствие с регламентами ЕС положения Таможенного кодекса Украины о доставке, предъявлении товаров, а также их хранении под таможенным контролем;
  • отменить необходимость вызова таможенника для осуществления перемещения товаров между объектами предприятия, которые получены различные авторизации (например, между таможенным складом и авторизованным грузоотправителем или грузополучателем внутри одной территории предприятия);
  • развить пост-таможенный контроль и соединить его с мерами таможенного аудита:
  • администрация возможности электронного обмена запросами и документами, формирование актов и справок по его результатам, в том числе через «Единое окно для международной торговли», усиление анализа рисков на этапе после завершения таможенного контроля и оформления;
  • усовершенствовать положения о содействии защиты прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины во исполнение мероприятий, предусмотренных Государственной антикоррупционной программой на 2023-2025 годы.

Кроме того, для усиления антикоррупционной составляющей в таможенных органах будет введено:

  • обнародование на официальном веб-сайте Гостаможслужбы обезличенных текстов решений по результатам рассмотрения жалоб в течение трех дней с даты их принятия;
  • право таможенных органов обмениваться информацией о таможенной стоимости товаров в электронной форме в формате международных стандартов обмена электронной информацией с таможенными органами иностранных государств.

В результате подготовки законопроекта ко второму чтению с бизнесом и общественностью добавлен ряд инициатив и уточнений, в частности:

  • предпочтение предприятиям, получившим статус АЭО, в первоочередном прибытии и пересечении государственной границы, в том числе с использованием информационных систем электронной очереди; определение терминов «учетные записи», «декларант», «держатель товара»;
  • разграничение обязанностей декларанта, держателя таможенного режима, лица, ответственного за уплату таможенных платежей, а также сочетание этих положений с положениями Налогового кодекса Украины;
  • европейскую концепцию требований к хранению товаров под таможенным контролем: заменены положения о постоянной зоне таможенного контроля на таможенных складах требованием по финансовому гарантированию их хранения;
  • уточнен перечень разрешенных операций с товарами под таможенным контролем;
  • усовершенствованы положения о предоставлении авторизации на таможенные режимы;
  • уточнены положения об использовании эквивалентных товаров;
  • урегулированы положения о возможности отказа в пользу государства товаров с украинским статусом;
  • усовершенствовано положение о осуществлении платы за таможенное оформление вне места расположения таможенного органа или вне его рабочего времени.

Предполагаемые изменения вступят в силу через 6 месяцев после официального опубликования Закона. За это время Кабинет Министров Украины и Министерство финансов должны утвердить все необходимые подзаконные акты.

Однако отдельные положения, такие как, например, преимущества для АЭО в первоочередном прибытии и пересечении границы, исключение для всех предприятий из сроков доставки в границу времени пребывания грузов в электронной очереди, вступят в силу со дня, следующего за днем ​​опубликования Закона.

____________

*По состоянию на 01.07.2024 предприятия получили около 750 авторизаций на отдельные упрощения (транзитные и для других таможенных процедур), а также 50 авторизаций АЭО.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу