Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Реформа корпоративного управления государственных предприятий важна именно сейчас

24.10.2023

В Комитете по вопросам экономического развития готовится ко второму чтению законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию корпоративного управления юридических лиц, акционером (учредителем, участником) которых является государство (регистр. №5593-д). В настоящее время завершается работа по согласованию соответствия положений законопроекта с Руководящими принципами ОЭСР по корпоративному управлению.

«99% текста законопроекта реестр. №5593-д готовы ко второму чтению, а это значит, что мы почти на финишной прямой для внедрения реформы корпоративного управления в государственных предприятиях на полную мощность, - информирует заместитель Председателя Комитета по вопросам экономического развития Алексей Мовчан.

Первое чтение законопроекта состоялось в 2021 году, депутаты его поддержали. Чтобы закон прошел второе чтение, мы должны были обработать ряд правок и адаптировать его текст к нормам ОЭСР, чем вместе с командой и международными партнерами занимаемся в последние месяцы.

Государственные предприятия являются действенным инструментом привлечения инвестиций в экономику Украины. Это важно для военного и послевоенного восстановления страны, однако сейчас это невозможно, потому что инвесторы не доверяют системе управления ГП. Здесь причин много:

Большое влияние представителей государственных органов в управлении ГП, что позволяет им использовать предприятие ради своих интересов, в частности, во время стратегического планирования и назначения директоров. Кроме того, что это отпугивает инвесторов и не гарантирует защищенности от рисков, это дополнительно способствует созданию сотни коррупционных схем, через которые ГП не могут развиваться.

Частое и внезапное изменение представителей власти влияет на постоянное изменение участников управления в ГП, что ставит под сомнение инвесторов стабильность и результативность планирования работы.

Конфликт интересов из-за миксов функций, которые КМУ и органы управления выполняют одновременно: собственник, управленец. Эти роли нужно распределять по разным органам управления, ведь их одновременное выполнение уменьшает эффективность управления ГП.

Нехватка специфических навыков у представителей государства для эффективного управления ГП. Политики должны заниматься политикой, профессиональные управленцы, то есть члены Наблюдательного Совета – управлением предприятием и улучшением его доходности.

Принятие указанного Закона Верховной Радой Украины в этом году – требование МВФ для получения финансовой помощи для возобновления и реализации будущих реформ. Украина подписала меморандум, а значит, должна (то есть мы имеем) выполнить это требование. Нет реформ – нет денег. Мы проходим много этапов переговоров, чтобы прийти к общим позициям с органами управления ГП и международными партнерами по каждому положению законопроекта и его соответствию нормам ОЭСР.

Это немного замедляет работу над законом, но я вижу в этом предмет заинтересованности в качественном результате всех сторон. В работу над текстом законопроекта вовлечены международные партнеры стран с развитыми экономиками, в частности ОЭСР, благодаря которым мы имеем уникальную возможность получить практический опыт в осуществлении реформы.

Партнеры хотят видеть Украину в кругу стран с развитой экономикой и высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Поэтому выдвигают конкретные требования и оказывают свою поддержку для их выполнения.

Если мы сделаем этот шаг качественно и вовремя, то сможем перезапустить систему управления госпредприятиями, чтобы она на практике начала работу по нормам ОЭСР и показала свою максимальную эффективность».

https://www.rada.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.08.2025
Письмо НАДС: о возможности выплаты доплат за дополнительную нагрузку, связанную с исполнением обязанностей временно отсутствующего работника или по вакантной должности
Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
25.07.2025
Письмо Минсоцполитики: об индексации стипендий
МІНІСТЕРСТВО СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ   ЛИСТ від 14.07.2025 р. № 404/0/98-25/314   Витяг   Департамент розгляду звернень громадян та контролю виконання документів Міністерства соціальної політики України [...] розглянув запит [...] щодо індексації грошових доходів [...] та п...
Новое
17.10.2025
Изменения в законодательстве с 13 октября по 17 октября 2025 года
Заведения высшего образования смогут самостоятельно определять процедуру присвоения профессиональных квалификаций Правительством на заседании 10 октября внесены изменения в порядок присвоения профессиональных квалификаций учреждениями высшего образования в случае отсутствия профессионального станда...
17.10.2025
Военное положение планируют продлить до февраля 2026 года
В следующий вторник (21 октября) Совет уже в 17-й раз продолжит действие военного положения и общей мобилизации на 90 дней. То есть с 05 ноября по соответственно февраля 2026-го. Соответствующие законы на утверждение указов Президента поступят в Раду в понедельник 20 октября. Процедура: рассмот...
15.10.2025
Обновлена типовая форма решения о местном бюджете
Министерство финансов Украины внесло изменения в Типовую форму решения о местном бюджете, утвержденной приказом №668 от 3 августа 2018 года. Соответствующие коррективы предусмотрены приказами Минфина от 15 сентября 2025 г. №465 и 7 октября 2025 г. №510. Основные изменения: термин "капитальные вл...