Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Передача горючего на нужды Вооруженных сил Украины

14.03.2022 194 0 0

ГНС Украины обращает внимание плательщиков, осуществляющих передачу горючего на нужды Вооруженных сил Украины и другим военным формированиям, а также по отражению операций по потере горючего.

В соответствии с нормами Налогового кодекса (далее – НК) (пп. 14.1.6 НК) не являются распорядителями акцизного состава и соответственно плательщиками акцизного налога по реализации горючего субъекты хозяйствования, которые хранят горючее с целью его использования исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки при условии не совершения сделок по реализации другим лицам, а также того, что:

  • помещение или территория, на каждом из которых общая емкость расположенных емкостей для погрузки-разгрузки и хранения горючего не превышает 200 кубических метров, а предприятие (кроме плательщика единого налога четвертой группы) – собственник или пользователь такого помещения или территории получает в течение календарного года горючее в объемах, не превышающих 1000 кубических метров;

или

  • помещение или территория независимо от общей емкости расположенных емкостей для погрузки-разгрузки и хранения горючего, собственником или пользователем которых является предприятие – плательщик единого налога четвертой группы, получающий в течение календарного года топливо в объемах, не превышающих 10 000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии).

Такие субъекты должны получить только лицензию на хранение горючего в соответствии со ст. 15 Закона от 23.01.1996 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и ​​горючего», а в случае осуществления такими субъектами оптовой или розничной торговли горючим без получения соответствующая лицензия на право ее проведения будет считаться безлицензионной деятельностью, за что предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Вместе с тем, согласно Указу Президента Украины от 24 февраля 2022 г. № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», в Украине введено военное положение.

Торгово-промышленная палата Украины сообщила об удостоверении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), размещенном на официальном сайте, а также странице в Фейсбуке.

Положениями п. 69.5 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» ПК с учетом изменений, внесенных Законом от 03.03.202 г № 2118-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об особенностях налогообложения и представления отчетности в период военного положения», который вступил в силу 07.03.2022 г. (далее – Закон № 2118-IX), предусмотрено, в частности, что сделки по добровольной передаче или отчуждению товаров, в том числе подакцизных, в пользу Вооруженных сил Украины и подразделений территориальной обороны без предварительного или последующего возмещения их стоимости не считаются операциями по реализации для целей налогообложения.

Учитывая указанное, в условиях наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) – в течение действия военного положения на территории Украины операции по безвозмездной передаче горючего на нужды Вооруженных сил Украины и другим военным формированиям для нужд обеспечения обороны государства в связи с военной агрессией Российской Федерации, не являющиеся операциями по реализации такого горючего у субъектов хозяйствования, которые получали такое горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки, и соответственно при совершении таких операций у субъектов хозяйствования, не являющихся плательщиками по реализации горючего, не будут возникать обязанности:

  • получать лицензию на право осуществления оптовой или розничной торговли топливом;
  • регистрироваться плательщиками акцизного налога и регистрировать акцизные склады;
  • учитывать объемы топлива, безвозмездно переданного на указанные нужды, при исчислении объемов, которые субъекты хозяйствования имеют право получить в течение года на хранение с целью использования исключительно для нужд собственного потребления (1000 кубических метров и для плательщиков единого налога четвертой группы –10 000 кубических метров ).

Субъекты хозяйствования, являющиеся плательщиками акцизного налога по реализации горючего, обязаны составить акцизную накладную на операции по безвозмездной передаче горючего на нужды Вооруженных сил Украины и другим военным формированиям (в том числе передаче горючего в соответствии с Законом от 13.06.2012 № 4765-VI «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения») для нужд обеспечения обороны государства в связи с военной агрессией Российской Федерации как на операции по передаче (физическому перемещению) горючего получателю, не являющемуся субъектом хозяйствования (код операции для составления в одном экземпляре 6). При этом обязанность получения дополнительной лицензии на право оптовой и/или розничной торговли для осуществления таких операций не возникает.

В случае, если горючее утрачено, испорчено, уничтожено, в том числе в результате аварии, пожара, наводнения, других форс-мажорных обстоятельств, согласно пп. 216.3 НК субъекты хозяйствования, являющиеся плательщиками акцизного налога по реализации горючего, обязаны составить акцизную накладную на такие операции (код операции для составления в одном экземпляре 2).

Согласно п. 69.1 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК с учетом изменений, внесенных Законом № 2118-IX, в случае отсутствия у налогоплательщика во время действия военного состояния возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в частности, по представлению электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового, такая обязанность подлежит исполнению в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.

В соответствии с поданными налогоплательщиками электронными документами, содержащими данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового в соответствии с п. 69.1 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК, контролирующим органом будет осуществлено автоматическое сопоставление показателей объемов обращения и остатков горючего, показателей объемов обращения этилового спирта за период действия правового режима военного состояния.

Что касается отражения субъектами хозяйствования операций по потере горючего в результате военной агрессии Российской Федерации, то такие операции подлежат отражению на основании первичных документов, составленных в соответствии с Законом от 01.01.2000 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и с учетом положений статьи 231 Кодекса (на объемы горючего, в частности, испорченного, уничтоженного, в том числе в результате аварии, пожара, наводнения, других форс-мажорных обстоятельств плательщиками акцизного налога по реализации горючего составляются также акцизные накладные на объемы потерянного горючего, подлежащие последующей регистрации после завершения действия военного положения).

Комментарии к материалу