НБУ сохранил учетную ставку на уровне 13 %
Правление НБУ приняло решение сохранить учетную ставку на уровне 13 %. Это решение будет способствовать постепенному возвращению инфляции в 5 % в последующие годы и поддержит устойчивость валютного рынка.
В последние месяцы инфляция ожидаемо ускорилась.
В августе потребительская инфляция выросла до 7,5 % в годовом исчислении, что было близко к июльскому прогнозу НБУ. Фундаментальное ценовое давление, измеряемое показателем базовой инфляции, также усиливалось (6,5 % г/г). Рост потребительских цен обуславливался влиянием худших урожаев нынешнего года, увеличением расходов бизнеса на продовольственное сырье, энергию и оплату труда, а также эффектами от ослабления обменного курса гривны в предыдущие месяцы. Однако инфляционные ожидания оставались достаточно устойчивыми.
Давление на цены будет сохраняться в ближайшее время, однако в следующем году инфляция замедлится.
Инфляция будет умеренно расти в ближайшие месяцы из-за расширения совокупного спроса вследствие бюджетных расходов, увеличения расходов бизнеса на оплату труда и электроэнергию, повышения акцизов. Однако взвешенная монетарная политика НБУ и уменьшение внешнего ценового давления будут способствовать постепенному замедлению инфляции и возвращению к цели 5 % в течение следующих лет. Для достижения цели НБУ будет поддерживать контролируемую ситуацию на валютном рынке.
Международные резервы содержатся на достаточном уровне для обеспечения устойчивости валютного рынка.
В августе Украина получила значительный объем международной финансовой помощи, в то же время интервенции НБУ по продаже валюты существенно уменьшились на фоне сокращения чистого спроса на валюту со стороны бизнеса и населения. В результате на начало сентября международные резервы Украины превысили 42 млрд долл. США. Достижение соглашения на уровне персонала по пятому пересмотру программы расширенного финансирования с МВФ в сентябре стало еще одним положительным сигналом сохранения достаточных объемов внешней помощи и дальнейшего обеспечения макрофинансовой устойчивости. Учитывая это и достаточный инструментарий НБУ будет сохранять высокую способность поддерживать устойчивую ситуацию на валютном рынке, предотвращать чрезмерные курсовые колебания и обеспечивать движение курса в обе стороны.
Международная финансовая поддержка и мероприятия по мобилизации внутренних ресурсов должны помочь правительству профинансировать дефицит бюджета без обращения в эмиссионные источники финансирования.
Война продолжается. Российская агрессия по-прежнему обуславливает значительное давление на государственные финансы. Учитывая необходимость существенных расходов на обороноспособность, бюджетные расходы на 2024 год существенно увеличены. В проекте государственного бюджета на 2025 год предусмотрено, что расходы останутся значительными – бюджетный дефицит будет превышать 19 % ВВП.
Финансирование расходов бюджета предусматривается за счет дальнейшего наращивания бюджетных доходов, финансовой поддержки от международных партнеров и увеличения внутренних заимствований от продажи ОВГЗ благодаря усилиям правительства и содействию НБУ. Это позволит мобилизовать необходимые ресурсы и избежать возврата к эмиссионному финансированию на прогнозном горизонте.
Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны.
Скорость возвращения инфляции к цели 5 % и устойчивость экономического развития Украины будут в значительной степени зависеть от характера и продолжительности войны. Российская агрессия и дальше генерирует следующие риски:
- возникновение дополнительных бюджетных нужд, прежде всего для поддержания обороноспособности;
- возможно дополнительное повышение налогов, что в зависимости от параметров может усиливать ценовое давление;
- дальнейшее повреждение инфраструктуры, прежде всего энергетической и портовой, что будет ограничивать экономическую активность и давить на цены со стороны предложения;
- углубление негативных миграционных тенденций и дальнейшее расширение дефицита рабочей силы на внутреннем рынке труда.
Сохраняется также неопределенность вокруг будущих объемов поддержки Украины международными партнерами, в том числе из-за сосредоточенности многих стран на внутренних электоральных циклах и подрывной работе, которую Россия пытается вести в других странах мира и на уровне международных институтов.
В то же время есть вероятность реализации ряда положительных сценариев, связанных, в частности, с перечислением Украине значительных объемов средств от обездвиженных российских активов, а также дальнейшим расширением экспортных возможностей, ускорением евроинтеграционных процессов, повышением темпов возобновляемых работ в энергетике.
Учитывая баланс рисков и необходимость возврата инфляции к цели 5 % в течение следующих лет и обеспечение устойчивости валютного рынка, Правление НБУ решило сохранить учетную ставку на уровне 13 %.
В последние месяцы ставки по гривневым инструментам снижались, отражая влияние предыдущих мероприятий по смягчению монетарной политики. Однако доходность депозитов и ОВГЗ в национальной валюте и в дальнейшем достаточно для обеспечения защиты гривневых сбережений от инфляционного обесценивания. Последнее остается одной из важнейших задач НБУ.
В июле НБУ приостановил смягчение процентной политики, чтобы сохранить надлежащий уровень доходности по гривневым инструментам, и сейчас видит целесообразным воздержаться от возобновления цикла снижения учетной ставки. Решение о сохранении ключевой ставки на уровне 13 % в сентябре направлено на поддержание интереса к сбережениям в гривне и сдерживанию спроса на валютном рынке.
В то же время Правление НБУ приняло решение о модификации параметров других инструментов и операций монетарной политики. Так, с 20 сентября 2024 года снижается ставка по трехмесячным депозитным сертификатам до 15,5 %. Также снижается ставка по кредитам рефинансирования – до 16 %, а максимальный срок их предоставления ограничен 14 днями. Ставка по депозитным сертификатам овернайт и дальше будет равна учетной ставке.
В то же время с 11 октября 2024 года НБУ повышает нормативы обязательного резервирования на 5 п. п. (за исключением нормативов для срочных вкладов физических лиц в гривне сроком 93 календарных дня и более). Кроме того, с этой же даты НБУ увеличит до 60 % долю обязательных резервов, которую банки могут покрывать за счет бенчмарк-ОВГЗ. По оценкам НБУ, указанные шаги не будут создавать риски для устойчивости валютного рынка и возвращения инфляции к цели на горизонте политики. Комбинация этих мероприятий увеличит гибкость банков в управлении собственной ликвидностью и будет стимулировать дополнительный спрос на ОВГЗ, что усилит способность правительства привлекать необходимые объемы финансирования на внутреннем долговом рынке.
НБУ и дальше будет гибко адаптировать монетарную политику в случае отклонения динамики макроэкономических показателей от ожиданий и существенных изменений в балансе рисков для инфляции, устойчивости валютного рынка и экономического развития.
Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением НБУ этого решения, будут обнародованы 30 сентября 2024 года.
Следующее заседание Правления НБУ по монетарной политике состоится 31 октября 2024 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
Справочно:
- c 11 октября 2024 года нормативы обязательного резервирования банков составят:
- по срочным средствам и вкладам физических лиц с минимальным начальным сроком погашения 93 календарных дня и более в национальной валюте – 0 % (не меняется), а в иностранной валюте – 15 % (до 11 октября – 10 %);
- по средствам по требованию и средствам на текущих счетах физических лиц, а также по срочным средствам и вкладам физических лиц с минимальным начальным сроком погашения до 92 календарных дней в национальной валюте – 25 % (до 11 октября – 20 %), а в иностранной валюте – 35 % (до 11 октября – 30 %);
- по средствам по требованию и средствам на текущих счетах юридических лиц, срочным средствам и вкладам юридических лиц (кроме других банков) в национальной валюте – 15 % (до 11 октября – 10 %), а в иностранной валюте – 25 % (до 11 октября – 20 %);
- по средствам вкладов и средствам на текущих счетах других банков-нерезидентов и кредитам, полученным от международных (кроме финансовых) и других организаций-нерезидентов в национальной валюте – 15 % (до 11 октября – 10 %), а в иностранной валюте – 25 % ( до 11 октября – 20 %).
НБУ
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу