Комитет по вопросам правовой политики рассмотрел на своем заседании 12 августа 2025 года проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» по созданию предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (№13467 от 11 июля 2025 года), поданный народными депутатами Украины Стефанчук. и другими, а также альтернативный проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» по созданию предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (№13467-1 от 21 июля 2025 года), представленный народными депутатами Украины Масловым Д.В. и другими.
Согласно пояснительной записке к законопроекту за реестр. №13467 его целью является обеспечение качественного переформатирования подходов к определению размера должностных окладов судей и должностных лиц системы правосудия на основе более стабильной, обоснованной и прозрачной расчетной величины, не связанной с социальным стандартом прожиточного минимума. Целью законопроекта за реестр. №13467-1 есть создание предпосылок для повышения размера прожиточного минимума и установления справедливого размера судейского вознаграждения.
Для достижения цели авторами законопроектов предлагается внесение изменений в статьи 135, 150 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», которыми определить базовый размер должностного оклада судьи, руководителя и заместителя руководителя службы дисциплинарных инспекторов ВРП, а также дисциплинарных инспекторов ВРП календарного года, а в базовых (орудных) величинах для определения размеров должностных окладов. Разница между двумя законопроектами состоит в том, что в законопроекте за реестр. №13467-1 предлагается установить базовый должностной оклад судьи местного суда в размере 26 базовых (орудных) величин, в то время как в законопроекте за реестр. №13467 – 18,2 базовых (орудных) величин.
Данные законопроекты напрямую связаны с проектом Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о создании предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (регистр. №13466). Вступление в силу указанных законодательных инициатив предусмотрено с 1 января 2026 года.
Обсудив положения обоих законопроектов, Комитет по вопросам правовой политики принял решение рекомендовать парламенту включить в повестку дня тринадцатой сессии Верховной Рады Украины девятого созыва проекты законов о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» о создании предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (рег.6-13) Первое чтение принять за основу проект Закона за реестр. №13467-1 с доработкой положений в соответствии с частью первой статьи 116 Регламента Верховной Рады Украины, в связи с чем проект Закона за реестр. №13467 отклонить.
Комитет по вопросам правовой политики на заседании также рассмотрел проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об урегулировании вопросов формирования прожиточного минимума и создании предпосылок для его повышения (регистр. №13469 от 11 июля 2025), поданный народными депутатами Украины Стефанчуком Р.А. и другими.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, его целью является разграничение социального и финансово-расчетного значения прожиточного минимума путем введения четко определенной ставки как новой единицы расчета штрафов и сборов.
Указанной законодательной инициативой предлагается внести изменения в ряд статей Хозяйственного и Гражданского процессуальных кодексов Украины, Кодекса административного судопроизводства Украины, отдельных законов Украины. В частности, предлагается рассчитывать штраф не в размерах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а в размерах штрафной ставки; рассчитывать плату в сфере государственной регистрации, плату (административный сбор) за проведение регистрационных действий и за предоставление информации из Государственного реестра прав, плату за внесение сведений в Государственный земельный кадастр, внесение изменений в них, предоставление сведений из Государственного земельного кадастра, предельную стоимость административной услуги, регистрационный сбор за регистрацию минимум в сфере в ставках административного сбора. Указанные размеры штрафной ставки и плат будут устанавливаться в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год по представлению Кабинета Министров Украины.
Данный законопроект напрямую связан с проектом Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о создании предпосылок для повышения размера прожиточного минимума (регистр. №13466). Вступление в силу указанных законодательных инициатив предусмотрено с 1 января 2026 года.
Обсудив положения законопроекта с учетом высказанных к нему замечаний и предложений, Комитет по правовой полИтики решил рекомендовать Верховной Раде Украины включить законопроект за реестр. №13469 в повестку дня тринадцатой сессии Верховной Рады Украины девятого созыва и по результатам рассмотрения в первом чтении принять его за основу.
ВРУ