Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Является ли нарушением работодателем требований законодательства, если он ограничивает продолжительность отпуска лицу с инвалидностью II группы 24 днями, ссылаясь на военное положение и Закон №2136-IX?

19.05.2025

Ограничение ежегодного основного отпуска лицу с инвалидностью до 24 дней только на основании того, что в стране действует военное положение, формальный подход к принятию такого решения при наличии возможностей предоставить отпуск полной продолжительности, не будет добросовестным исполнением работодателем своих обязанностей в соответствии с законодательством о труде, что предусматривает его обязанность внимательно относиться к нуждам мероприятия по защите физического и психического здоровья работников, профилактике рисков и напряжения на рабочем месте (ст. 141, 158 КЗоТ).

Согласно Закону Украины "Об отпусках" (ч.7 статья 6) лицам с инвалидностью I и II групп предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а лицам с инвалидностью III группы – 26 календарных дней. Целью установления ежегодного отпуска большей продолжительности для лиц с инвалидностью на законодательном уровне является обеспечение равенства, поддержание здоровья и социальная защита таких работников, которые имеют дополнительные потребности для восстановления здоровья. Лица с инвалидностью нередко имеют хронические заболевания, поэтому нуждаются в более длительном отдыхе. Установление дополнительных гарантий позволяет уравновесить фактическое неравенство, связанное с состоянием здоровья, соответствующим положениям Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью и ст.ст. 43, 45 Конституции по обеспечению права на труд и отдых.

Согласно ч.1 ст. 12 Закона Украины № 2136-IX "Об организации трудовых отношений в условиях военного положения" (далее Закон №2136) в период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год. Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, предоставление неиспользованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения. По решению работодателя неиспользованные дни такого отпуска могут предоставляться без сохранения заработной платы.

Закон № 2136-IX не отменяет положения статьи 6 Закона "Об отпусках" о продолжительности отпусков для лиц с инвалидностью.

В то же время, если есть реальные обстоятельства, которые делают невозможным предоставление отпуска полной продолжительности, работодатель имеет право ограничить продолжительность ежегодного основного отпуска работника в период действия военного положения 24 днями. Это решение остается на усмотрение работодателя. Неиспользованные работником дни ежегодного основного отпуска должны быть предоставлены после окончания (отмены) военного положения, а в случае увольнения во время военного состояния выплачена денежная компенсация за все неиспользованные дни согласно статье 24 Закона Украины "Об отпусках". (См. комментарий Министерства экономики к Закону Украины от 1 июля № 2352-ІХ).

Во избежание недоразумений и конфликтных ситуаций, связанных с ограничением продолжительности отпусков работников в период военного состояния работодатель может инициировать внесение изменений в коллективный договор, разработать отдельный локальный акт по урегулированию вопросов предоставления отпусков в военное время, в частности категориям работников, требующих особой защиты.

https://t.me/smudsp

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (14.04.2025 - 18.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   10 ответов НАДС о новой классификации должностей государственной службы Постановление вступает в силу одновременно с Законом Украины от 11 марта 2025 года № 4282-ІХ "О внесении изменений в некоторые законы Украины о внедрении единых подходов в оплате труда госуд...
11.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (07.04.2025 - 11.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Считается ли нарушением отсутствие подписи получателя в расходных кассовых ордерах или расходных ведомостях? Расходные кассовые ордера или расходные сведения не принимаются для вывода остатка наличных денег в кассе, если выдача наличных из кассы не подтверждена ...
21.04.2025
Минимальные зарплаты в странах ЕС: данные на 2025 год
Евростат обнародовал первые данные за 2025 год о минимальных зарплатах. Так, с 1 января 2025 г. национальная минимальная заработная плата установлена ​​в 22 из 27 стран Европейского Союза. Исключения остаются Дания, Италия, Австрия, Финляндия и Швеция. В 10 странах минимальная зарплата меньше &euro...
Новое
09.07.2025
Право на пенсию за полтора года
Пунктами 6 и 7 части 1 статьи 115 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (далее - Закон) предусмотрено, что право на назначение досрочной пенсии по возрасту имеют лица: трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им ор...
09.07.2025
Порядок формирования страхователями-работодателями корректирующих заявлений-расчетов
Согласно части первой статьи 26 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании" и Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 21.09.2022 № 2620-IX, основанием для финансирования страхователей террито...
09.07.2025
Все выплаты социальных пособий будут осуществлены в срок - в сроки, определенные законодательством
Начиная с 1 июля, администрирование социальных выплат, осуществляемых за государственные средства, было передано Пенсионному фонду Украины — ранее эти функции выполняли органы социальной защиты населения. Передача функций состоялась в соответствии с тремя постановлениями Кабинета Министров Укр...
Центр уведомлений