В Комитете по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов обсудили возможность легализации добровольческих формирований
В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов 16 июня состоялось заседание круглого стола по теме: «Законодательное урегулирование легализации и организации добровольческих формирований».
Председательствующий на заседании круглого стола председатель подкомитета по социальной защите прав ветеранов Комитета Анатолий Остапенко сообщил, что дискуссии по определению легализации и организации добровольческих формирований ведутся в возглавляемом им подкомитете уже не один год. «Поэтому срочно нужно решить вопрос правового определения деятельности добровольческих отрядов и формирований, которые самостоятельно организовались с целью защиты суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины и взаимодействия с силами обороны и привлечения их к движению сопротивления, подготовки граждан Украины к национальному сопротивлению емкой составляющей всеобъемлющей обороны государства на всей территории Украины», - отметил глава подкомитета.
В то же время А.Остапенко напомнил, что в соответствующий период 2014 года наше государство временно осталось без Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины и назначенных им руководителей силовых органов. Тогда Украина не была способна быстро и эффективно защитить свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. Но благодаря помощи добровольческих отрядов в том же году удалось остановить, а затем уже вместе с ВСУ и другими вооруженными формированиями государства - сдерживать вооруженную агрессию российской федерации в течение 8 лет и по сей день. «В настоящее время добровольческие формирования во взаимодействии с подразделениями ВСУ и другими вооруженными формированиями государства продолжают участвовать в военных действиях против армии российской федерации, – отметил Анатолий Остапенко. - Большинство участников добровольческих формирований с боевым опытом влились в ряды разных подразделений ВСУ и других вооруженных формирований, некоторые добровольческие формирования в составе ВСУ и Национальной Гвардии образовали собственные воинские части и подразделения».
Напомним, что 01 января 2022 вступил в силу Закон Украины «Об основах национального сопротивления», определяющий правовые и организационные основы национального сопротивления, основы его подготовки и ведения, задачи и полномочия сил безопасности и сил обороны по вопросам национального сопротивления. В частности, этот Закон предусматривает возможность создания добровольческих формирований территориальных общин наряду с силами сопротивления, а также отдельным родом войск сил территориальной обороны. Порядок образования и деятельности добровольческих формирований территориальных общин определяется Положением добровольческих формировании территориальных общин, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2021 за реестр. №1449.
В своем выступлении генеральный директор Директората социальной защиты Министерства по делам ветеранов Украины Руслан Приходько обратил внимание на то, что 24 февраля 2022 соответствующие добровольческие формирования не были созданы при отсутствии налаженной процедуры их регистрации и «стихийность создания» добровольческих объединений по всей территории Украины в обеспечение срочной защиты государства от широкомасштабного военного вторжения России. «К сожалению, первые погибшие и первые лица, получавшие ранения, контузии и увечья в боях против российской федерации, были не оформлены. Первые добровольцы формирования официально зарегистрировались не ранее чем через полтора месяца после начала широкомасштабного вторжения. Возникли коллизии, люди не могут оформиться как члены семей погибших Защитников Украины, как лица с инвалидностью в результате войны. Соответственно, не могут получить социальные гарантии, льготы и единовременные выплаты от государства», - сообщил Р.Приходько.
В этой связи, по словам директора Директората социальной защиты, Минветеранов при сотрудничестве с Комитетом был наработан уже подписанный Президентом Украины Закон Украины от 15.03.2022 за реестр. №2121-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины об уточнении норм, регулирующих вопросы определения категорий лиц, признаваемых ветеранами войны и членами семей погибших Защитников и Защитниц Украины, и предоставление им социальных гарантий», позволяющий получать соответствующие статусы бойцам подразделений, принимавших участие в боевых действиях. Также Минветеранов было разработано Постановление №740, которое предусматривает предоставление возможности получения статуса членов семей погибших Защитников Украины, а также лиц с инвалидностью в результате войны, входивших непосредственно в добровольческие формирования территориальных общин, но на момент гибели или получения ранений, контузий и увечий, не были официально оформлены. Постановление находится на рассмотрении Правительства.
Отметим, что первые добровольческие военные формирования в Украине начали образовываться еще в 2014 году в ответ на неожиданное вторжение россии на территорию Украины с целью защиты территориальной целостности и суверенитета нашего государства. «Немаловажен вопрос их официального оформления, ведь государство должно обеспечить полную социальную защиту и поддержку, в первую очередь семьям добровольцев, на законодательных основаниях. А это исключается в случае, если добровольческое образование не было оформлено в соответствии с действующими законами и подзаконными нормативно-правовыми актами государства», - подчеркнул Руслан Приходько, отметив, что на сегодняшний день только деятельность добровольческих формирований территориальных общин (ДФТГ) регламентирована законодательством. По данным Национальной полиции Украины, в состав ГФТХ входит около 100 тысяч граждан.
Во время круглого стола участники мероприятия обсудили положения презентованного проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о легализации, организации, образовании и участии добровольческих формирований в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины», предлагающего регламентировать деятельность соответствующих формирований, в частности, в особый период. В соответствии со ст.1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» особый период – период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, а также исполнение гражданами Украины своей конституционной обязанности по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, который наступает с момента оглашения решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Участники мероприятия обращали внимание на необходимость доработки вышеуказанного законопроекта, в частности для недопущения злоупотреблений соответствующими статусами и государственными гарантиями недобросовестными гражданами страны и уголовными правонарушителями. Также дискуссионным был вопрос о целесообразности и возможности предоставления статуса военнослужащего членам добровольческих формирований. В то же время отмечалось, что вопрос легализации добровольческих формирований «острый, долговременный» и давно нуждается в законодательном урегулировании. Кроме того, поднимались вопросы материального и технического обеспечения добровольцев, в частности, средствами безопасности, ежедневно выполняющими приказы руководства территориальных общин по защите государства.
По итогам заседания круглого стола председатель подкомитета по вопросам социальной защиты прав ветеранов Комитета Анатолий Остапенко призвал к предоставлению предложений и замечаний к наработанному и презентованному участникам мероприятию законопроекту для дальнейшего его согласования заинтересованными сторонами.
https://www.rada.gov.ua
Комментарии к материалу