Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Структура исполнительных ОМС: особенности во время действия военного положения – разъяснение для общин

18.01.2023 54 0 0

Разъяснение сформировано на базе вопросов, полученных от представителей ОМС при подготовке видеоурока "Структура исполнительных органов ОМС: особенности во время действия военного положения", проведенного Программой USAID DOBRE.

В разъяснении вы узнаете:

  • Обязательно ли начальник ВА ЧП должен утверждать временную структуру исполнительных органов совета. Можно ли использовать действующую структуру, утвержденную советом.
  • Каковы особенности деятельности ОМС при образовании ВА НП.
  • Какие должности должны быть предусмотрены временной структурой исполнительных органов совета.
  • Какова должна быть оптимальная структура аппарата исполнительного комитета совета в условиях военного положения.

Обязательно ли начальник ВА ЧП должен утверждать временную структуру исполнительных органов совета? Можно ли использовать действующую структуру, утвержденную советом?

Полномочия начальника ВА ЧП по утверждению временной структуры исполнительных органов совета определены абз. 2 п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона Украины «О правовом режиме военного положения», согласно которому начальник ВА ЧП может утвердить временную структуру исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета (для работников, должности которых не включены во временные штатные расписания, объявляется простой или осуществляется их перевод на равнозначную или более низкую должность). Следовательно, указанная норма Закона не обязывает начальника ВА НП в любом случае утверждать временную структуру исполнительных органов совета, а лишь предусматривает возможность для начальника ВА НП и правовые последствия для работников, должности которых не вошли в нее.

Однако этим полномочием наделены не все начальники ВА НП, а исключительно начальники ВА НП, которые в соответствии с решением Верховной Рады Украины осуществляют полномочия сельского, поселкового, городского совета, его исполнительного комитета, сельского, поселкового, городского головы в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона Украины "О правовом режиме военного положения".

Основания и условия для утверждения начальником ВА НП временной структуры исполнительных органов совета указанным Законом не определены. Однако, исходя из логики Закона, временная структура утверждается с целью обеспечения выполнения соответствующим ОМС своих функций и полномочий, предоставления необходимых услуг жителям территориального общества в случае, если это невозможно осуществить в пределах действующей структуры (отсутствие работников в пределах соответствующего территориального общества (внутреннее перемещение, выезд за пределы Украины, другие обстоятельства).Итак, Закон предоставляет начальнику ВА ЧП возможность упорядочить на период действия военного состояния структуру исполнительных органов совета и одновременно решает вопрос занятости работников, должности которых ею не предусмотрены - они могут быть переведены на другие (равнозначные или ниже) ) должности во временной структуре или им объявляется простой (имеется в виду простой не по вине работника, предусматривающий оплату времени простоя в размере не ниже 2/3 должностного оклада в соответствии со ст. 113 Кодекса законов о труде Украины).

Таким образом, полномочия начальника ВА ЧП относительно возможности утверждения временной структуры исполнительных органов совета не являются его обязанностью и в случае соответствующего ОМС осуществлять свои полномочия утвержденным советом «постоянной» структурой может им не применяться.

Какие особенности деятельности ОМС в случае образования ВА НП?

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» военные администрации населенных пунктов (далее – ВА НП) образуются в пределах территорий территориальных общин, в которых сельские, поселковые, городские советы и/или их исполнительные органы, и/или сельские, поселковые, городские председатели не осуществляют возложенные на них Конституцией и законами Украины полномочия, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае принятия Верховной Радой Украины решения об осуществлении начальником соответствующего ВА НП полномочий сельского, поселкового, городского совета, его исполнительного комитета, сельского, поселкового, городского головы согласно ч. 2 ст. 10 Закона Украины "О правовом режиме военного положения", аппарат сельского, поселкового, городского совета и его исполнительного комитета, другие исполнительные органы, коммунальные предприятия, учреждения и организации соответствующей территориальной общины подчиняются начальнику соответствующего ВА НП.

Таким образом, ОМС и их должностные лица в случае образования на территории соответствующего территориального общества ВА НП автоматически не прекращают осуществление своих полномочий – они продолжают работать и осуществлять возложенные на них функции, однако с подчинением начальнику соответствующего ВА НП.

Какие должности должны быть предусмотрены временной структурой исполнительных органов совета?

Законом Украины «О правовом режиме военного положения» и другими законодательными актами не определяется никаких требований к временной структуре исполнительных органов: в каких случаях и при каких ум

ов такая временная структура может быть утверждена, какие должности в ней «обязательны». Частью 2 ст. 10 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» предусмотрена возможность утверждения временной структуры исполнительных органов совета начальником соответствующей военной администрации населенного пункта (далее – ВА НП) и последствия, наступающие для работников исполнительных органов совета в случае, должности которых временной структурой не предусмотрено . Таким работникам объявляется простой или они могут быть переведены на равнозначные или низшие должности во временной структуре.

Следовательно, при решении вопросов утверждения временной структуры исполнительных органов совета целесообразно проанализировать действующую структуру исполнительных органов совета на предмет:

  • возможности ОМС выполнять свои полномочия в условиях военного положения в пределах действующей структуры (человеческие, финансовые, организационные ресурсы);
  • наличия работников ОМС на территории соответствующей общины (находятся на территории общины; имеют статус ВПЛ; уехали за пределы Украины; местонахождение неизвестно, другое).

После анализа действующей структуры следует приступать к разработке проекта временной структуры исполнительных органов совета, которая должна обеспечить осуществление ОМС их полномочий на территории территориального общества.

При этом следует помнить, что перевод работников на другие (равнозначные или низшие) должности во временной структуре возможен исключительно с согласия таких работников. Исключение из этого правила в период действия военного положения составляют случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 3 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения», когда работодатель имеет право перевести работника на другую работу, не оговоренную трудовым договором, без его согласия (кроме перевода на работу в другую местность, на территории которой продолжаются активные боевые действия), если такая работа не противопоказана работнику по состоянию здоровья только для предотвращения или ликвидации последствий боевых действий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут представлять угрозу жизни или нормальным жизненным условиям людей.

Какая должна быть оптимальная структура аппарата исполнительного комитета совета в условиях военного положения?

Для начала необходимо определиться, что именно подразумевается под понятием «аппарат исполнительного комитета», ведь Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» оперирует другим понятием: «аппарат совета и его исполнительных органов» (п. 5 ч. 1 Закона), « аппарат совета и его исполнительного комитета» (п. 6-7 ч. 4 ст. 42 Закона).

При этом согласно ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов являются их исполнительные комитеты, отделы, управления и другие создаваемые советами исполнительные органы.

Указанным Законом не определяется какие должности должны входить в аппарат совета и его исполнительного комитета. Однако из сложившейся практики усматривается, что в аппарат сельского, поселкового, городского совета и его исполнительного комитета целесообразно включать следующие должности должностных лиц местного самоуправления:

  • сельский, поселковый, городской голова;
  • заместитель (заместители) сельского, поселкового, городского головы по деятельности исполнительных органов совета;
  • секретарь сельского, поселкового, городского совета;
  • управляющий делами (секретарь) исполнительного комитета сельского[2], поселкового, городского совета;
  • староста (старосты).

В структуру аппарата совета и его исполнительного комитета могут входить и другие должности как должностных лиц местного самоуправления, так и служащих органов местного самоуправления, технических работников и работников обслуживания.

На период действия военного положения законодательством также не устанавливается никаких требований по структуре аппарата совета и его исполнительного комитета.

Однако согласно ч. 9 ст. 9 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» в случае утверждения сельским, поселковым, городским председателем временной структуры исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета для работников, должности которых не включены во временную структуру, объявляется простой или осуществляется их перевод на равнозначную или низшую должность.

Кроме этого, аналогичное полномочие по возможности утверждения временной структуры исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета предоставляет ч. 2 ст. 10 Закона Украины "О правовом режиме военного положения" начальнику соответствующей военной администрации населенного пункта.

Учитывая указанную норму Закона, на период действия военного положения сельским, поселковым, городским головой или начальником соответствующей военной администрации населенного пункта может быть утверждена временная структура исполнительных органов соответствующего совета, а для работников, должности которых не включены во временную структуру, объявляется простой или осуществляется их перевод на равнозначную или низшую должность.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу