Старшая школа меняется: какие возможности откроются для учащихся
«Профильная» — именно такой должна стать старшая школа в Украине уже в 2027 году. Реформу старшей школы поддерживают 85% старшеклассников, о чем свидетельствуют результаты всеукраинского социологического исследования, проведенного КМИС.
Что предполагает реформа
Реформа старшей школы предполагает, что после 9 класса учащиеся смогут выбрать одно из двух направлений — академическое или профессиональное.
Академическое направление позволит учиться в лицеях по выбранному профилю, например, STEM или языково-литературному. Учащиеся смогут самостоятельно выбирать предметы для углубленного изучения, а также предметы, не связанные с профилем. К примеру, ученик биохимического профиля сможет выбирать курсы, связанные с литературой, искусством и языками.
Академические лицеи будут большими учебными заведениями, благодаря чему удастся сформировать несколько групп учащихся, а значит, для них появится возможность предложить разные профили и учебные предметы по выбору.
Профессиональное направление предусматривает поступление в профессиональный колледж или заведение профессионального высшего образования (ЗФПО), где студенты смогут овладеть профессией и выбирать предметы, связанные с ней. А после окончания учебы студенты смогут выбрать дальнейший путь — либо выйти на рынок труда, либо продолжить обучение в ЗВО.
Больше о реформе читайте по ссылке.
Как воспринимают реформу учащиеся и родители?
Чтобы понять отношение к реформе старшей школы, в Украине было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие более 80 тысяч респондентов: ученики, родители, педагоги и представители местных властей из всех регионов.
- 91% старшеклассников и 83% студентов учреждений профессионального (профессионально-технического) и профессионального высшего образования хотели бы выбирать часть предметов для изучения.
- 85% старшеклассников поддерживают реформу.
- Среди родителей учащихся 10–11 классов реформу поддерживают 85%, среди родителей учащихся 5–6 классов – 78%.
В рамках мероприятия «Профильная: какой будет реформа старшей школы» и презентации всеукраинского социологического исследования состоялась публичная дискуссия с участием Министра образования и науки Украины Оксена Лесного и учеников старших классов. Подростки отметили, что им не хватает возможности выбирать предметы, которые больше отвечают их интересам.
Реформа старшей школы усилит индивидуальный подход к желаниям ребенка в выборе его образовательной траектории. Ученик будет выбирать те предметы, которые ему нужны и которыми он интересуется.
«Реформа старшей школы изменяет ценностный подход к образованию. Девятиклассники будут самостоятельно выбирать, как они хотят учиться в старшей школе. Это заложено в философию всей реформы, и это то, к чему, как мы видим, стремятся сами дети. Мы даем им свободу. Это одна из важных, основополагающих ценностей человека», — отметил Оксен Лесной.
Профориентация и практические навыки
По словам подавляющей части опрошенных родителей и учащихся, в учебных заведениях проводят профориентацию. Правда, более 40% респондентов отметили, что о профессиях рассказывают учителя. То есть в учебных заведениях не хватает системного подхода к профориентационной работе и разнообразие ее форматов. Лишь одна пятая родителей и учеников заявили, что школы организуют экскурсии на предприятия и одна десятая – ярмарки профессий. Чуть больше 20% сказали, что о профессиях узнают самостоятельно или от других людей.
Сотрудничество с общинами
В настоящее время идет подготовка к внедрению реформы: нарабатываются изменения в законодательство, ведется разработка программ, учебников и учебных материалов, налажено профессиональное развитие учителей, продолжается обновление образовательной среды в будущих лицеях и колледжах.
Общества вместе с Министерством образования и науки Украины и областными администрациями работают над созданием новой сети лицеев.
Смена сети учебных заведений — одна из важнейших частей реформ. Согласно исследованию, 81% глав территориальных общин, где проживают менее 1200 учеников, готовы создавать академические лицеи. 56% глав ТГ и 59% депутатов местных советов готовы к сотрудничеству с другими общинами для создания лицея, но если он будет на территории их общества.
В то же время учащиеся (72%) и студенты (71%) готовы учиться в другом обществе, если там будут созданы лучшие условия для обучения. 40% опрошенных педагогов готовы работать в другой общине, если рядом не будет академического лицея.
Пилотирование реформы стартует в 2025 году в отдельных лицеях в разных регионах. Национальный старт реформы запланирован на 2027-2029 годы.
https://www.kmu.gov.ua
Комментарии к материалу