12 мая 2025 года в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко состоялся круглый стол по теме: «Справедливая оплата труда в образовании – залог развития общества и государства».
Мероприятие инициировано Профсоюзом работников образования и науки Украины с целью обсуждения современных подходов к формированию справедливой системы оплаты труда в области образования.
Во вступительном слове модератор мероприятия – заместитель председателя Профсоюза Ольга Чабанюк очертила главные ориентиры встречи, отметив важность социального диалога и необходимость объединения усилий всех заинтересованных сторон для работы над обновлением подходов к оплате труда педагогов в Украине. Она подчеркнула, что именно в совместной, последовательной работе можно найти действенные решения и заложить основу для справедливых и устойчивых изменений в этой сфере.
Профсоюзную позицию соблюдения законодательных гарантий оплаты труда педагогов представил Сергей Романюк, заместитель Председателя Профсоюза работников образования и науки Украины. Он отметил, что образование должно оставаться среди безусловных приоритетов государственной политики, а соответствующие финансовые гарантии должны неукоснительно выполняться.
Особенно тревожна ситуация с уровнем финансирования отрасли: при законодательно закрепленной норме в 7% ВВП на образование фактически государство направляет лишь 4,4%. Несмотря на понимание вызовов, обусловленных войной, профсоюзная сторона отмечает, что откладывать решение этих вопросов – значит усиливать риски оттока кадров, потери мотивации педагогов и разбалансирование системы. Именно поэтому Профсоюз настаивает на активном социальном диалоге, пересмотре формулы оплаты труда и реальном реализации законодательных гарантий в бюджетной политике.
Ключевым спикером мероприятия стал Андреас Шляйхер, директор по вопросам образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который представил опыт европейских стран относительно подходов к оплате труда педагогических работников.
Во время выступления Андреаса Шляйхера был представлен обстоятельный анализ условий труда учителей в разных странах мира. Особое внимание было уделено вопросам заработной платы, которая зависит от законодательных норм, покупательной способности и системы стимулирования. Важной темой стала также нагрузка педагогов – обязанности учителя часто выходят за рамки преподавания и включают проверку работ, подготовку уроков, общение с родителями, административные задания и наставничество.
Было показано, что финансирование образования, расходы на одного учащегося, а также организационные условия учебного процесса оказывают существенное влияние на качество образования. Разница в размерах классов, времени преподавания и условиях труда между государственными и частными учреждениями дополнительно определяет вызовы, с которыми сталкиваются образовательные системы по всему миру. Его доклад вызвал живой интерес и дальнейшее обсуждение в аудитории.
С приветственным видеообращением к участникам круглого стола обратился Дэвид Эдвардс – Генеральный секретарь Интернационала образования, представляющий 33 миллиона педагогов в 180 странах мира. Он выразил глубокое уважение к украинским учителям за их стойкость, мужество и профессионализм во время войны – независимо от того, где они работают: онлайн, в школьных классах, укрытиях или метро.
Он подчеркнул, что глобальное образовательное сообщество поддерживает Украину и ее педагогов, признавая их роль в сохранении и формировании будущего страны. Символом этой ответственности стал пример министра образования, отозванного с фронта для выполнения не менее важной миссии – управлять образовательной системой. Учителя, подчеркнул он, являются настоящими архитекторами будущего, поэтому нуждаются в достойной оплате труда, надлежащих условиях и профессиональной поддержке.
Нынешний уровень зарплат педагогов в Украине не отвечает этим вызовам, а потерять учителей – риск, на который государство не имеет права. Лишь из-за постоянного социального диалога между правительством и педагогическим сообществом можно создать устойчивую систему образования. Выступление завершилось словами солидарности и веры в свободную, мирную и образованную Украину.
Участие в деловой дискуссии в мероприятии приняли представители профильных министерств – образования и науки, финансов, экономики.
Андрей Сташков, заместитель Министра образования и науки Украины, выступил с анализом проблем финансирования образовательной сферы и подчеркнул, что оплата труда в образовании – это сложная система, которая требует пересмотра и обновления.
Также очертил ряд вызовов, которые остаются актуальными и подчеркнул необходимость дальнейшего слаженного сотрудничества Профсоюза, министерств, финансистов и экономистов. Как практический шаг было предложено создать межведомственную рабочую группу для анализа, наработок и формирования современных решений в сфере оплаты труда педагогов.
На круглом столе Роман Ермоличев, заместитель Министра финансов Украины, представил финансовую сторону вопроса, подчеркнув сложность внедрения новых формул оплаты труда педагогов. Он подробно объяснил, что процесс реформирования оплаты труда требует комплексного подхода, поскольку он связан не только с бюджетными ограничениями, но также с необходимостью корректировки макроэкономических показателей, определяющих финансовую устойчивость страны. Кроме того, Роман Ермоличев отметил, что для реализации эффективных изменений важно обеспечить баланс между необходимыми увеличениями выплат для педагогов и ограниченными ресурсами государственного бюджета, что выдвигает дополнительные требования к взаимодействию между Министерствами образования, финансов и другими заинтересованными сторонами.
Олег Гнатюк, директор департамента труда Министерства экономики Украины, представил видение государства о формировании прожиточного минимума и совершенствовании системы оплаты труда.
Ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Владимир Бугров представил позицию академического сообщества по вызовам и перспективам в сфере высшего образования. Он подчеркнул, что в вопросах оплаты труда педагогов существует ряд аспектов, которые невозможно оценить исключительно количественными показателями. Работа учителей и преподавателей — это не только передача знаний, но и требующее значительного времени взаимодействие с детьми и студентами, эмоциональных и ментальных ресурсов. Именно поэтому необходимо учитывать эти факторы в определении уровня вознаграждения, обеспечивать должную компенсацию за весь вклад педагогов и ценить их труд как фундаментальную составляющую качественного образования.
Народная депутат Украины Наталья Пипа активно присоединилась к обсуждению, акцентируя внимание на необходимости законодательного урегулирования вопроса. Она подчеркнула, что для эффективного решения проблемы необходимо четко определить основные ориентиры и проанализировать ее сущность. Представленный Андреасом Шляйхером опыт и аналитические данные, по ее мнению, станут весомым основанием для дальнейшей законотворческой работы. Это будет способствовать разработке обоснованных и сбалансированных решений по усовершенствованию системы оплаты труда педагогов в соответствии с современными вызовами.
Образовательный омбудсмен Надежда Лещик очертила ряд проблемных аспектов в сфере оплаты труда педагогов, отметив, что, несмотря на существующие вызовы, учителя должны четко понимать перспективы и чувствовать поддержку на государственном уровне. Ведь именно это залог их мотивации, профессионального развития и, в конце концов, влияет на качество образования в стране.
Галина Филюк, заведующая кафедрой экономики предприятия Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, подчеркнула: «Где проигрывает учитель, там выигрывает враг», подчеркивая, что образование должно быть приоритетом в стратегии экономического развития страны. Она акцентировала внимание на необходимости изменений в системе оплаты труда педагогов, обеспечивающих перспективность и надлежащую поддержку профессии учителя.
Участники дискуссии:
В рамках дискуссии представители разных областей поделились реальными вызовами, с которыми сталкивается образование на местах. В частности, Сергей Козорог из прифронтового Днепра отметил особые трудности, связанные с кадровым обеспечением школ в условиях военного времени.
В то же время, даже в относительно безопасных регионах, таких как Винница, Ивано-Франковск и Львов, остается проблема нехватки педагогов. В преддверии нового учебного года школы активно ищут специалистов, ведь качественное образование невозможно без достаточного количества профессиональных и мотивированных учителей.
Главы областных организаций подчеркнули необходимость целостного подхода к реформе оплаты труда в образовании, учитывая как украинские реалии, так и международный опыт. В условиях войны и кадрового кризиса достойная зарплата для педагогов – вопрос не только социальной справедливости, но и сохранение образовательной системы в целом.
В завершение были очерчены основные выводы и перспективы дальнейшего сотрудничества по наработке новой концепции реформирования системы оплаты труда в образовании.
Справка:
Круглый стол проведен в рамках профсоюзного партнерства между Профсоюзом работников образования и науки Украины и Профсоюзом работников образования и науки Германии (GEW) при поддержке Федерального министерства экономики и развития Германии (BMZ) и организации Sequa. Проект стартовал в январе 2025 года в Берлине, украинская презентация была проведена 14 марта в Киеве. Одним из ключевых направлений является разработка новой модели оплаты труда и условий труда в образовании, что должно стать основой дальнейших изменений в отрасли.
https://pon.org.ua