Сохранение и развитие трудовых ресурсов Украины – задача ближайшего десятилетия
12 октября 2023 г. состоялось очередное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов, во время которого народные депутаты Украины-члены Комитета планировали рассмотреть 3 законопроекта, подготовленных Комитетом ко второму чтению, а именно:
- проект Закона об основах социальной защищенности детей, пострадавших в результате полномасштабной вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины за реестр. №9042-1;
- проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины о пропорциональном исчислении страхового стажа лицам, работавшим за пределами Украины за реестр. №9453;
- проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию правового регулирования правоотношений, связанных с назначением, получением единовременной денежной помощи и предоставлением льгот некоторым категориям лиц за реестр. №9226.
В то же время по итогам обсуждения члены Комитета пришли к согласию, что законопроект №9042-1 нуждается в доработке, с учетом замечаний, высказанных во время заседания Комитета. Проект закона за реестр. №9226 будет также доработана, с учетом замечаний Министерства обороны Украины.
Что касается проекта Закона за реестр. №9453, Комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде Украины принять его во втором чтении и в целом как Закон. В случае принятия законодательной инициативы пенсионеры, находящиеся, в частности, за границей или на временно оккупированных территориях, смогут пройти процедуру физической идентификации и подтвердить свое право на пенсию.
Кроме того, некоторые положения законопроекта касаются пенсий граждан, работавших с 2014 года на государство-агрессора. Определено, что к выслуге лет не будут относиться периоды военной службы (службы) с 19 февраля 2014 в Вооруженных Силах, органах внутренних дел, органах государственной безопасности, полиции, других военных формированиях, пребывания на должностях государственной службы, на должностях в органах местного самоуправления, в соответствующих органах (формированиях) Российской Федерации, периоды добровольной работы в должностях, связанных с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в незаконных органах власти, образованных на временно оккупированной территории, в частности в оккупационной администрации государства-агрессора, в незаконных судебных или правоохранительных органах, а также добровольного участия в незаконных вооруженных или военизированных формированиях, образованных на временно оккупированной территории, и/или в вооруженных формированиях государства-агрессора.
Во время заседания народным депутатам также был представлен проект «Визия-2033: сохранение и развитие трудовых ресурсов Украины в ближайшее десятилетие». В рамках проекта планируется актуализировать миграционную политику Украины с учетом международного опыта, научных и экспертных выводов, мнения территориальных общин и общественности. По словам Президента Всеукраинской Ассоциации Компаний по международному трудоустройству Василия Воскобойника, который презентовал проект Комитета, уже сейчас нужно заботиться о возвращении украинцев из-за границы, сокращении объемов трудовой миграции в послевоенный период и привлечении трудовых мигрантов из других стран к работе в Украине. По его словам, реализация этих задач будет способствовать развитию экономики Украины после победы нашего государства над российской военной агрессией.
Участники заседания обсудили естественное сокращение населения и возможности изменить негативную демографическую динамику; проблему миграции граждан трудоспособного возраста за границу (преимущественно женщин), вызванной войной россии против Украины, и создание благоприятных условий труда для женщин с детьми в Украине; наработка мер по увеличению продолжительности жизни украинцев и преодолению проблемы преждевременной смертности.
Вопрос миграции трудовых ресурсов не является локальной проблемой Украины. Профессор, доктор экономических наук Мариупольского государственного университета Светлана Калинина сообщила, что текущие миграционные перемещения влечет за собой глобальный трудоресурный кризис, а послевоенное развитие Украины будет происходить в контексте мировых миграционных явлений. «Растет важность исследования международных миграционных процессов, поскольку в условиях глобального трудоресурсного дефицита международная миграция приобретает функции трудоресурсного обеспечения экономики стран», - отметила Светлана Калинина. Так что задачей проекта «Визия-2033: сохранение и развитие трудовых ресурсов Украины в ближайшее десятилетие», по словам ученой, станет формирование ориентиров равноправного включения Украины в мировое трудоресурсное пространство.
На сегодняшний день за границей находится значительная часть украинцев трудоспособного возраста. По данным Евростата, со статусом временно защиты находится 4,1 млн украинцев (2,5 млн - люди активного трудоспособного возраста, из них 83% - женщины). По словам директора Института демографии и социальных исследований им. М.В.Птухи НАН Украины Эллы Либановой, еще 2,5-3 млн украинцев работали за границу
м к 2022 году. Пока они продолжают находиться за пределами государства. Таким образом, по словам Э.Либановой, за границей находится ценный трудовой потенциал государства в объеме почти 5,5 млн человек. Первый заместитель Министра социальной политики Украины Дария Марчак уверена, что «предпосылкой для того, чтобы люди возвращались в нашу страну и не ехали из нее», являются комфортные условия жизни в Украине.
По мнению народного депутата Украины - члена Комитета Татьяны Цыбы, при выработке миграционной политики нужно сосредотачиваться не только на привлечении иностранных мигрантов к трудовой деятельности в Украине, но и на наработке механизмов привлечения украинских женщин к производительному труду. «Важны не только выплаты при рождении ребенка. Женщина должна иметь условия, в которых она может параллельно воспитанию ребенка работать. Это и детские комнаты, комнаты для кормления, детские сады, развитие социальных услуг по уходу за ребенком, - отметила Татьяна Цыба. - Это и безбарьерность для женщины с ребенком, женщины с детской коляской, которая передвигается по городу, в частности для того, чтобы попасть на работу. Украинскую женщину, которая уже не раз за всю историю нашего государства демонстрировала силу послевоенного восстановления, нужно немного поддержать и она со всем справится».
В свою очередь народный депутат Украины - член Комитета Сергей Гривко выразил мнение, что при наработке эффективной демографической политики Украины необходимо также учесть коэффициент рождаемости, который сегодня составляет 0,8%, и средний возраст брака - 27 лет. Кроме того, по его словам, важно также понимать, что на решение семьи родить ребенка влияет среди прочего и финансовое состояние домохозяйства.
Председатель Комитета Галина Третьякова выразила уверенность в том, что вопрос демографической и миграционной политики должен быть обсужден на высоком политическом уровне для согласованности действий ветвей власти, гражданского общества, научной и экспертной среды. Комитет будет всячески способствовать наработке политик восстановления человеческого и трудового потенциала Украины.
Также члены Комитета приняли решение дополнить план работы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов на период десятой сессии Верховной Рады Украины девятого созыва следующими мерами:
- заседание «круглого стола» по теме: «Состояние обеспечения лиц с инвалидностью и лиц с инвалидностью в результате войны протезно-ортопедическими изделиями: проблемы и перспективы. Наработка «Дорожной карты»;
- публичные консультации по теме: «Международный опыт организации и функционирования ветеранской патронатной службы».
Видеозапись заседания Комитета – по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=fs4w1...
https://www.rada.gov.ua
Комментарии к материалу