Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Минюст разъясняет правовые аспекты процедуры банкротства и ликвидации предприятий

23.06.2025

В современных условиях хозяйствования вопрос о неплатежеспособности имеет особое значение, поскольку несостоятельность должника выполнить свои финансовые обязательства влияет не только на его собственную экономическую деятельность, но и на интересы кредиторов, рынка в целом и экономическую стабильность государства.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере неплатежеспособности, является Кодекс Украины по процедурам банкротства (далее – Кодекс), устанавливающий условия и порядок восстановления платежеспособности должника - юридического лица или признания его банкротом с целью удовлетворения требований кредиторов, а также восстановления платежеспособности физического лица.

Законодательство о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом не распространяется на банки, которые выводятся с рынка или ликвидируются в соответствии с законами Украины "О банках и банковской деятельности" и "О системе гарантирования вкладов физических лиц".

Согласно абзацу семнадцатому части первой статьи 1 Кодекса неплатежеспособность – несостоятельность должника (иного, чем страховщик или кредитный союз) выполнить после наступления установленного срока денежные обязательства перед кредиторами не иначе, как через применение процедур, предусмотренных настоящим Кодексом, или установленная Национальным банком Украины неплатежеспособ.

В соответствии с Кодексом в отношении должника-юридического лица может быть применена процедура превентивной реструктуризации и судебные процедуры банкротства.

Превентивная реструктуризация

Превентивная реструктуризация – система организационно-хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых мер, направленных на недопущение или предотвращение неплатежеспособности должника, которые могут включать изменение состава, условий или структуры активов и обязательств должника, а также любые необходимые операционные изменения или комбинацию.

Превентивная реструктуризация открывается хозяйственным судом по местонахождению должника и только по заявлению должника.

Судебные процедуры банкротства

В соответствии с частью первой статьи 6 Кодекса по должнику-юридическому лицу применяются судебные процедуры: распоряжение имуществом должника, санация должника и ликвидация банкрота. Процедуры санации должника или ликвидации банкрота производятся с соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции.

Судебные процедуры применяются хозяйственным судом при производстве по делу о банкротстве. Производство по делу о банкротстве открывается хозяйственным судом по результатам рассмотрения заявления кредитора или должника. Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами по местонахождению должника – юридического лица.

Хозяйственный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, в рамках этого дела решает:

  •  все имущественные споры, стороной которых является должник;
  •  споры с исковыми требованиями к должнику и его имуществу;
  •  споры о признании недействительными результатов аукциона;
  •  споры о признании недействительными любых сделок, заключенных должником;
  •  споры о возврате (истребовании) имущества должника или возмещении его стоимости соответственно;
  •  споры о возмещении ущерба и/или ущерба, причиненного должнику;
  •  споры о взыскании заработной платы;
  •  споры о возобновлении на работе должностных и должностных лиц должника;
  •  споры относительно других требований к должнику, в том числе споры об определении и уплате (взыскании) денежных обязательств (налогового долга), определенных в соответствии с Налоговым кодексом Украины.

Одновременно с открытия производства по делу вводится процедура распоряжения имуществом должника, по результатам применения которой осуществляется переход к следующей судебной процедуре (процедуры санации, ликвидации) или закрывается производство по делу.

Назначение арбитражного управляющего

Для осуществления процедуры превентивной реструктуризации и судебных процедур банкротства хозяйственным судом назначается арбитражный управляющий – физическое лицо, не являющееся государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляющее профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг. Право на осуществление деятельности арбитражного управляющего предоставляется лицу:

  •  является гражданином Украины;
  •  дееспособная;
  •  имеет высшее юридическое или экономическое образование второго (магистерского) уровня;
  •  не имеет судимости;
  •  способна исполнять обязанности арбитражного управляющего по состоянию здоровья;
  •  не имеет запрета занимать руководящие должности или не лишена права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, или приравниваемой к такой деятельности деятельностью;
  •  не имеет дисциплинарного взыскания в виде лишения права на осуществление деятельности арбитражного управляющего, со дня применения которого прошло менее трех лет;
  •  имеет общий стаж работы по специальности не менее трех лет или не менее одного года после получения соответствующего высшего образования на руководящих должностях;
  •  прошла обучение в порядке, установленном Министерством юстиции, прошла стажировку в течение шести месяцев в порядке, установленном саморегулирующейся организацией арбитражных управляющих;
  •  владеет государственным языком;
  •  успешно сдала квалификационный экзамен;
  •  получила соответствующее свидетельство и внесена в Единый реестр арбитражных управляющих Украины.

В зависимости от процедуры, применяемой хозяйственным судом к должнику – юридическому лицу, арбитражный управляющий назначается администратором превентивной реструктуризации, распорядителем имущества, управляющим санацией или ликвидатором. Одно и то же лицо может осуществлять полномочия арбитражного управляющего на всех стадиях производства по делу о банкротстве в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Согласно части первой статьи 2 Кодекса производство по делам о банкротстве регулируется настоящим Кодексом, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, другими законами Украины. Применение положений Хозяйственного процессуального кодекса и других законодательных актов Украины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом.

Производство по делам о банкротстве должников – казенных предприятий, государственных некоммерческих предприятий и бюджетных учреждений, а также процедура превентивной реструктуризации таких должников не допускаются.

Производство по делам о банкротстве отдельных категорий должников регулируется с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о государственной тайне, производства по делам о банкротстве должников, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной.

Производство по делам о банкротстве с участием кредиторов-нерезидентов регулируется настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Отношения принятия, вступления в силу, обжалования в административном порядке, исполнения, прекращения действия административных актов в сфере банкротства регулируются Законом Украины «Об административной процедуре» с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.

Информация по состоянию на 19.06.2025

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (14.04.2025 - 18.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   10 ответов НАДС о новой классификации должностей государственной службы Постановление вступает в силу одновременно с Законом Украины от 11 марта 2025 года № 4282-ІХ "О внесении изменений в некоторые законы Украины о внедрении единых подходов в оплате труда госуд...
21.04.2025
Минимальные зарплаты в странах ЕС: данные на 2025 год
Евростат обнародовал первые данные за 2025 год о минимальных зарплатах. Так, с 1 января 2025 г. национальная минимальная заработная плата установлена ​​в 22 из 27 стран Европейского Союза. Исключения остаются Дания, Италия, Австрия, Финляндия и Швеция. В 10 странах минимальная зарплата меньше &euro...
17.06.2025
Внесены изменения в предельные суммы расходов на приобретение автомобилей, мебели и другого оборудования
Кабинет Министров Украины внес изменения в постановление от 04.04.2001г. №332 «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, которые содерж...
Новое
17.07.2025
Порядок исправления самостоятельно выявленных ошибок в налоговой декларации по транспортному налогу после предельного срока ее подачи
Главное управление ГНС в Днепропетровской области сообщает. Согласно п.п. 267.6.4 п. 267.6 ст. 267 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) плательщики транспортного налога – юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и не позднее 20 ф...
17.07.2025
Может ли бабушка получить оплачиваемый больничный по уходу за ребенком, если работает вместе с его матерью?
Такой вопрос поступил в ходе телефонной консультации. Инспектор труда разъяснила, что, согласно пункту 3.1 инструкции № 455 «О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность», врач выдает листок нетрудоспособности по уходу с больным ребенком одному из работающих ч...
17.07.2025
Средняя продолжительность поиска работника через Службу занятости составляет 15 дней
За первое полугодие 2025 года Государственная служба занятости укомплектовала 112 тысяч вакансий. В среднем Служба находила работника через 15 дней после представления работодателем информации о работе. В первые 6 месяцев года Служба занятости предлагала 231 тысячу вакансий от 71 тысячи работодател...