Содействие обороне Украины: как работают городские советы в условиях войны
Введение правового режима военного положения в Украине стало серьезным вызовом местному самоуправлению. Как городские советы 15 областных центров (Винница, Ивано-Франковск, Киев, Кропивницкий, Луцк, Львов, Николаев, Одесса, Ровно, Сумы, Харьков, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов) справлялись с вызовами военного времени – в материале общественной кампании. Аттестация депутатов местных советов».
Правовой режим военного положения предполагает ряд ограничений, налагаемых как на отдельных граждан, так и на органы власти разных уровней. Так, местные советы были ограничены в осуществлении своих властных полномочий, в частности, объема и направлениях бюджетных расходов.
Несмотря на это, роль, которую играют местные власти, не только не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась, поскольку именно местные советы обладают необходимыми компетенциями, позволяющими быстро и эффективно организовать надлежащее функционирование всех коммунальных служб и отвечать на новые вызовы, возникающие в условиях. войны, например, организация расселения внутри перемещенных лиц.
Какое место депутатов в организации работы 15 городских советов
Несмотря на боевые действия, ракетные обстрелы городов, деятельность диверсионно-разведывательных групп, городские советы были обязаны быстро принимать решения, которые будут адекватно соответствовать вызовам, вставшим перед местными властями.
Основной формой принятия решений городским советом является проведение заседаний совета и его органов. Да, городской голова может подписывать распоряжения, но такие распоряжения также зависят от решений, принимаемых городским советом.
С начала широкомасштабного вторжения России 15 городских советов чаще всего проводили заседания исполнительных комитетов – все местные советы, в частности Херсонский, проводили заседание этого органа.
Следует напомнить, что персональный состав исполнительного комитета утверждается местным советом, то есть депутатами этого совета, и лица, входящие в исполком, не являются избранными жителями общины на выборах.
Что касается депутатов городских советов, то они работают посессионно. Сессия состоит из заседаний постоянных депутатских комиссий и пленарных заседаний. На заседаниях постоянных депутатских комиссий рассматриваются проекты решений, которые в дальнейшем выносятся для пленарное заседание. На пленарном заседании рассмотренные на комиссиях проекты рассматриваются уже всем составом совета и утверждаются (или отклоняются).
Именно вовлечение депутатов в принятие решений стало основной проблемой с начала широкомасштабного вторжения России. Так, весной не удалось подтвердить заседание постоянных депутатских комиссий в Ивано-Франковском, Николаевском, Херсонском, Черкасском и Черниговском, а в некоторых городских советах (например, Одесском) имели место единичные заседания отдельных комиссий.
Что касается пленарных заседаний городских советов, то с 24 февраля и по 31 мая пленарные заседания не проходили в Николаевском и Одесском, а о проведении пленарных заседаний Херсонским городским советом информация отсутствует. Также стоит добавить, что Львовский городской совет провел пленарное заседание 24 февраля и в течение весны депутаты не собирались, а Черниговский городской совет провел одно заседание.
На 25 июля все 15 городских советов провели хотя бы одно пленарное заседание совета.
Среди вызовов, мешавших проведению заседаний коллегиальных органов, были вопросы безопасности. Но эту проблему в части советов удалось решить путем проведения заседаний в дистанционном режиме – пять городских советов собирались в таком режиме.
Формально шестым советом, который использовал дистанционный режим проведения заседаний, является Одесский городской совет, но фактически это был скорее гибридный формат: часть депутатов присутствовала в зале заседаний, а часть подключилась по видеосвязи. Наибольшее количество вопросов как у части депутатов, так и у общественности города вызвало необходимость применения такого формата работу Одесского городского совета, поскольку в зале заседаний присутствовало достаточное количество избранников для принятия решений.
По всей видимости, в части местных советов депутаты фактически были ограничены или отстранены от процесса наработки и принятия решений в первые месяцы после введения правового режима военного положения, поскольку городские председатели предпочитали в управлении обществом такие инструменты как подписание распоряжений и проведение заседаний исполнительного комитета.
Но пример других городских советов свидетельствует, что даже в условиях войны демократия не должна страдать, и решения должны приниматься согласно определенным процедурам и тем, кому община делегировала соответствующие полномочия.
С другой стороны, сами депутаты должны отстаивать свои права, ведь жители общин предоставили им мандат для должного представления их интересов. У депутатов есть все необходимые инструменты, чтобы чаще собираться и проводить заседания как постоянных депутатских комиссий, так и пленарных заседаний сессий.
Как городские советы способствовали обороне Украины
С начала широкомасштабного вторжения России, кроме вопросов безопасности, городские советы рассматривали вопросы перераспределения бюджетных расходов, переименования.
улиц, названия которых связаны с россией, организацию приема внутри перемещенных лиц.
Вопросы, связанные с содействием обороне Украины, начали рассматриваться местными советами еще до начала широкомасштабного вторжения России и в основном связаны с развертыванием подразделений территориальной обороны.
Примечание. Здесь и дальше речь пойдет о решениях, принятых к полномасштабному вторжению России и в первые месяцы после вторжения.
Винницкий городской совет 25 февраля выделил 25 млн грн на нужды территориальной обороны. Городской совет также поддержал подразделения силового блока, осуществляющие противодействие диверсионно-разведывательным группам врага. Кроме того, выделено 22,5 млн. грн. для формирования дополнительного резерва медикаментов и средств индивидуальной защиты для больниц и нужд подразделений ТрО.
Ивано-Франковский городской совет в марте утвердил решение «Об образовании добровольческого формирования территориального общества». Информация о финансировании этого подразделения или других мерах по содействию обороне Украины отсутствует.
В начале 2022 Киевский городской совет утвердил городскую целевую программу «Защитник Киева» на 2022-2024 годы на общую сумму более 110 млн. грн. 23 февраля совет принял решение о передаче фактически на безвозмездной основе Министерству обороны нежилых помещений коммунальной собственности для размещения бригад территориальной обороны столицы. 13 марта совет принял решение об увеличении с 250 млн грн до 1,3 млрд грн резервного фонда городского бюджета для нужд обороны столицы и гражданской защиты населения.
Бюджетом города Кропивницкий на 2022 год было предусмотрено финансирование в сумме 2,3 млн. потребностей подразделений территориальной обороны. Кроме того, в 2021 году Кропивницкий городской совет утвердил две профильные программы – «Программу деятельности городской дружины города Кропивницкого на 2022-2024 годы» и «Программу территориальной обороны и поддержание постоянной мобилизационной готовности города Кропивницкого на 2022-2024 годы».
Во время сессии Одесского городского совета 9 февраля 2022 года депутаты утвердили целевую программу содействия развитию подразделений территориальной обороны и добровольческих формирований территориального общества города Одессы на 2022-2023 годы. Предусматривалось финансирование программы в размере более 20 млн. грн. 15 февраля были внесены изменения в бюджет города, предусматривающий общий объем финансов, необходимых для реализации мероприятий Программы в 2022 году, в сумме 6,71 млн грн. Кроме того, для нужд территориальной обороны было запланировано выделение двух зданий.
7 марта 2022 года на сайте Одесского городского совета появилось сообщение, что запланировано направление для материально-технического обеспечения подразделений территориальной обороны и добровольческих формирований территориального общества города из бюджета общины дополнительно в размере более 100 млн грн.
Луцкий городской совет 22 декабря 2021 утвердил «Программу улучшения материально-технического обеспечения воинских частей, проведение мероприятий территориальной обороны и мобилизационной подготовки на территории Луцкой городской территориальной общины на 2022 год», а 23 февраля 2022 года - «Программу мероприятий территориальной обороны Луцкой общины на 2022-2024 годы».
С началом широкомасштабного вторжения на реализацию «Программы улучшения материально-технического обеспечения воинских частей, проведения мероприятий территориальной обороны и мобилизационной подготовки на территории Луцкой городской территориальной громады на 2022 год» было выделено 3,7 млн грн, а «Программа мероприятий территориальной обороны Луцкой городской территории общины на 2022-2024 годы» – 12 млн грн.
Львовский городской совет в начале февраля утвердил Программу мероприятий по подготовке Львовского городского территориального общества к национальному сопротивлению на 2022-2024 годы. Решением совета средства на программу не выделялись, однако финансирование программы было предусмотрено решением исполкома: выделено 8,2 млн. грн. из общего фонда городского бюджета. Однако интереснее, на что именно было предусмотрено финансирование:
- 3,192 млн грн - для организации учений по обращению с оружием и стрельбе, а также оказание домедицинской помощи для работников исполнительных органов и депутатов Львовского городского совета;
- 2 млн грн – на создание информационных материалов и продукции (департамента административных услуг, управлению образования, департамента «Администрация городского головы», управлению по вопросам чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты населения и территориальной обороны);
- свыше 1,5 млн грн - для организации учений по обращению с оружием и стрельбе и по оказанию медицинской помощи для работников профессионального (профессионально-технического) образования;
- 1,5 млн грн – по предложению управления образования, для оплаты труда с начислениями дополнительно введенных штатных единиц учителей «Защита Украины».
Ровенский городской совет 22 июля 2021 утвердил «Программу мобилизационной подготовки и оборонной работы на территории Ровенского городского территориального общества на 2021–2025 годы». 22 февраля было утверждено решение о несение изменений в программу, согласно которым было выделено 5 млн грн на финансирование и материально-техническое обеспечение мер по национальному сопротивлению, функционирование системы управления территориальной обороной, подготовки подразделений территориальной обороны в обществе.
Кроме того, в марте из городского бюджета было выделено 2 млн грн на приобретение формы и военного снаряжения для бойцов территориальной обороны.
Сумской городской совет 23 февраля поддержал выделение дополнительных средств из городского бюджета в поддержку батальона территориальной обороны города Сумы. Среди того, что известно, в апреле Сумской городской совет направил 1,3 млн. грн. на пошив формы для членов добровольческих формирований Сумской городской территориальной общины, 15 млн. грн. – на однократное поощрение их состава.
Харьковский городской совет на состоявшейся 18 февраля внеочередной сессии из городского бюджета на нужды территориальной обороны выделил 62,2 млн грн.
Херсонский городской совет 16 февраля утвердил на своем заседании обращение к Президенту, Верховной Раде, жителям общества, где была высказана поддержка внешней политики Украины, Вооруженных Сил Украины, призыв объединяться, поддерживать и вступать в отряды территориальной обороны и не подвергаться информационно-психологическим атакам. Решения о выделении средств на содействие обороне Украины городским советом не принимались.
К 24 февраля Хмельницкий городской совет на нужды территориальной обороны выделил 9,282 млн грн. 9 марта городской совет утвердил Программу мероприятий национального сопротивления Хмельницкой городской территориальной громаде на 2022 год и внес изменения в бюджет, согласно которым 85 млн грн было направлено на поддержку Вооруженных сил Украины, территориальной обороны, стрелкового батальона, обеспечение медицинской отрасли и формирование гуманитарных грузов.
Черкасский городской совет 15 февраля выделил два помещения на нужды территориальной обороны, 24 февраля - средства в сумме 4 млн грн, а позже утвердил целевую программу поддержки Вооруженных Сил Украины и предусмотрел 100 миллионов гривен субвенции для укрепления материально-технического обеспечения армии. Весной исполком Черкасского городского совета направил из городского бюджета 10 млн грн на закупку снаряжения для ВСУ, принял решение об организации обеспечения продовольствием подразделений территориальной обороны. Также было перераспределено 46 млн. грн. для резервного фонда городского бюджета для нужд обороны и гражданской защиты населения.
27 января на сессии Черниговского городского совета выделили три миллиона гривен из городского бюджета в поддержку программы подготовки территориальной обороны и подготовки населения города Чернигова к участию в движении национального сопротивления на 2022-2023 годы.
Итак, большинство городских советов выделили либо финансовые средства, либо имущество для содействия обороне Украины. Большинство городских советов принимали соответствующие решения еще до начала широкомасштабного вторжения, однако реальное выделение средств и имущества происходило уже после 24 февраля. Интересно, что Херсонский городской совет проголосовал только за декларацию о поддержке территориальной целостности, однако не принимал никаких финансовых решений по содействию обороне. Разумеется, оборона государства в первую очередь относится к полномочиям государства, однако вопросы безопасности общины должны рассматриваться местным советом.
«Мы искренне считаем, что роль и значение депутатов местных советов и местного самоуправления в целом для нашей общей победы чрезвычайно велики. Ведь это важные опоры, которые должны делать каждую клетку нашего общества более сильной и устойчивой. Мы увидели, что во многих случаях советы эффективно адаптировались к чрезвычайной ситуации и многие депутаты в эти сложные времена работают, поддерживают своих избирателей, помогают своим городам и всей стране выстоять. Но нам хотелось бы призвать депутатов активно возвращаться к полноценному исполнению именно своих депутатских обязанностей, потому что гуманитарную помощь в общине может оказывать кто-либо, а выполнять депутатские полномочия - только депутаты», - отмечают эксперты кампании “Аттестация депутатов местных советов”.
Прежде всего, по мнению активистов, это касается контрольных функций, особенно в условиях системного ограничения местными советами доступа к информации, а также коммуникации с избирателями именно в качестве депутатов, чтобы они могли поддерживать именно со стороны местного самоуправления.
«Ведь депутатский корпус – не менее важный субъект для устойчивости и развития общины, чем председатель или исполнительные органы, особенно в такие сложные времена», – убеждены эксперты.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу