Принятие единоличных решений сельскими, поселковыми и городскими головами в условиях военного положения
20 мая 2022 вступил в силу Закон Украины от 12.05.2022 г. №2259-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины о функционировании государственной службы и местного самоуправления в период действия военного положения» (далее – Закон №2259), которым, среди другой, уточнены отдельные вопросы осуществления местного самоуправления в условиях военного положения.
Упрощение порядка подготовки и обнародования актов ОМС
Согласно новой ч. 10 Закона Украины от 12.05.2015 г. №389-VIII «О правовом режиме военного положения» (далее – Закон № 389), в период действия военного положения акты органов местного самоуправления готовятся и публикуются со следующими особенностями:
Все проекты актов ОМС, а также их должностных лиц не нуждаются в обнародовании, в т.ч. проекты актов по перечням и условиям получения услуг, предоставляемых этими органами, формы и образцы документов, правила их заполнения (п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 15 Закона Украины "О доступе к публичной информации")
Не применяется Закон Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности". То есть, по меньшей мере, решение о местных налогах и сборах на 2023 год советы могут принимать исключительно с учетом предписаний налогового законодательства, без проведения анализа регуляторного влияния и согласования проектов с регуляторной службой.
Не применяется Закон Украины "О государственной помощи субъектам ведения хозяйства". То есть в этот период ОМС не ведут мониторинг местных ресурсов, которые могут определяться как государственная помощь субъектам хозяйствования, могут не соблюдать соответствующие процедуры в защиту конкуренции частного сектора с коммунальным и не представляют в АМКУ никаких отчетов.
Принятие сельским, поселковым, городским головой единоличных решений
Закон №2259 дополнил ст. 9 Закона №389 новыми частями, позволяющими сельскому, поселковому, городскому голове (далее – мэр) единолично принимать ряд решений.
В частности, мэр общества, на территории которого не ведутся боевые действия и не принято решение об образовании военной администрации населенных пунктов, согласно ч. 4 ст. 9 Закона №389, может принять решение по:
- освобождение земельных участков коммунальной собственности от незаконно размещенных временных сооружений, в том числе установленных, но не введенных в эксплуатацию в установленном законодательством порядке;
- обследование зданий и сооружений, поврежденных в результате боевых действий. Обследование зданий и сооружений, поврежденных в результате боевых действий, осуществляется в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности»;
- демонтажа зданий и сооружений, которые по результатам обследования, определенного п. 2 настоящей части, признаны аварийно опасными и представляющими угрозу жизни людей (кроме объектов оборонного и специального назначения, объектов культурного наследия и объектов, на которые распространяется действие Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»).
Важно!
Об этих трех типах перечисленных решений мэр обязан информировать начальника соответствующей областной военной администрации (далее – ОВА) в течение 24 часов (абз. 1 ч. 4 ст. 9 Закона № 389).
Закон №2259 разрешил мэрам принимать еще ряд единоличных решений, направленных на эффективное и быстрое реагирование на вызовы, обусловленные войной. Да, новая редакция ч. 5 ст. 9 Закона №389 наделяет мэров правом единолично принимать решения по:
- передачи средств из соответствующего местного бюджета на нужды Вооруженных сил Украины и/или для обеспечения мер правового режима военного положения;
- создание учреждений по предоставлению безвозмездной первичной правовой помощи, назначение на должности и освобождение от должностей руководителей таких учреждений, привлечение физических или юридических лиц частного права к предоставлению безвозмездной первичной правовой помощи
- борьбы со стихийным бедствием, эпидемиями, эпизоотиями
- обращение с опасными отходами
Решения по перечисленным вопросам оформляются в соответствии с ч. 8 ст. 59 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" в форме распоряжений. Согласно ч. 7 ст. 9 Закона №389 такие распоряжения вступают в силу с момента их принятия, если в самом решении не установлен более поздний срок его вступления в силу. Такие решения безотлагательно приходят в известность жителей соответствующей территориальной общины.
Для выполнения этих исключительных единоличных полномочий мер согласно ч. 8 ст. 9 Закона №389 может также самостоятельно заключать необходимые договоры, но на срок, не превышающий 1 года со дня прекращения или отмены военного положения. Такие договоры не требуют согласования с советом, даже если в обычной, вневоенной жизни их утверждение относилось к исключительной компетенции совета. Если во исполнение этих полномочий заключается договор, превышающий 1 год, сельский, поселковый, городской совет в течение 30 дней со дня прекращения или отмены военного положения принимает решение об утверждении таких договоров и срок их действия.
Важно!
Решения, предусмотренные ч. 4-5 ст. 9 Закона № 389 мер принимает исключительно для осуществления мер правового режима военного состояния.
Часть 1 ст. 8 Закона №389 не наделяет органы местного самоуправления самостоятельно реализовывать меры правового режима военного положения. Поэтому в единоличном акте (распоряжении) мэра, принятом во исполнение ч. 4-5 ст. 9 Закона № 389 должна содержаться ссылка на то, на обеспечение какого именно из 24-х мер правового режима военного положения, определенных Законом № 389, выдается распоряжение и кто в целом (военное командование или военная администрация) отвечает за выполнение этого мероприятия.
Например, в случае определения военным командованием или соответствующей военной администрацией необходимости установить оборонные сооружения возле стратегически важных объектов, расположенных на территории территориального общества, или необходимости эвакуации населения или размещения эвакуированного населения на соответствующей территории, мэр может самостоятельно принять решение о расходовании на это средств. из бюджета своей общины.
Поскольку все единоличные решения мэра определены в ч. 4-5 ст. 9 Закона №389, направленные на обеспечение мер правового режима военного положения, областные военные администрации вправе контролировать эти акты. При наличии фактов нарушения мэром при реализации этих полномочий Конституции или законов Украины начальник ОВА по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины поднимает перед Президентом Украины вопрос об образовании военной администрации населенного пункта (населенных пунктов).
Единоличные решения мэра, председателя районного и областного совета по кадровым вопросам
Часть 5 ст. 10 Закона №389 на период действия военного положения наделяет мэров правом назначать лиц на должности в ОМС, должности руководителей коммунальных предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления соответствующего органа местного самоуправления, без конкурсного отбора.
Аналогичными полномочиями наделяются и председатели районных и областных советов – по должностным лицам исполнительных аппаратов подчиненных им советов.
Принятие на службу должностных лиц ОМС и руководителей КП/КЗ/КУ
Новая редакция ст. 10 Закона №389 разрешает в период военного положения назначать на должности в ОМС, а также на должности руководителей коммунальных учреждений, учреждений и предприятий без конкурса.
Важно!
Назначить лицо на вышеперечисленные должности без конкурса можно и путем перевода. Однако только один раз. Абзац 2 ч. 5 ст. 10 Закона №389 прямо указывает, что должностные лица местного самоуправления, назначенные в ОМС в условиях военного положения без конкурса, не могут быть переведены на другие должности государственной службы или должности в ОМС с должностей. То есть, перевестись с государственной службы или из одного ОМС в другое, в том числе на высшую должность, в условиях военного положения вы сможете. А вот дальше можно будет двигаться только после прохождения всех предусмотренных в довоенное время законных процедур.
Лица, назначенные в период действия военного положения на должности в ОМС без конкурса, должны подать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренную Законом Украины «О предотвращении коррупции», копию Государственного сертификата об уровне владения государственным языком (выписка из реестра Государственных сертификатов об уровне владения государственным языком), что подтверждает уровень владения государственным языком, определенный Национальной комиссией по стандартам государственного языка, в течение трех месяцев со дня прекращения или отмены военного положения.
Относительно такого лица в период военного положения не проводится специальная проверка, предусмотренная Законом Украины "О предотвращении коррупции", и проверка, предусмотренная Законом Украины "Об очищении власти". Соответствующие проверки будут проведены в отношении перечисленных лиц в течение 3 месяцев со дня прекращения или отмены военного положения, кроме случая освобождения такого лица до дня прекращения или отмены военного положения.
После прекращения или отмены военного положения, но не позднее 6 месяцев со дня прекращения или отмены, на должности в ОМС объявляется конкурс, предусмотренный соответствующим законом. Предельный срок пребывания лица в должности, на который он назначен в период действия военного положения, составляет не более 12 месяцев со дня прекращения или отмены военного положения.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу