Органы местного самоуправления и учебные заведения часто сталкиваются с практическими вопросами относительно того, как правильно проводить аттестацию педагогических работников, объединяющих несколько должностей или работающих по совместительству. В общинах это стало одним из распространенных кадровых вопросов, ведь от правильного применения законодательства зависит и правомерность решений аттестационных комиссий, и соблюдение трудовых прав педагогов.
1. Нормативная рамка
Базовой нормой является часть пятая статьи 50 Закона Украины «Об образовании», которая определяет, что аттестация педагогов проводится с целью подтверждения/присвоения квалификационной категории, педагогического звания и установления соответствия занимаемой должности.
Порядок проведения аттестации установлен Положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом МОН № 805 от 09.09.2022 (в редакции от 10.09.2024). Настоящее Положение распространяется на всех педагогических работников, должности которых отнесены к Перечню должностей педагогических и научно педагогических работников, утвержденного постановлением КМУ от 14.06.2000 № 963.
По результатам аттестации, независимо от объема педагогической нагрузки, аттестационная комиссия принимает решение по:
2. Одна педагогическая должность в разных заведениях и работа по совместительству
Положение устанавливает отдельные правила для работников, которые имеют педагогическую нагрузку по нескольким предметам и/или работают в нескольких учебных заведениях.
Во-первых, педагогические работники, имеющие педагогическую нагрузку по нескольким учебным предметам, аттестуются по тому предмету, который преподают по специальности или по должности в соответствии с трудовым договором.
Во-вторых, педагогические работники, которые преподают один и тот же или идентичный по содержанию учебный предмет или работают по одной и той же должности в различных учебных заведениях, аттестуются по основному месту работы. В таком случае результаты аттестации распространяются на всю педагогическую нагрузку (все должности) по каждому месту работы.
Таким образом, если учитель имеет основное место работы в одном заведении и одновременно работает на должности учителя по совместительству в другом заведении, он проходит одну аттестацию по основному месту работы, а ее результат применяется ко всей педагогической нагрузке по этой должности.
3. Различные педагогические должности: отдельные аттестации
Другая ситуация – когда педагогический работник занимает разные педагогические должности. Положение прямо устанавливает, что педагогические работники, занимающие разные педагогические должности в одном учебном заведении (в том числе руководители, их заместители и другие работники, которые преподают предметы или осуществляют другую педагогическую работу), аттестуются по каждой из должностей.
Та же позиция воспроизведена и в разъяснении МОН: если педагогический работник работает на разных должностях в одном и том же учебном заведении или в разных учебных заведениях, он должен аттестоваться по каждой из должностей отдельно.
Следовательно, если работник одновременно является, например, учителем и педагогом-организатором, он должен проходить две отдельные аттестации: одну – по должности учителя, другую – по должности педагога-организатора. Квалификационная категория, присвоенная по должности учителя, не переходит автоматически на должность педагога-организатора, и наоборот.
4. Несколько предметов в пределах одной должности: как распространяется категория
Ключевой для практики является норма, согласно которой присвоена квалификационная категория (или педагогическое звание) распространяется на всю педагогическую нагрузку работника.
Положение «Об аттестации педагогических работников»:
Следовательно, если в межаттестенный период добавлены часы по предметам, по которым аттестации не было, категория не отменяется и не сужается.
Необходимым условием является повышение квалификации по тем учебных предметов (интегрированных курсов, дисциплин, вида деятельности), которые распространяется присвоенная (подтвержденная) квалификационная категория, и которые являются образовательным компонентом образовательной программы учебного заведения.
В разъяснении МОН (Письмо Министерства образования и науки Украины от 06.02.2025 № 1/4619-25 «О проведении аттестации педагогических работников в 2024/2025 учебном году) отдельно отмечено: если в межаттестационный период педагогическому работнику предоставлены часы по учебным предметам, по которым квалификационная категория (педагогическое звание) распространяется на всю педагогическую нагрузку до следующей атестации. Фактически это означает: для того, чтобы категория оставалась обоснованной, работник должен планировать повышение квалификации по всем предметам, входящим в его нагрузку.
5. Роль руководителя учреждения и органа управления образованием
Вопрос совместительства и совмещения напрямую связан с учетом педагогической нагрузки и своевременным включением педагогов в списки лиц, подлежащих очередной аттестации. Важна роль директора школы, ведь именно директор готовит списки педагогических работников, подлежащих очередной аттестации, и несет ответственность за их представление в соответствующую аттестационную комиссию. В контексте совместительства это означает, что руководители всех учреждений, где работает педагог, должны корректно отразить его педагогическую нагрузку, но аттестация в таких случаях осуществляется по основному месту работы, если речь идет об одной и той же должности.
Для общин это не просто «технические» кадровые нюансы. От точности применения этих норм зависит прозрачность и справедливость решений аттестационных комиссий, стабильность кадровой политики в образовании и доверие педагогов к органам местного самоуправления.
Делитесь в комментариях или частных сообщениях своим опытом — самое интересное мы опубликуем здесь и в профессиональном сообществе педагогов в ФБ.
Больше историй и блогов читайте в публикациях нашего онлайн-ресурса Образование. Комментируют эксперты, созданные в рамках Проекта DECIDE, внедряемого консорциумом ГО DOCCU и PH Zurich при поддержке Швейцарии.
Децентрализация