Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Ответы на вопросы по действию отдельных положений Закона Украины от 15 марта 2022 г. № 2136 «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения»

05.07.2022 36 0 0

Коллеги! Обращаем внимание, что действие Закона Украины от 15 марта 2022 г. № 2136 «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – Закон № 2136), который является частью законодательства о труде, распространяется на вступление, прохождение и прекращение государственной службы в части, не урегулированной Законом Украины "О государственной службе" (часть третья статьи 5). Итак, публикуем ответы на вопросы, поступившие в НАДС, в частности, во время вебинаров, состоявшихся 24-25 марта 2022 года.

Применяются ли положения статьи 3 Закона №2136 к государственным служащим?
Вопросы перевода государственных служащих и изменение существенных условий государственной службы полностью урегулированы Законом Украины "О государственной службе" (далее - Закон), поэтому положения этой статьи к государственным служащим не применяются.

Может ли государственный служащий уволиться по собственному желанию в срок, указанный в заявлении, в связи с ведением боевых действий в районах, в которых расположен государственный орган?
Согласно части третьей статьи 86 Закона субъект назначения обязан уволить государственного служащего в срок, определенный в поданном им заявлении, в случаях, предусмотренных законодательством о труде. Закон № 2136 – это часть законодательства о труде, а его нормы, определенные в статье 4 настоящего Закона, содержат случай, в котором работник может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в срок, указанный в его заявлении. Таким образом, положения статьи 4 Закона №2136 распространяются на государственных служащих.

Это означает, что в связи с ведением боевых действий в районах, в которых расположен государственный орган, и существование угрозы жизни и здоровью государственного служащего он может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в срок, указанный в его заявлении (кроме случаев принудительного привлечения к общественно полезным работам в условиях военного положения, привлечению к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры).

Будут ли сокращены основные ежегодные отпуска государственного служащего с 30 до 24 дней в связи со вступлением в силу Закона 2136?
В соответствии со статьей 5 Закона отношения, возникающие в связи с вступлением, прохождением и прекращением государственной службы, регулируются настоящим Законом, если иное не предусмотрено законом. Действие норм законодательства о труде распространяется на государственных служащих в части отношений, не урегулированных настоящим Законом.

Закон № 2136 является частью законодательства о труде, а потому применяется к тем правоотношениям, которые возникают на государственной службе, в отношении которых в Законе отсутствует правовое регулирование.

Статьей 57 Закона определено, что государственным служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законом не предусмотрен более продолжительный отпуск, с выплатой пособия в размере среднемесячной заработной платы.

Следовательно, количество дней отпуска, предоставляемого государственному служащему, четко определено нормой Закона. Ввиду изложенного часть первой статьи 12 Закона № 2136 не распространяется на государственных служащих, поэтому количество дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска, определенное статьей 57 Закона для государственных служащих, не сокращается.

Будет ли отменено предоставление дополнительных отпусков за стаж государственной службы во время военного положения?
Согласно статье 58 Закона за каждый год государственной службы по достижении пятилетнего стажа государственной службы государственному служащему предоставляется один календарный день ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, но не более 15 календарных дней.

Таким образом, дополнительные отпуска, в том числе отпуска за выслугу лет, могут предоставляться государственным служащим в установленном порядке.

Можно ли предоставлять отпуска в соответствии с третьей статьей 12 Закона № 2136 на период действия военного положения на всей территории Украины или это касается только областей, в которых ведутся активные боевые действия?
Согласно части третьей статьи 12 Закона № 2136 в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об отпусках".

Указанной нормой закона отменяются ограничения по 15-дневному сроку предоставления отпуска без сохранения заработной платы по согласованию между работником и работодателем. По-прежнему отпуск без сохранения заработной платы предоставляется исключительно по инициативе работника.

Указанные положения Закона не содержат каких-либо территориальных ограничений или условий предоставления отпуска без сохранения заработной платы в течение периода действия военного положения, поэтому, по мнению НАДС, такой отпуск может предоставляться государственным служащим независимо от местонахождения государственного органа, в котором они работают.

Каким образом рассчитываются праздничные дни при предоставлении государственным служащим отпусков?
Частью шестой статьи 6 Закона № 2136 определено, что в период действия военного положения не применяются нормы, в частности,те 73 Кодекса законов о труде Украины, которым установлены праздничные и нерабочие дни. Таким образом, расчет праздничных дней при предоставлении государственным служащим отпусков осуществляется по общим нормам (как обычным календарным дням).

Увеличивается ли для государственных служащих продолжительность рабочего дня до 60 часов и продолжительность рабочей недели в связи с принятием Закона №2136?
Нет, продолжительность рабочего дня и недели не увеличивается. Частью первой и второй статьи 56 Закона определено, что продолжительность рабочего времени государственного служащего составляет 40 часов в неделю и для государственных служащих устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

Вместе с тем, согласно части четвертой настоящей статьи Закона для выполнения неотложных или непредсказуемых задач государственные служащие, для которых законом не предусмотрены ограничения по работе, на основании приказа (распоряжения) руководителя государственной службы, о котором сообщается выборный орган первичной профсоюзной организации (при наличии) , обязаны явиться на службу и работать сверх установленной продолжительности рабочего дня, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни в ночное время.

Или табелировать предпраздничные дни как такие, что на час сокращены в условиях военного положения?
Нет. Согласно части шестой статьи 6 Закона № 2136 в период действия военного положения не применяются нормы статьи 53 КЗоТ Украины по сокращению продолжительности работы в канун праздничных, нерабочих и выходных дней.

Освобождается ли руководитель государственного органа от ответственности за несвоевременную выплату заработной платы государственному служащему в результате ведения боевых действий?
В соответствии со статьей 10 Закона № 2136 работодатель должен принимать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы.

Вместе с тем, работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы.

 В случае невозможности своевременной выплаты заработной платы в результате ведения боевых действий срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности.

https://nads.gov.ua

Комментарии к материалу