Ответы на часто задаваемые вопросы общин о получении благотворительной (гуманитарной) помощи и грантов
Эксперт Программы USAID DOBRE обобщила ответы на ряд вопросов, которые были заданы во время проведения видеоурока «Отдельные аспекты получения благотворительной (гуманитарной) помощи, грантов (бухгалтерские аспекты)».
В разъяснении даны ответы на следующие вопросы:
- как ставить на учет техническую помощь без указания цены в первичных документах;
- какие формы актов приемки-передачи применять при получении благотворительной (гуманитарной) помощи;
- какая комиссия занимается приемом гуманитарной помощи;
- как составлять акты приемки-передачи гуманитарной помощи, если поставщик такой помощи поехал и не дождался составления этих актов;
- по которому КПКИК получать благотворительную помощь для пунктов обогрева;
- по которому КПКИК может получить благотворительную помощь орган местного самоуправления;
- если поселковый совет безвозмездно получил оргтехнику и канцтовары, или нужно подавать справку о поступлениях в натуральной форме.
Также эксперт приводит обобщенный ответ на распространенный вопрос о получении от благотворителя актов приема-передачи через определенное время после фактического получения благотворительной помощи.
Просмотреть запись вебинара о получении гуманитарной помощи для общин можно здесь Получение и распределение благотворительной (гуманитарной) помощи, грантов - YouTube
1. «Как ставить на учет техническую помощь без указания цены в первичных документах?»
В связи с тем, что в первичных документах не указана стоимость переданной технической помощи, следует ориентироваться на справедливую стоимость таких активов.
Справедливая стоимость – это сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательства при обычных условиях на определенную дату.
Для определения справедливой стоимости нужно выяснить, какую сумму средств могло бы получить бюджетное учреждение на конкретную дату, если бы решил продать соответствующий объект. В большинстве случаев можно ориентироваться на информацию о ценах на товары в открытом доступе, в сети Интернет.
Например, это могут быть сайты производителей и/или поставщиков соответствующей продукции, прайс-листы и т.д.
При этом необходимо учитывать техническое состояние и степень износа соответствующего объекта, полученного учреждением в качестве благотворительной (гуманитарной) помощи.
В первоначальную стоимость таких ценностей также следует включить все дополнительные расходы. К ним относятся расходы на транспортировку, установку, монтаж, отладку и т.д.
Действующее законодательство не содержит прямого требования о привлечении к процессу оценки безвозмездно полученных активов профессионального оценщика или проведения независимой оценки такого имущества. Поэтому тратить дополнительные средства на независимую оценку имущества, полученного в качестве благотворительной (гуманитарной) помощи, не нужно. Тем более, что такая услуга достаточно дорогая.
Комиссия составляет соответствующий документ, в котором указываются наименование и стоимость полученных основных средств на основании которого операции по безвозмездному получению отражаются в бухгалтерском учете.
Таким образом именно комиссия учреждения-получателя благотворительной (гуманитарной) помощи должна провести оценку безвозмездно полученных материальных ценностей на дату их поступления в учреждение.
Результаты оценки безвозмездно полученных активов комиссия учреждения должна отразить в Акте оценки материальных ценностей. Форма этого акта не утверждена и может быть произвольной.
2. «Какие формы актов приемки-передачи применять при получении благотворительной (гуманитарной) помощи?»
Типовые формы как для получения основных средств, так и для получения запасов утверждены законодательством.
Так, при безвозмездном получении основных средств в виде благотворительной (гуманитарной) помощи от других юридических и физических лиц следует применять Акт приема-передачи основных средств по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъ объектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 № 818 (далее – приказ № 818).
Если речь идет о получении запасов в виде благотворительной (гуманитарной) помощи, то следует применять Акт приема-передачи запасов по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины «Об утверждении типовых форм по учету и списанию запасов субъектами государственного сектора и порядка их составления » от 13.12.2022 № 431 (далее – приказ № 431).
3. «Какая комиссия занимается приемом гуманитарной помощи?»
Комиссию создает своим приказом руководитель бюджетного учреждения. В состав такой комиссии обязательно входит работник бухгалтерской службы.
Именно такая комиссия принимает основные средства, полученные безвозмездно посредством безвозвратной помощи, подарка.
Комиссия составляет соответствующий документ, в котором указываются наименование и стоимость полученных основных средств на основании которого операции по безвозмездному получению отражаются в бухгалтерском учете.
Это предусмотрено п. 5 разд. ІІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 №11.
Аналогично, согласно п. 2 разд. V Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 № 11, запасы принимаются комиссией, созданной приказом руководителя субъекта государственного сектора, в состав которой обязательно входит работник бухгалтерской службы. Комиссия составляет акт, в котором указываются наименования, количество и стоимость полученных материальных ценностей. На основании акта соответствующие сделки отражаются в бухгалтерском учете.
4. «Как составлять акты приемки-передачи гуманитарной помощи, если поставщик такой помощи уехал и не дождался составления этих актов?»
Такие акты комиссия учреждения имеет полное право составить в одностороннем порядке.
Об этом свидетельствует п. 5 разд. ІІ приказа № 818, где указано, что при получении основных средств как гуманитарной помощи, подарка, безвозвратной помощи и т.д. акт может составлять комиссия, которая принимает основные средства.
В этом случае акт может быть составлен в одном экземпляре и утвержден руководителем субъекта государственного сектора, принимающего основные средства.
Аналогичную норму содержит в отношении запасов п. 4 разд. ІІ приказа №431.
Так, этим пунктом определено, что при получении материальных ценностей как гуманитарной помощи, подарка, безвозвратной помощи акт приемки-передачи может составлять комиссия субъекта государственного сектора, принимающего материальные ценности.
В этом случае акт может быть составлен в одном экземпляре и утвержден руководителем (уполномоченным лицом) субъекта государственного сектора, принимающего материальные ценности.
5. «По какому КПКИК получать благотворительную помощь для пунктов обогрева?»
Все зависит от того, где именно обустроены пункты обогрева и кто занимается их устройством. Поэтому в каждом конкретном случае КПКИК может быть разным.
Так, например, если на территории общины принята программа по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обустройство приютов осуществляется именно на выполнение такой программы, то соответственно следует применять КПКИК 8110 «Меры по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийного бедствия».
Если, например, пункт обогрева обустроен в школе и сама школа занимается этим, то в таком случае следует применять УПКИК 1021 «Предоставление общего среднего образования учреждениям общего среднего образования за счет средств местного бюджета».
6. «По какому КПКИК может получить благотворительную помощь орган местного самоуправления? Ведь слышали, что при КПКИК 0150 нельзя.»
Орган местного самоуправления может получать благотворительную помощь по УПКИК 0150. В пользу этого свидетельствует разъяснение Министерства финансов Украины, предоставленное в письме № 05120-01-2/38107 от 09.12.2021.
Как четко отметило министерство: если бенефициаром благотворительной помощи является местный совет, то такую благотворительную помощь целесообразно отражать по коду классификации доходов бюджета 25020100 «Благотворительные взносы, гранты и подарки» и коду ТПКИК МБ 0150 «Организационное- областного совета, районного совета, районного в городе совета (в случае его создания), городского, поселкового, сельского советов».
7. «Если поселковый совет получил бесплатно оргтехнику и канцтовары, нужно ли подавать справку о поступлениях в натуральной форме?»
Да, при безвозмездном получении имущества Справка о поступлении в натуральной форме подается обязательно.
Эта справка подается в Госказначейскую службу не позднее последнего дня отчетного месяца на сумму безвозмездно полученных материальных ценностей. Форма справки является приложением 25 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 23.08.2012 № 938 (далее – Порядок № 938).
Обратите внимание: в Порядок №938 внесены изменения приказом Министерства финансов Украины «Об утверждении Изменений в Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов» от 30.12.2022 №477 (далее – приказ №477).
Обновленным п. 12.7 Порядка № 938 предусмотрено, что такая справка подается в двух экземплярах в бумажной или электронной форме.
Один экземпляр справки возвращается распорядителю бюджетных средств, другой хранится в органе Казначейства. Форма справки приказом № 477 изменена.
Приказ №477 вступил в силу 07.02.2023. Справку о поступлении в натуральной форме следует подавать уже по новой форме.
Обобщающий ответ на часто задаваемый вопрос о получении от благотворителя актов приема-передачи через определенное время после фактического получения благотворительной помощи
- Благотворитель предоставил вместе с благотворительной помощью акт приемки-передачи без указания цены. Комиссия учреждения оценила полученные безвозмездно ценности и приняла их на учет. Через месяц благотворитель направил акты с ценами. Что делать с такими актами?
Прежде всего, если благотворитель оказал благотворительную помощь без цены, такую цену определяет комиссия учреждения по справедливой стоимости.
Комиссию создает своим приказом руководитель субъекта государственного сектора. В состав комиссии обязательно входит работник бухгалтерской службы. Это отмечено об основных средствах в п. 5 разд. ІІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 № 11 и по запасам – в п. 2 разд. V Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 № 11.
Справедливая стоимость – это сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательства при обычных условиях на определенную дату.
Для определения справедливой стоимости нужно определить, какую сумму средств могло бы получить бюджетное учреждение на конкретную дату, если бы решил продать соответствующий объект. В большинстве случаев можно ориентироваться на информацию о ценах на товары в открытом доступе, в сети Интернет.
Например, это могут быть сайты производителей и/или поставщиков соответствующей продукции, прайс-листы и т.д.
При этом необходимо учитывать и техническое состояние и степень износа соответствующего объекта, полученного учреждением гуманитарной помощи.
Отметим: определять отдельно сумму износа таких объектов совершенно не нужно.
В первоначальную стоимость таких ценностей также следует включить все дополнительные расходы. К ним обычно относятся расходы на транспортировку, установку, монтаж, отладку и т.д.
Таким образом, именно комиссия учреждения-получателя (получателя) гуманитарной помощи должна провести оценку безвозмездно полученных материальных ценностей на дату поступления в учреждение.
Результаты оценки безвозмездно полученных активов комиссия учреждения должна отразить в Акте оценки материальных ценностей. Форма этого акта не утверждена и может быть произвольной.
Акты приемки-передачи безвозмездно полученных материальных ценностей могут быть составлены в одностороннем порядке.
В соответствии с п. 5 разд. ІІ приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 № 818 при получении основных средств как гуманитарной помощи, подарка, безвозвратной помощи и т.п. акт может составлять комиссия, принимающая основные средства.
В этом случае акт может быть составлен в одном экземпляре и утвержден руководителем субъекта государственного сектора, принимающего основные средства.
Аналогичную норму по получению запасов содержит п. 4 разд. ІІ приказа Министерства финансов Украины "Об утверждении типовых форм по учету и списанию запасов субъектами государственного сектора и порядка их составления" от 13.12.2022 № 431.
Возможно ли принять акты приема-передачи, поступившие по прошествии месяца после фактического получения благотворительной помощи? Нет, принятие таких актов будет противоречить нормам действующего законодательства.
В ч. 5 ст. 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 № 996-XIV четко определено, что хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
Итак, отразить в учете поступления благотворительной (гуманитарной) помощи необходимо на дату ее фактического поступления.
В связи с этим для принятия документов после истечения времени после фактического совершения сделки нет никаких оснований.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу