Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Особенности уплаты земельного налога и арендной платы за землю во время военного положения

22.09.2022 76 0 0

Во время консультаций, организуемых U-LEAD с Европой для общин, возникают вопросы по уплате земельного налога и арендной платы за землю во время действия военного положения.

Учитывая актуальность вопроса, эксперты U-LEAD подготовили разъяснение.

Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения» №2120 от 15.03.2022 года предусматривает особенности взимания налога во время действия военного положения.

Так, согласно пункту 69.14 вышеупомянутого Закона, временно, на период с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено или отменено военное, чрезвычайное положение, не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата) плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности), за земельные участки (земельные доли (паи), расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, и находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц, а также за земельные участки (земельные доли (паи), определенные областными военными администрациями как засоренные взрывоопасными предметами и/или на которых имеются фортификационные сооружения).

Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия или временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Украины. Однако следует отметить, что Кабинет Министров Украины пока не утвердил перечень таких территорий.

Есть только Приказ Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины №75 от 25.04.2022 года, где определены такие территории, однако он не может использоваться для нужд налогообложения. Поэтому этот вопрос не до конца урегулирован с точки зрения применения предусмотренных законом льгот по уплате за землю.

Вместе с тем пеня и штрафы не начисляются для субъектов хозяйствования. Поэтому теоретически, если перечня, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины не будет, и в результате позже придется выполнять налоговые обязательства – дополнительных расходов по уплате пени и штрафа не будет.

Согласно подпункту 69.1 Налогового Кодекса Украины определено, что в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представление отчетности, …, налогоплательщики освобождаются от предусмотренной настоящим Кодексом ответственности с обязательным исполнением таких обязанностей в течение шести месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.

Налогоплательщик должен не позднее 30 сентября 2022 подать заявление об отсутствии возможности исполнять налоговые обязанности, вместе с исчерпывающим перечнем документов (копий документов), информации, предусмотренных Перечнем документов, подтверждающих такую ​​невозможность в ГНС (Приказ Минфина от 29.07.2022 г. №225).

В соответствии с подпунктом 129.9.7 определено, что пеня не начисляется, а начисленная пеня подлежит аннулированию в случае совершения деяния (действия или бездействия) лицом вследствие введения военного, чрезвычайного положения.

Относительно аренды частных земель. Здесь все несколько сложнее.

Договоры аренды таких земель не обязаны заключаться в соответствии с типовыми договорами, как это предусмотрено для государственных и коммунальных земель. Поэтому они могут предусматривать различные специальные нормы, регулирующие арендные отношения в случаях наступления форс-мажорных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций и т.п.

Но если специальные нормы в договоре аренды не предусмотрены, то необходимо пользоваться общими нормами Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины.

Отметим, что 28 февраля 2022 года Торгово-промышленная палата письмом №2024/02.0-7.1 подтвердила, что военная агрессия российской федерации против Украины – это форс-мажорное обстоятельство (обстоятельство непреодолимой силы).

Действие форс-мажорных обстоятельств не освобождает сторону от обязанностей по договору, но является легитимным основанием для отсрочки выполнения обязательств и позволяет не нести ответственности за такую ​​просрочку (штрафные санкции).

Следовательно, за аренду частных земель платить нужно, но если из-за форс-мажорных обстоятельств будут нарушены сроки, то арендатор не будет привлечен к ответственности, предусмотренной договором аренды или законом.

Следует обратить внимание, что согласно ч.6 с.762 Гражданского кодекса Украины, наниматель освобождается от платы за все время, в течение которого имущество не могло быть использовано им из-за обстоятельств, за которые он не отвечает. Но арендатор должен быть готов доказать, что возможности пользования у него не было. Вероятно, арендодатель не будет готов к такому развитию событий, поэтому в большинстве случаев данная норма может быть применена по решению суда.

Однако можно обратить внимание на подпункт 2 статьи 286 Хозяйственного кодекса Украины, где указано, что орендарь имеет право требовать уменьшения размера арендной платы, если из-за обстоятельств, за которые он не отвечает, изменились предусмотренные договором условия хозяйствования или существенно ухудшилось состояние объекта аренды.

Подобная норма указана и в части 4 статьи 762 Гражданского кодекса Украины, где указано, что наниматель имеет право требовать уменьшения платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, возможность пользования имуществом существенно уменьшилась.

Эти две вышеупомянутые нормы позволяют арендатору и арендодателю договориться об изменении условий договора на взаимовыгодных условиях, учитывая ситуацию в стране.

Выводы:

Законодательство, регулирующее администрирование платы за землю, достаточно сложное и неоднозначное. В частности, для уверенного применения упрощенных процедур в соответствии с ЗУ №2130 не хватает перечня соответствующих территорий утвержденного Кабинетом Министров Украины.

Однако другие его нормы об отмене пени и штрафов позволяют арендаторам и плательщикам земельного налога чувствовать себя более защищенно.

И, несмотря на отдельные преференции и освобождение от платы за землю, очень приятно, что большинство арендаторов (физических и юридических лиц) продолжают платить деньги в местные бюджеты и тем самым поддерживать местное самоуправление, переживающее сложные времена, как и вся страна и бизнес в целом.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу