Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Об уровне пенсионного обеспечения в солидарной системе

06.05.2025

О реформировании пенсионного законодательства, внедрении балльной системы при исчислении пенсий мы уже раньше рассказывали на страницах нашей газеты. Насколько известно, законопроект еще не дорабатывается, уточняются некоторые данные, осуществляются соответствующие финансовые расчеты и т.д. Но сейчас хотели бы более предметно поговорить о вопросах, которые упоминаются в незначительной степени, хотя важны в пенсионном обеспечении, в частности относительно минимального и максимального размеров пенсии, необходимого уровня пенсионного обеспечения. Эти вопросы обсудили с руководителем управления социального страхования и пенсионного обеспечения аппарата ФПУ Владимиром Максимчуком. 

- Да, действительно, при реформировании пенсионного обеспечения у нас мало уделяется внимания таким показателям как минимальный и максимальный размеры пенсии. В солидарной системе такие величины необходимы. При этом следует напомнить, что принцип солидарности является двусторонним: солидарность поколений - когда работающие уплачивают (или за них уплачиваются) страховые взносы и эти средства направляются на выплату текущих пенсий пенсионерам, а также солидарность между пенсионерами - когда низкооплачиваемым категориям работникам пенсия больше назначается низшем размере. Эти величины должны регулироваться государством, чтобы не допустить слишком низких размеров и слишком высоких, должен быть определенный баланс в определении их размеров.

Но некоторые утверждают, что в пенсионном обеспечении в целом не должно быть минимального и максимального предела, а размеры пенсии должны регулироваться только уплатой страховых взносов на пенсионное обеспечение.

- Указанный тезис неверен. Следует обратить внимание, что мы говорим о солидарной пенсионной системе, а не об обязательной накопительной или условно-накопительной или других системах. Эти величины могут устанавливаться по разному – в абсолютных цифрах, в отношении чего-то или на уровне какой-то величины и т.д., а может и не быть, а исходить из формулы исчисления пенсии. Например, в отдельных странах не предусмотрена минимальная и максимальная пенсия, но если лицо имеет около 40 лет стажа работы и получало зарплату на минимальном уровне, то пенсия составляет на уровне или только на 5-10 % ниже прожиточного минимума. С другой стороны, при такой же продолжительности стажа работы и максимальном заработке, учитываемом при исчислении пенсии, максимально пенсия может превышать минимальный уровень примерно в 3-5 раза. В общем, практика свидетельствует, что соотношение минимального и максимального размеров пенсий в солидарной системе составляет примерно 1 к 3,5-5.

А какая была практика с указанными граничными границами в нашей стране в течение прошлого времени и что мы имеем сегодня?

- Если говорить о 60-90-х годах прошлого века, то соотношение минимальной пенсии к максимальной изначально было 1 к 4, постепенно это соотношение уменьшалось 1 к 3, до 2,5 и 2. С введением в 2004 году закона об общеобязательном государственном пенсионном страховании и установлении в 2005 году лиц, потерявших трудоспособность, фактическое соотношение минимального и максимального размера пенсии было где-то на уровне 1 до 17 (максимального размера пенсии не было, а применялось ограничение заработка, в пределах которого начислялись и уплачивались страховые взносы). При этом из-за низкой стоимости одного года страхового стажа (с 2004 года - 1,0%, а с 2008 года - 1,35%) около 90% всех пенсионеров получали на уровне минимальной или чуть выше минимальной пенсии. В дальнейшем размеры пенсий ограничивались на уровне 12 прожиточных минимумов, а ныне – 10 размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.

Какого размера должна быть минимальная пенсия и которая есть на сегодня в Украине? Какие минимальные уровни в пенсионном обеспечении предусмотрены международными нормами?

- Согласно статье 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа, устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность. Однако утвержденный размер прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц составляет 2361 грн., в то же время фактический размер прожиточного минимума для таких лиц составляет около 7000 грн. Согласно правительственным решениям пенсионерам в зависимости от возраста, продолжительности имеющегося у них страхового стажа, а также занятости (работает/не работает) к пенсии устанавливаются адресные доплаты. С учетом этих доплат минимальная пенсионная выплата составляет 3038 грн.

Если вычислить размер пенсии в 2025 году при наличии 30 лет страхового стажа и условно исходя из минимальной заработной платы, размер пенсии по возрасту составит всего 1806 грн, а при наличии 40 лет стажа – 2409 грн, то есть почти втрое ниже фактического прожиточного минимума.

В соответствии с Конвенцией МОТ №102 о минимальных нормах социального обеспечения (ратифицирована Украиной в 2016 году) сумма пенсии должна быть достаточной для содержания семьи пенсионера в здоровых и достойных условиях жизни. Согласно нормам настоящей Конвенции при наличии у человека не менее 30 лет стажа работы пенсия должна быть не менее 40 процентов заработка. По нашему законодательству, при наличии 30 лет страхового стажа пенсия назначается в размере 30 процентов заработка. Другими конвенциями МОТ, в частности Конвенцией №128 (которая еще не ратифицирована Украиной), установлены высшие минимальные нормы социального обеспечения.

Учитывая низкий размер минимальной пенсии (2361 грн) в Верховную Раду Украины, периодически вносятся предложения об увеличении минимального размера пенсии. В частности, законопроектом №13214 от 25.04.2025г. предлагается установить минимальную пенсию на уровне 2-х прожиточных минимумов, установленных для лиц, потерявших трудоспособность. По Вашему личному мнению, с учетом всех существующих проблем, какая бы могла быть минимальная пенсия?

- Конечно, минимальная пенсия должна быть не менее фактического размера прожиточного минимума, определенного для лиц, потерявших трудоспособность. Однако установить сейчас на таком уровне минимальную пенсию достаточно сложно, ведь у нас практически на одного работающего приходится один пенсионер. Существует значительная теневая занятость, большой объем заработной платы выплачивается в конвертах (даже если лицо и легально находится в трудовых отношениях с работодателем), многие граждане трудоспособного возраста находятся, в т.ч. и работает в других странах. Эти все проблемы нуждаются в решении, если в неполной степени, то хотя бы максимально возможным.

Что касается минимального уровня пенсионной выплаты, то в нынешних условиях при наличии не менее 30 лет страхового стажа минимальная пенсия должна быть на уровне 5000-6000 грн. Ведь, и на это обращают внимание международные организации, государство должно принимать максимально возможные меры для обеспечения минимальных гарантий в сфере социального обеспечения, чтобы граждане имели возможность доступа к жизненно необходимым товарам, медицинским и другим услугам. И эти минимальные гарантии должны максимально приближенно соответствовать стоимости денежного выражения набора необходимых товаров и услуг. По мере экономического развития страны должны обеспечиваться более высокие уровни защиты в соответствии с нормами Международной организации труда.

Пресс-центр ФПУ

https://www.fpsu.org.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
19.02.2025
Отпуска без сохранения заработной платы в период действия военного положения
 Чиновники управления инспекционной деятельности в Запорожской области провели информационный семинар в одной из районных администраций Запорожья.  Среди ключевых вопросов было предоставление отпусков без сохранения заработной платы. Инспекторы разъяснили, что, согласно статье 12 Закона У...
14.02.2025
Президент подписал закон о продлении срока для прохождения ВЛК ограниченно пригодными
Президент подписал Закон Украины от 12.02.2025 г. № 4235-IX (законопроект № 12457) об обязательности прохождения гражданами Украины, которые были признаны ограниченно пригодными к военной службе, повторному медицинскому осмотру и определению конечного срока его проведения. Согласно документу и...
25.02.2025
Письмо МОУ: О правомерности отказа военнослужащим в выплате дополнительного вознаграждения в размере 100000 грн и материальной помощи в связи с полученной травмой
МІНІСТЕРСТВО ОБОРОНИ УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ СОЦІАЛЬНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЛИСТ від 20.02.2025 р. № 220/13/ВихЗПІ/152 У відповідь на Ваш запит на публічну інформацію щодо правомірності відмови у виплаті додаткової винагороди у розмірі 100000 грн та матеріальної допомоги у зв'язку з отриманою травмою. Щодо ...
Новое
06.05.2025
Как учитывается стаж для оплаты листка нетрудоспособности
К страховому стажу приравнивается трудовой стаж, приобретенный работником за время работы на условиях трудового договора (контракта) до вступления в силу Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленным...
06.05.2025
Кем оплачивается листок нетрудоспособности во время мобилизации
Если страховой случай наступил во время исполнения государственного долга, такое лицо не приобретает статус застрахованного лица, так как на время мобилизации такие работники освобождаются от исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, и за ними сохраняется только место работы и дол...
06.05.2025
Порядок подтверждения периодов работы на предприятиях, расположенных на временно оккупированной территории
Основным документом, подтверждающим стаж работы за период до проведения персонифицированного учета, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке есть записи с исправлением или недостоверные или неточные записи о периодах работы до 01 января 2004 года, — подтверждение периодов работы на пр...