Трудовым договором является соглашение между работником и работодателем (работодателем – физическим лицом), согласно которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а работодатель (работодатель – физическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством. Работник имеет право реализовать свои способности к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон. (статья 21 КЗоТ).
Согласно статье 102-1 КЗоТ совместительством считается выполнение работником, кроме основной, другой оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или ином предприятии, в учреждении, организации или у работодателя – физического лица.
Работа по основному месту работы и работа по совместительству юридически являются работой по двум отдельным трудовым договорам, даже если работник работает у одного и того же физического лица.
Понятие «основное место работы» и порядок его определения приведены в пункте 12 части первой статьи 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI:
Основное место работы – место работы, где работник работает на основании заключенного трудового договора, и определенное им как основное согласно поданному заявлению (до отзыва) и сведениям, учитываемым в реестре застрахованных лиц Государственного реестра на его основании.
Застрахованное лицо обязано уведомлять страхователя об определении такого места работы как основного в соответствии с поданным им заявлением (до его отзыва) (пункт 3-1 части второй статьи 16 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 №1058-IV). Чтобы сменить основное место работы, работник должен отозвать предварительное заявление об определении такого места работы основным.
Разъяснение по определению «основного места работы» предоставлено в письме Министерства экономики Украины от 07.10.2021 № 4712-06/49022-07. При смене основного места работы по совместительству Минэкономики рекомендует работодателю внести изменения в трудовой договор с таким работником.
Кодекс законов о труде Украины, а также ни один из других законодательных актов в сфере регулирования трудовых отношений не содержат норм об обязательном прекращении трудового договора и заключении нового трудового договора в случае изменения существенных условий труда (статья 32 КЗоТ), в том числе и в случае смены основного места работы на работу по совместительству или наоборот. В то же время действующее законодательство не определяет процедуры смены места работы по совместительству на основное место работы или основного места работы на работу по совместительству.
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Министерства труда Украины, Министерства социальной защиты населения Украины, Министерства юстиции Украины от 29.07.1993 г. № 58 не содержит норм, определяющих порядок внесения записей об изменении статуса места работы по заявлению работника. На лиц, работающих по совместительству, трудовые книжки ведутся только по месту основной работы (пункт 1.1). Запись сведений о работе по совместительству производится по желанию работника. Перевод работника на другую постоянную работу на том же предприятии оформляется в таком же порядке, как и принятие на работу (п. 2.14).
На практике такой переход оформляется, как правило, путём увольнения работника с предыдущего места работы и заключения нового трудового договора. Минэкономики поддержало использование указанного выше порядка, изложив свою позицию на этот счет в письме от 24.06.2024 г. №4701-05/45070-09:
«Если работник, работающий у работодателя по совместительству, желает работать у этого работодателя по основному месту работы, то такую процедуру, по нашему мнению, следует реализовать через механизм увольнения работника с места работы по совместительству и принятие его на основное место работы. Это связано с тем, что законодательство о труде не содержит механизмов перевода работников с основного места работы на работу по совместительству и наоборот. Вместе с тем, считаем, что работник не может работать по совместительству, не имея при этом основного места работы. В то же время, законодательством не предусмотрена ответственность работодателя и работника в случае работы работника по совместительству без основного места работы».
Следует обратить внимание, что законодательством не урегулирован вопрос внесения сведений в реестр застрахованных лиц об изменении места работы по совместительству на основное место работы путем представления Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц и сумм полученного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса.
Сведения в реестр застрахованных лиц вносятся на основании информации, поступающей из источников, определенных статьей 18 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 2464-VI, в частности, это сведения сформированы на основании отчетности страхователя о начисленной заработной плате; помощь и компенсации; суммы, на которые начислены и из которых уплачен единый взнос.
Пенсионный фонд Украины в своем письме от 14.01.2025 г. № 2800-060202-8/2786 отмечает следующее: «Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков налогов – физических лиц, и сумм утвержден приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 № 4 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 15.12.2020 № 773) и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 28.12.2020 под № 1304/35587 (далее – Порядок).
Согласно Порядку графа 12 в Приложении 5 – указывается (1 – да, 0 – нет) в случае перевода, назначения застрахованного лица на другую должность или работу, перемещение в другое подразделение.
Учитывая указанное, перевод с основного места работы на совместительство Порядком не предусмотрен.
Поэтому для правильного отражения в реестре застрахованных лиц необходимо на застрахованное лицо в Приложении 5 указать дату окончания трудовых или гражданско-правовых отношений по категории лица 1 (наемный работник с трудовой книжкой) и отразить дату начала – по категории 2 (наемный работник без трудовой книжки)».
Анализ обращений свидетельствует о наличии существенных недостатков применения механизма смены места работы по совместительству на основное место работы путем увольнения работника с предыдущего места работы и заключения нового трудового договора, среди которых:
Осложнения, связанные с процедурой увольнения и принятия (назначения) на должность отдельных категорий работника, например директора общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, директора акционерного общества, требующего не только соблюдения требований законодательства о труде, но и соблюдения требований законодательных актов, регулирующих корпоративные отношения (порядка созыва общих сборов, в частности); дополнительных гарантий, установленных такими контрактами.
В соответствии с частью первой статьи 24 Закона Украины от 15.11.1996 №504/96-ВР «Об отпусках» уволенному работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, что приводит к дополнительным финансовым затратам. сказывается на деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, это не всегда отвечает интересам работника, планировавшего воспользоваться правом на отпуска.
Предложения об увольнении с работы по совместительству для дальнейшего заключения трудового на работу по основному месту работы нередко не находят понимания у работников из-за опасений, что после увольнения трудовые договоры не будут заключены.
Необходимость дополнительных бюрократических процедур, связанных с увольнением и оформлением работника на работу. Если с работником заключен трудовой договор, то в ГНС следует подать уведомление о принятии на работу в соответствии с постановлением КМУ от 17.06. 2015 №413. Если вопрос касается работника, отнесенного к критически важным, то в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 постановления КМУ от 22.11.2024 №1332 «Некоторые вопросы бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время» необходимо подать оперативные сведения в один из подразделений после приема на работу после приема на работу после приема на работу перевод на другую постоянную должность или работу, увольнение, возобновление на работе, временное прекращение/возобновление действия трудового договора. На все это уходит рабочее время персонала.
Учитывая законодательное регулирование, обнародованные выше изложенные разъяснения государственных органов по существу поднятого вопроса констатировать следующее:
Действующее законодательство о труде не содержит прямого требования об обязательном увольнении и заключении договора для смены места работы по совместительству на основное место работы и наоборот. Статус "основного места работы" определяется заявлением работника (п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464-VI, п. 3-1 ч. 2 ст. 16 Закона № 1058-IV).
Смена места работы путем увольнения работника и заключения нового трудового договора не противоречит требованиям законодательства, если такие действия соответствуют добровольному волеизъявлению сторон трудового договора. Запрещается принуждение работника к заключению трудового договора, содержащего условия, в отношении которых между работником и работодателем не достигнута взаимная(статья 9 КЗоТ).
Отдельно обращаем внимание, что письма министерств и других органов государственной власти, в частности, приведенные выше, не являются нормативно-правовыми актами, они носят информационно-рекомендательный характер.
Критические замечания, в частности, обнародованные на интернет ресурсах, что законодательство о труде не урегулирует все вопросы, связанные с изменением определения работником по его заявлению основного места работы (отзывом такого заявления), имеет соответствующие основания и признается на уровне Минэкономики (см. письмо от 24.06.2024 г. № 4751-04700-04950). Восточное межрегиональное управление в пределах полномочий сообщает, что информация о наличии проблемных вопросов, поднимаемых работодателями и касающихся регулирования трудовых отношений, передается для ее дальнейшего обобщения Государственной службой Украины по вопросам труда и в случае необходимости направления соответствующим органам государственной власти в компетенцию которых относится рассмотрение таких вопросов.
Субъекты хозяйствования, их должностные лица и работники имеют право обратиться за получением дополнительных разъяснений, а также с предложениями в Министерство экономики, субъекты законодательной инициативы (народные депутаты, Кабинет Министров Украины и другие).
Ответы инспекторов труда на запросы предприятия относительно применения норм законодательства о труде (если они не касаются конкретного выявленного нарушения) носят исключительно рекомендательный и информационный характер. Это означает, что инспектор труда только информирует о действующих нормах законодательства и разъяснениях органов государственной власти, которые были предоставлены в пределах их полномочий.
Восточное межрегиональное управление Государственной службы Украины по вопросам труда