Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

О санитарно-гигиенических условиях труда учителей и учеников

12.10.2021

Санитарно-гигиенические условия труда участников учебно-воспитательного процесса охватывают такие элементы, как освещение, микроклимат и шум.

Учебные помещения и рабочие места максимально благоприятно освещают, что имеет большое значение для обеспечения работоспособности учителей и учеников. Недостаточное освещение подавляет психику и снижает остроту зрения, а следовательно, работоспособность и качество учебной деятельности. Для освещения школьных помещений используют естественное и искусственное освещение.

Естественное освещение является лучшим по биологическим свойствам для глаз человека, однако для создания оптимальных условий обучения и труда естественное освещение тоже нормируют, соблюдая следующие требования:

  • окна классов, кабинетов и лабораторий (кроме кабинетов черчения и рисования) ориентируют на юг, юго-восток или восток, при необходимости применяют солнцезащитные устройства. Рекомендуется двустороннее освещение гимнастического зала с запада и востока;
  • для максимально длительного проникновения солнечных лучей в помещение окна должны быть вытянутыми в горизонтальном направлении и расположенными ближе к потолку, а от пола - на высоте 75-80 см;
  • окна должны иметь достаточные размеры и качественное стекло (показатель светопропускания не менее 80%), а межоконных промежутки не должны превышать ЗО-50 см.

Искусственное освещением пользуются для освещения школьных помещений в пасмурные дни и темное время суток. Искусственное освещение должно недостатки по сравнению с естественным, например, лишено ультрафиолетовой и других составляющих спектра. В учебных помещениях рекомендуется использовать люминесцентные лампы, минимальная санитарная норма освещения обычного учебного места которых составляет 300 люкс, а в кабинетах черчения и рисования - 400 люкс. Общая мощность всех люминесцентных ламп в классе должно быть не менее 1200 Вт. С целью продления срока годности люминесцентных ламп Не рекомендуется выключать их во время перерывов, так как частое выключение и включение приводит к повреждениям. При необходимости естественное и искусственное освещение используют одновременно. При этом ряды ламп у окна и противоположной стены включают в зависимости от интенсивности естественного освещения. Использование открытых ламп (без светильников) запрещено.

Показатели микроклимата определяют оптимальную пригодность помещения для человека, поскольку существенно влияют на терморегуляцию организма. Благоприятным для человека воздушную среду с температурой 18-21 ° С, относительной влажностью 40-60% и скорости движения воздуха до 0,3 м / с.

При таких условиях у школьников и учителей оптимальное самочувствие, максимальная работоспособность и результативность обучения.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений, как указано в п.5.1 ДСанПиН 5.5.2.008-01.

Звуковое наполнение (шум).

Звук, как фактор учебной среды образуют два компонента: звуковая педагогическая информация и шум - неупорядоченные, непериодические колебания различной физической природы. Шумовой компонент в учебной среде формируется уличным и школьным шумом. В помещениях громкость шума и его частотный содержание (высоту шумовых звуков) выясняют с помощью специального прибора - шумомера. Работа учащихся в условиях шума негативно отражается на их здоровье. Под влиянием шума усиливается газообмен, снижаются моторная и секреторная функции желудка, ускоряется пульс, частота дыхания, повышается кровяное давление. Шум неблагоприятно влияет на функции нервной системы, вызывает головокружение, головная боль, шум в ушах. Шум громкостью более 50 дБА снижает работоспособность и повышает порог слуховой чувствительности. Решение арифметических примеров при шуме в 60 дБА требует в два раза больше времени, чем при его отсутствии, растет количество ошибок. Это происходит потому, что торможение, которое развивается в слуховых нервных центрах под воздействием высокочастотного шума, распространяется на нервные центры других анализаторов, участвующих в выполнении арифметических действий. Постоянный шум меньше вреден, чем переменный. Например, шум постоянной интенсивности в 70 дБА мешает меньше, чем шум переменной интенсивности в ЗО-60 дБА. С гигиенической точки зрения допустимый продолжительный шум на уровне 35 дБА.

Для руководителей общеобразовательных учебных заведений, которые непосредственно несут ответственность за санитарно-гигиенические условия в школьных помещениях, приоритетной задачей является выполнение санитарно-гигиенических требований, создания надлежащих условий для участников учебно-воспитательного процесса.

kr.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
11.09.2025
Письмо ПФУ: об исчислении средней заработной платы для расчета страховых выплат
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ЛИСТ від 22.08.2025 р. № 2800-030401-8/55839 Розглянувши [...] звернення на вебпортал Пенсійного фонду України щодо обчислення середньої заробітної плати для розрахунку страхових виплат, Пенсійний фонд України повідомляє. Постановою Кабінету Міністрів України від 14.07.202...
22.08.2025
В Украине обновлены типы заведений дошкольного образования
В Украине обновлены типы заведений дошкольного образования. Это позволит сделать садики доступными для каждого ребенка независимо от места проживания или жизненных обстоятельств. Среди форматов:  ясли – для детей от 3 месяцев;  семейные садики – организованные семьей в соб...
Новое
14.11.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (10.11.2025 - 14.11.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Обновлено Стратегию реформирования системы школьного питания: бесплатное питание для всех учащихся и поддержка местных производителей Внесены изменения в Стратегию реформирования системы школьного питания на период до 2027 года, предусматривающие поэтапное введе...
14.11.2025
Новые правила для определения критически важных предприятий
Кабинет Министров Украины обновил постановление, определяющее порядок предоставления статуса критически важных предприятий. Теперь в список могут попасть компании, разрабатывающие оборонные технологии и инновации без привлечения бюджетных средств — на основании контрактов с Министерством оборо...
14.11.2025
Ошибки в налоговой отчетности: когда штрафы не угрожают?
Западное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными налогоплательщиками напоминает. Согласно пункту 111.1 статьи 111 Налогового кодекса Украины, за нарушение налогового законодательства применяются следующие виды ответственности: финансовая, административная и уголовная. Если во время про...