Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

О санитарно-гигиенических условиях труда учителей и учеников

12.10.2021 76 0 0

Санитарно-гигиенические условия труда участников учебно-воспитательного процесса охватывают такие элементы, как освещение, микроклимат и шум.

Учебные помещения и рабочие места максимально благоприятно освещают, что имеет большое значение для обеспечения работоспособности учителей и учеников. Недостаточное освещение подавляет психику и снижает остроту зрения, а следовательно, работоспособность и качество учебной деятельности. Для освещения школьных помещений используют естественное и искусственное освещение.

Естественное освещение является лучшим по биологическим свойствам для глаз человека, однако для создания оптимальных условий обучения и труда естественное освещение тоже нормируют, соблюдая следующие требования:

  • окна классов, кабинетов и лабораторий (кроме кабинетов черчения и рисования) ориентируют на юг, юго-восток или восток, при необходимости применяют солнцезащитные устройства. Рекомендуется двустороннее освещение гимнастического зала с запада и востока;
  • для максимально длительного проникновения солнечных лучей в помещение окна должны быть вытянутыми в горизонтальном направлении и расположенными ближе к потолку, а от пола - на высоте 75-80 см;
  • окна должны иметь достаточные размеры и качественное стекло (показатель светопропускания не менее 80%), а межоконных промежутки не должны превышать ЗО-50 см.

Искусственное освещением пользуются для освещения школьных помещений в пасмурные дни и темное время суток. Искусственное освещение должно недостатки по сравнению с естественным, например, лишено ультрафиолетовой и других составляющих спектра. В учебных помещениях рекомендуется использовать люминесцентные лампы, минимальная санитарная норма освещения обычного учебного места которых составляет 300 люкс, а в кабинетах черчения и рисования - 400 люкс. Общая мощность всех люминесцентных ламп в классе должно быть не менее 1200 Вт. С целью продления срока годности люминесцентных ламп Не рекомендуется выключать их во время перерывов, так как частое выключение и включение приводит к повреждениям. При необходимости естественное и искусственное освещение используют одновременно. При этом ряды ламп у окна и противоположной стены включают в зависимости от интенсивности естественного освещения. Использование открытых ламп (без светильников) запрещено.

Показатели микроклимата определяют оптимальную пригодность помещения для человека, поскольку существенно влияют на терморегуляцию организма. Благоприятным для человека воздушную среду с температурой 18-21 ° С, относительной влажностью 40-60% и скорости движения воздуха до 0,3 м / с.

При таких условиях у школьников и учителей оптимальное самочувствие, максимальная работоспособность и результативность обучения.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений, как указано в п.5.1 ДСанПиН 5.5.2.008-01.

Звуковое наполнение (шум).

Звук, как фактор учебной среды образуют два компонента: звуковая педагогическая информация и шум - неупорядоченные, непериодические колебания различной физической природы. Шумовой компонент в учебной среде формируется уличным и школьным шумом. В помещениях громкость шума и его частотный содержание (высоту шумовых звуков) выясняют с помощью специального прибора - шумомера. Работа учащихся в условиях шума негативно отражается на их здоровье. Под влиянием шума усиливается газообмен, снижаются моторная и секреторная функции желудка, ускоряется пульс, частота дыхания, повышается кровяное давление. Шум неблагоприятно влияет на функции нервной системы, вызывает головокружение, головная боль, шум в ушах. Шум громкостью более 50 дБА снижает работоспособность и повышает порог слуховой чувствительности. Решение арифметических примеров при шуме в 60 дБА требует в два раза больше времени, чем при его отсутствии, растет количество ошибок. Это происходит потому, что торможение, которое развивается в слуховых нервных центрах под воздействием высокочастотного шума, распространяется на нервные центры других анализаторов, участвующих в выполнении арифметических действий. Постоянный шум меньше вреден, чем переменный. Например, шум постоянной интенсивности в 70 дБА мешает меньше, чем шум переменной интенсивности в ЗО-60 дБА. С гигиенической точки зрения допустимый продолжительный шум на уровне 35 дБА.

Для руководителей общеобразовательных учебных заведений, которые непосредственно несут ответственность за санитарно-гигиенические условия в школьных помещениях, приоритетной задачей является выполнение санитарно-гигиенических требований, создания надлежащих условий для участников учебно-воспитательного процесса.

kr.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу