Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Новый порядок открытия счетов в органах Казначейства: акценты для распорядителей и получателей средств

28.02.2024 199 0 0

Эксперты программы USAID DOBRE в разъяснении анализируют новую редакцию Порядка №758, утвержденную Приказом Минфина №23, с акцентами на правила, касающиеся распорядителей и получателей средств местных бюджетов.

Министерство финансов Украины приказом от 18 января 2024 года №23 «О внесении изменений в Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины» (далее – Порядок №23) внесло изменения в Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 22 июня 2012 №758 (далее – Порядок №758), изложив его в новой редакции. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования в Официальном вестнике Украины.

В первую очередь напомним кому и при каких обстоятельствах открываются счета в органах Казначейства.

Согласно требованиям статьи 43 Бюджетного кодекса Украины (далее – БКУ) при выполнении местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств, что предусматривает, в частности, осуществление органами Казначейства расчетно-кассового обслуживания распорядителей и получателей средств местных бюджетов.

Для обеспечения выполнения этого процесса в органах, осуществляющих казначейское сервис бюджетных средств, открываются бюджетные счета. Организационные отношения открытия счетов в органах Казначейства регулирует Порядок №758.

По информации Министерства финансов Украины, размещенной на официальном веб-сайте, изменения направлены на:

  • гармонизацию и оптимизацию процессов и перечня документов, применяемых при открытии/закрытии счетов клиентов в органах Казначейства и их дальнейшему расчетно-кассовому обслуживанию, в том числе дистанционному;
  • усиление ответственности клиентов и их должностных лиц за информационную безопасность при подключении и использовании системы дистанционного обслуживания «Клиент казначейства – Казначейство».

Рассмотрим подробнее, что же изменилось.
Обновлен ряд требований по взаимоотношениям между органами Казначейства и распорядителями и получателями бюджетных средств, применяемых в процессе открытия счетов.
Однако только один из двух новых документов применяется распорядителями и получателями бюджетных средств. Это Информация о квалифицированных электронных подписях и квалифицированной электронной печати (приложение 10 к Порядку №23). Служебная записка об открытии/закрытии счетов (приложение 11 к Порядку №23) применяется исключительно структурными подразделениями органов Казначейства.

Третье. Порядок дополнен новыми терминами:

  • бюджетные счета для осуществления расходов (счета по расходам) – счета, открываемые органами Казначейства для осуществления операций по расходам государственного и местных бюджетов для обеспечения исполнения закона о Государственном бюджете Украины и решений о местных бюджетах;
  • счета для учета операций по предоставлению кредитов – регистрационные (специальные регистрационные) счета распорядителей бюджетных средств и счета получателей бюджетных средств, открываемые для осуществления операций по предоставлению кредитов из бюджета.

Эти дополнения содержатся в пункте 2 раздела I «Общие положения» Порядка №23.

Важно акцентировать внимание на том, что порядок открытия бюджетных счетов в начале бюджетного года остался прежним.

Для осуществления операций с бюджетными средствами, направленными выполнения бюджетных программ, предусмотренных соответствующим местным бюджетом, распорядителям (получателям) бюджетных средств, обособленным подразделениям/обособленным структурным подразделениям распорядителей (получателей) бюджетных средств открываются бюджетные счета.

Бюджетные счета для операций с бюджетными средствами открываются до начала нового бюджетного периода. По бюджетным программам местных бюджетов, выполнение которых продолжает осуществляться в следующем бюджетном периоде и бюджетные назначения, по которым предусмотрены в решениях о местных бюджетах, используются счета предыдущего бюджетного периода.

Следует отметить, что Порядком №23 конкретизировано требование открытия счетов в органах Казначейства согласно Плану счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 2013 года №1203.

Четвертый. Изменился порядок заключения договоров на расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств.

В соответствии с п. 8 раздела I Порядка № 23 договор на расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств (в том числе дистанционное обслуживание через систему дистанционного обслуживания «Клиент казначейства – Казначейство» (далее – СДО) с использованием средств криптографической защиты Государственной казначейской информации службы Украины) будет формироваться органами Казначейства из примерного договора о осуществления расчетно-кассового обслуживания. Типовая форма примерного договора утверждена в приложении 1 к Порядку №23. Отныне отдельный договор о дистанционном обслуживании с использованием СДО заключаться не будет.

О принятом решении по дистанционному обслуживанию клиент уведомляет орган Казначейства путем предоставления письма за подписью руководителя и оттиска печати. Соответственно договор будет содержать положения о предоставлении распорядителю (получателю) бюджетных средств удаленного доступа к СДО с использованием средств криптографической защиты информации.

При применении СДО обслуживание счетов распорядителей (получателей) бюджетных средств будет осуществляться из документов в электронной форме, том числе электронных документов.

По условиям договора стороны соглашаются, что документы, подписанные с использованием квалифицированных электронных подписей и квалифицированной электронной печати и переданные через СДО, а также полученные Клиентом через СДО, признаются имеющими юридическую силу на уровне бумажных документов.

Документы, представленные и полученные через СДО, не требуют дальнейшего представления таких документов в бумажной форме.

Список и формы документов, предоставляемых клиентом для организации подключения к СДО, правила использования СДО определяются Казначейством и обнародуются по-прежнему на официальном веб-сайте Казначейства. Образцы документов и другие материалы о работе СДО доступны по ссылке: https://sites.google.com/view/e-zvit-....

Важно! В соответствии с п. 3 Приказа Минфина №23 органы Казначейства в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего приказа должны будут перезаключить с распорядителями и получателями средств местных бюджетов договоры о осуществлении расчетно-кассового обслуживания.

При невозможности в трехмесячный срок перезаключения договоров об осуществлении расчетно-кассового обслуживания с клиентами, которые расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных, и не осуществляют свою деятельность в штатном режиме, такие договоры будут перезаключены в течение трех месяцев со дня прекращение или упразднение правового режима военного положения в Украине.

Кроме того, раздел I дополнен нормой о необходимости заключения нового договора с органом Казначейства по новому местонахождению/месту обслуживания распорядителя (получателя) средств в случае изменения местонахождение или места обслуживания распорядителя (получателя) средств местного бюджета, в результате чего изменяется административно-территориальная единица и орган Казначейства, в котором учреждение (предприятие) находится на обслуживании (п. 9 разд. и Порядка №23).

Эти требования касаются клиентов, в связи с введением военного положения перемещенных в населенный пункт, на территории которого органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Поэтому при обращении в соответствующий орган Казначейства, работающий в штатном режиме, по расчетно-кассовому обслуживанию заключается новый договор.

Напомним, что Порядок выполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 9 июня 2021 года №590.

Пятый. Установлен срок за который органы Казначейства обязаны открыть счета по обращению распорядителей (получателей) бюджетных средств и определенные случаи в которых счета не открываются.

Органы Казначейства согласно п. 10 разд. ІІІ «Открытие бюджетных/небюджетных счетов клиентов и формирование дел по юридическому оформлению счетов» Порядка №23 не позднее трех рабочих дней с даты представления полного пакета документов и/или заявления об открытии счетов клиента открывают соответствующие счета.

Не открывают органы Казначейства в установленный срок счета в случае:

  • несоблюдение клиентом требований по оформлению поданных документов;
  • представление неполного пакета документов;
  • несоответствия данных, приведенных в карточке с образцами подписей и отпечатка печати требованиям абз. 3 п. 1 разд. IV «Карточка с образцами подписей и отпечатка печати» Порядка №23. В частности, данные о руководителе учреждения, приведенные в карточке с образцами подписей и отпечатка печати, должны соответствовать сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – Единый государственный реестр).

В таких случаях органы Казначейства в течение трех рабочих дней со дня получения документов возвращают их клиенту на доработку вместе с сопроводительным письмом, в котором указываются причины возврата.

Если представлены документы для открытия счетов, не принятые к исполнению в связи с нарушением распорядителями/получателями бюджетных средств бюджетного законодательства Украины, то органы Казначейства применяют меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства Украины в соответствии с БКУ.

К сведению: нарушением бюджетного законодательства признается нарушение участником бюджетного процесса установленных БКУ или другим бюджетным законодательством норм по составлению, рассмотрению, утверждению, внесению изменений, исполнению бюджета и отчетности о его исполнении.

Список случаев нарушений бюджетного закона участником бюджетного процесса определен в статье 116 БКУ.

Меры влияния, которые могут применяться к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства, определены статьей 117 БКУ.

За нарушение порядка и сроков открытия (закрытия) счетов в органах Казначейства (пункт 19 части 1 статьи 116 БКУ) в соответствии с частью 1 статьи 117 БКУ могут применяться следующие меры воздействия:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства. Выявленные нарушения бюджетного законодательства должны быть устранены сроком до 30 календарных дней;

остановка операций с бюджетными средствами в порядке, установленном статьей 120 БКУ.
 
Напомним, что при открытии бюджетных счетов для операций с бюджетными средствами распорядители (получатели) бюджетных средств и их обособленные подразделения / обособленные структурные подразделения распорядителей (получателей) бюджетных средств, не имеющих открытых счетов в органе Казначейства, представляют следующие документы:

1) заявление об открытии счетов (приложение 5 к Порядку №23) за подписью руководителя и главного бухгалтера или других должностных лиц, которым в соответствии с карточкой с образцами подписей и оттиска печати, предоставлено право первой и второй подписей;

2) карточку с образцами подписей и оттиска печати (приложение 5 к Порядку №23).

Обособленные подразделения / обособленные структурные подразделения распорядителей (получателей) бюджетных средств также представляют справку о согласовании открытия счета (приложение 7 к Порядку №23) от распорядителя (получателя) бюджетных средств, в состав которого входит обособленное подразделение / обособленное структурное подразделение.

К распорядителям бюджетных средств, которые обслуживаются централизованными бухгалтериями и приняли решение об открытии отдельных счетов в соответствии с законодательством Украины, применяются требования, определенные распорядителями бюджетных средств.

Шестое. Установлен срок представления в орган Казначейства перечня счетов, по которым могут распоряжаться лица, указанные в карточке с образцами подписей и отпечатка печати.

В соответствии с п. 12 разд. ІІІ Порядка №23 распорядитель (получатель) бюджетных средств после получения от органа Казначейства уведомления об открытии счетов в течение пяти рабочих дней с даты получения такого уведомления представляет в орган Казначейства перечень счетов, которыми могут распоряжаться указанные в карточке с образцами подписей и отпечатка печати лица . Перечень счетов представляется в двух экземплярах по форме, утвержденной в приложении 8 к Порядку №23, и удостоверяется подписями лиц, которым предоставлено право первой и второй подписей, и оттиском печати распорядителя (получателя) бюджетных средств.

Перечень должностных лиц, которым может быть предоставлено право первой и второй подписи, определен в п. 2 разд. IV Порядка №23.

К сведению: право первой подписи принадлежит руководителю, его заместителям и другому уполномоченному лицу и не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, имеющим право второй подписи. В случае отсутствия в штатном расписании должности заместителя руководителя право первой подписи или временное право первой подписи может быть предоставлено другим должностным лицам.

Если в карточке с образцами подписей и отпечатка печати образца подписи руководителя не указано, клиент подает в орган Казначейства письмо-подтверждение предоставления права другим лицам распоряжаться счетами, заверенное подписью руководителя и отпечатком печати клиента, если документами, подтверждающими полномочия лиц, подписи которых включены карточки, такое право не предоставлено.

Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и его заместителю или специалисту, на которого возложено исполнение обязанностей бухгалтерской службы.

Право второй подписи не может быть предоставлено лицам, которым принадлежит право первой подписи.

Для открытия отдельных счетов в органах Казначейства клиенты, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, представляют карточки с образцами подписей и оттиска печати, согласно которым право первой подписи принадлежит руководителю бюджетного учреждения (другим должностным лицам, которым предоставлено право первой подписи), а право второй подписи – главному бухгалтеру (заместителю главного бухгалтера) централизованной бухгалтерии. В карту обязательно включается образец отпечатка печати органа или учреждения, при котором действует централизованная бухгалтерия.

Седьмой. Определен срок подачи в органы Казначейства изменений в документы распорядителей (получателей) бюджетных средств, которые включены в состав дела по юридическому оформлению счетов.

В соответствии с п. 13 разд. ІІІ Порядка №23 документы, включенные в состав дела по юридическому оформлению счетов и в которые внесены изменения (за исключением документов, определенных Порядком формирования Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 22 декабря 2011 года №1691 ( далее – Порядок №1691), карточки с образцами подписей и оттиска печати и перечня счетов), подаются в органов Казначейства не позднее десяти рабочих дней со дня внесения изменений в эти документы.

Для сведения: с целью включения в Единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в соответствии с п. 2.1 гл. 2 Порядка №1691 распорядители и получатели бюджетных средств представляют в органы Казначейства регистрационную карточку распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) и копию должным образом зарегистрированного (утвержденного) учредительного документа, заверенную в установленном законодательством порядке.

Распорядители (получатели) бюджетных средств, учредительные документы которых обнародованы на портале электронных сервисов юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, учредительные документы в бумажной форме не представляют.

Положения о юридических лицах публичного права, которые утверждаются распорядительными актами Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, в удостоверении не нуждаются.

Дело по юридическому оформлению бюджетных счетов распорядителей/получателей бюджетных средств содержит:

  • договор;
  • регистрационную карточку распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств), изменения к ней, а также документы, которые предоставляются вместе с такой карточкой (изменениями к ней), в соответствии с Порядком №1691;
  • сведения из Единого государственного реестра, полученные органами Казначейства в электронной форме в соответствии с Порядком предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 05 мая 2023 №1692/5;
  • заявление об открытии счетов;
  • карточку с образцами подписей и печати;
  • уведомление о взятии счета на учет территориальным органом ГНС;
  • перечень счетов, по которым могут распоряжаться указанные в карточке (временной карточке) с образцами подписей и отпечатка печати лица;
  • временную карточку с образцами подписей и оттиска печати (при ее оформлении и представлении).

Восьмое. Вводится требование о необходимости представления в органы Казначейства информации о квалифицированных электронных подписях и квалифицированной электронной печати (далее – Информация).

Согласно п. 6 разд. IV Порядка №23 распорядителями (получателями) бюджетных средств вместе с карточкой (временной картой) с образцами подписей и оттиска печати в органы Казначейства будет представляться Информация по форме, установленной в приложении 10.

Информация содержит данные о существующей квалифицированной электронной подписи лиц, которым предоставлено право первой и второй подписей, и данные о действующей квалифицированной электронной печати клиента. Подписывается лицом, которое согласно карте (временной карточке) с образцами подписей и отпечатка печати имеет право первой подписи, и удостоверяется отпечатком печати клиента.

При изменении квалифицированной электронной подписи и/или квалифицированной электронной печати, приведенной в Информации, подается новая Информация без представления карты (временной карты) с образцами подписей и отпечатка печати.

Акцентируем, что Информация предоставляется для предоставления доступа к СДО и автоматизированной системе предоставления электронной отчетности клиентами Казначейства.

https://decentralization.ua

1 из 2

Комментарии к материалу