НАПК обратило внимание Минобразования на коррупционные риски в деятельности учебных заведений
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) завершило плановую проверку организации работы по предотвращению и выявлению коррупции в деятельности учреждений Министерства образования и науки Украины (МОН).
"Основной вызов, который, по мнению Агентства, стоит перед руководством МОН - охватить антикоррупционной политикой и мерами предотвращения коррупции не только деятельность самого министерства, но и подчиненных ему предприятий, учреждений и организаций, в первую очередь учебных заведений", - отметил Председатель НАПК Виктор Павлущик.
Во время проверки специалисты НАПК идентифицировали коррупционные риски, связанные, в частности, с созданием руководителями высших учебных заведений фиктивных оснований для отсрочки от мобилизации.
Так, МОН является распорядителем Единой государственной электронной базы по вопросам образования (ЕДЕБО), в которую вносятся данные о соискателях образования, в частности, по их зачислению в учебные заведения. Такие сведения должны быть актуальными, а информация – вноситься в течение пяти рабочих дней с момента ее получения.
Проверка показала, что в течение февраля – мая 2024 года около 150 учебных заведений и научных учреждений государственной и частной форм собственности с нарушением установленного порядка и без согласования с МОН внесли в ЕГЭБО сведения о более чем 5,7 тыс. соискателей третьего образовательно-научного уровня высшего образования (аспирантура), якобы зачисленных на обучение в период 2021-2023 годов.
Такая аномальная активность с манипулированием ЕГЭБО может объясняться тем, что в мае 2024 г. Правительство уточнило правила призыва граждан на военную службу во время мобилизации на особый период. Постановлением КМУ предусмотрено, что отсрочка от призыва предоставляется при предоставлении справки соискателя образования по данным ЕГЭБО.
В настоящее время МОН принимает меры по преодолению последствий и предотвращению решения проблемы. Однако НАПК отмечает, что предотвращение коррупции действеннее устранения ее последствий.
Также среди сфер, в которых традиционно присутствуют коррупционные риски – управление объектами государственной собственности МОН.
Так, заведения системы образования для реализации своих задач обеспечиваются движимым и недвижимым имуществом – зданиями, земельными участками, оборудованием, транспортными средствами и служебным жильем.
Для сохранения указанных активов и предотвращения служебных злоупотреблений в ч. 4 ст. 80 Закона Украины "Об образовании" предусмотрены ограничения по их использованию и распоряжению.
Впрочем, вследствие недостаточного контроля, а также злоупотреблений отдельными руководителями заведений, распространены случаи его возможного незаконного отчуждения и использования не по назначению.
НАПК зафиксировало следующие основные коррупционные практики, связанные с управлением имуществом учебных заведений:
- возможна незаконная приватизация объектов недвижимости учебных заведений;
- передача недвижимого имущества в аренду с последующим их использованием в целях, не связанных с образовательным процессом;
- передача земельных участков учебных заведений в пользование субъектов хозяйствования под прикрытием "совместной деятельности";
- заключение и исполнение инвестиционных договоров, во исполнение которых осуществляется застройка территории учебных заведений.
Так, по результатам проверки, НАПК выявило факт приватизации с нарушениями здания во Львове, принадлежавшей одному из высших учебных заведений города, а также систематического нецелевого использования арендатором здания одного из вузов г. Киева для организации деятельности ночного клуба. Полученные материалы направлены в адрес МОН и Офиса Генерального прокурора для инициирования признания заключенных договоров недействительными или их расторжения.
Во время проверки НАПК также идентифицировало коррупционные риски в управлении объектами государственной собственности.
Так, например, распоряжением Кабинета Министров Украины, Национальный авиационный университет (НАУ) реорганизован с созданием на его основе, в частности, государственного некоммерческого предприятия "Государственный университет "Киевский авиационный институт". При такой организационно-правовой форме учебного заведения его имущество, находящееся в Киеве и представляющее коммерческий интерес, не защищено от возможности отчуждения.
Эти факты создают коррупционный риск удовлетворения частного интереса руководства предприятия, должностных лиц МОН и других лиц по получению неправомерной выгоды при содействии в отчуждении принадлежащих предприятию объектов недвижимости в интересах заинтересованных лиц.
Также НАПК обратило внимание и на инициативу МОН по прекращению действия ч. 4 ст. 80 ЗУ «Об образовании» в части снятия запрета на приватизацию государственных вузов и абз. 45, ч. 2 ст. 4 ЗУ «О приватизации государственного и коммунального имущества» в части снятия запрета приватизации помещений государственных учреждений высшего образования путем внесения соответствующих положений в ЗУ «О государственном бюджете Украины на 2025 год». Принятие указанных законодательных изменений приведет к необходимости управления новыми коррупционными рисками, возникающими при:
- принятии решения о целесообразности приватизации того или иного объекта недвижимости учебного заведения;
- оценке возможности продолжения использования объекта недвижимости реорганизуемого учебного заведения для обеспечения образовательного процесса других учебных заведений;
- реализации процедур приватизации.
Справочно. Закон Украины «О предотвращении коррупции» предусматривает функционирование в публичных организациях определенных антикоррупционных институций, механизмов и инструментов, призванных предотвращать коррупцию: деятельность уполномоченного подразделения по предотвращению коррупции, внедрение антикоррупционной программы и системы управления коррупционными рисками, института изобличения и т.д.
Надлежащее функционирование этих составляющих антикоррупционной системы и обеспечения их максимальной эффективности предмет плановых и внеплановых проверок организации работы по предотвращения и выявления коррупции, проводимых НАПК из п. 5-2 ч. 1 ст. 12 ЗУ «О предотвращении коррупции» и утвержденного приказом НАПК порядка.
https://nazk.gov.ua
Комментарии к материалу