МОН представит проект нового Закона «О профессиональном образовании»
МОН представляет проект нового закона «О профессиональном образовании», который заложит основу для будущих изменений в сфере. Законопроект уже опубликован на сайте МОН для общественного обсуждения, которое продлится до 2 мая 2024 года.
Принятие закона обусловлено потребностью экономики в квалифицированных кадрах, а также запросом на специалистов для будущего восстановления.
В законопроекте описаны изменения, касающиеся активного вовлечения бизнеса в образовательный процесс, расширение автономии заведений, улучшение образовательных программ, дерегуляция сферы, а также обновление терминологии.
«Мы хотим сделать много революционных шагов по трансформации профессионального образования, чтобы обеспечивать нашу экономику квалифицированными специалистами, которые будут поддерживать развитие и восстановление нашей страны. Для этого необходимо развивать, осовременивать и модернизировать профтехи, а также трансформировать систему образования. Один из шагов – изменение законодательства. К разработке законопроекта "О профессиональном образовании" мы привлекли бизнес и образовательных экспертов, чтобы учесть вызовы и потребности рынка, актуализировать образовательные программы, чтобы в результате построить современную и гибкую систему профессионального образования», - отметил вице-премьер-министр по инновациям, развитию образования , науки и технологий – министр цифровой трансформации Михаил Федоров
В новом законопроекте предлагают больше привлекать бизнес к образовательному процессу через создание в учреждениях коллегиального органа управления наблюдательного совета, участие в разработке новых квалификаций, назначенных руководителей и т.д.
Документ также предлагает расширить автономию заведений через возможность осуществления ими хозяйственной деятельности как государственное (коммунальное) некоммерческое предприятие.
Рассматривается введение единого уровня профессионального образования (образовательной квалификации) и единого типа учреждения – профессионального колледжа.
«Сегодня профессиональное образование до сих пор регулируется законом 1998 года, лишь частично учитывающим последние изменения в законодательстве об образовании. В то же время, потребность в внедрении новых подходов и моделей для обучения по профессиям чрезвычайно возросла. Именно поэтому мы разработали новый законопроект, учитывающий и предыдущий опыт, и новые требования рынка труда и экономики. Новый закон, в частности, открывает перед бизнесом уникальные возможности для активного участия в процессе будущих специалистов», — отметил министр образования и науки Оксен Лесной.
Документ также акцентирует внимание на улучшении образовательных программ и учебных планов. В частности, получение профессионального образования по образовательным программам старшей профильной школы профессионального направления.
Важным изменением является также дерегулирование и дебюрократизация системы профессионального образования. Такие изменения планируется внедрить через гарантирование возможности получения профессионального образования без привязки к месту регистрации, четкое разделение полномочий органов управления в сфере и составление образовательных программ на основе профессиональных стандартов и отмена аттестации заведений.
Новый законопроект является необходимым инструментом для усиления реформы профессионального образования в Украине. Он поможет определить законодательную рамку для новых изменений в системе, объединив предыдущий опыт в сфере с современными требованиями рынка труда и экономики в Украине. Особый акцент, конечно, будет на максимальной интеграции работодателей к взаимодействию с профтехами, а также на упрощении регуляции сферы, что сделает заведения более автономными и усилит их ответственность за образовательный процесс», — прокомментировал заместитель министра образования и науки Украины по цифровому развитию, цифровым трансформациям и цифровизации Дмитрий Завгородний
В законопроекте также предлагают обновить терминологию, в частности изменить название сферы с профессионально-технической на профессиональную, квалифицированного рабочего на специалиста, а также отойти от понятия ученик, заменив на студент.
Законопроект "О профессиональном образовании" разработан при экспертной поддержке Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций, Федерации работодателей Украины, программы ЕС "EU4Skills: Лучшие навыки для современной Украины" и швейцарско-украинского проекта "Децентрализация для развития демократического образования".
Напомним, что стартует Швейцарско-украинский проект DECIDE запускает новое направление «DECIDE: ПРОФТЕХ» по поддержке реформы профессионального образования в Украине.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу