Методические рекомендации по организации инклюзивного обучения
Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы разработаны методические рекомендации по организации инклюзивного обучения субъектами предоставления образовательных услуг в сфере профессионального обучения государственных служащих, председателей местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей, должностных лиц местного самоуправления и депутатов местных советов (приказ НАДС от 01.10.2024 г. №138-24).
Цель этого документа – создание благоприятной и безопасной инклюзивной образовательной среды на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного вовлечения и включения в образовательный процесс всех его участников для обеспечения качественного профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
Методические рекомендации пригодятся как вспомогательный инструмент определения потребностей участников профессионального обучения с особыми образовательными потребностями, выявление проблем при организации инклюзивного обучения и принятие решений для их решения/устранения.
Вот несколько общих рекомендаций:
- субъектам предоставления образовательных услуг для организации образовательного процесса участников профессионального обучения с особыми образовательными потребностями рекомендуется осуществлять организационные мероприятия по созданию безопасной инклюзивной среды и применению принципов универсального дизайна в организации образовательного процесса;
- субъектам предоставления образовательных услуг при создании безопасной инклюзивной образовательной среды рекомендуется планировать и организовывать физическое, образовательное, цифровое и информационное пространство, а также социальную среду, обеспечивающую условия для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
- при организации инклюзивного образовательного процесса субъектам предоставления образовательных услуг рекомендуется применять принципы универсального дизайна и разумное приспособление, что обеспечит участникам профессионального обучения с особыми образовательными потребностями: равенство и архитектурную, транспортную, информационную, коммуникационную доступность; гибкость образовательной среды; простоту и удобство использования образовательной среды независимо от их опыта, уровня образования, языкового уровня; легкое восприятие и доступность информации, невзирая на сенсорные возможности участника профессионального обучения; терпимость к ошибкам; низкий уровень физических усилий; достаточный размер для доступа и использования;
- субъектам предоставления образовательных услуг рекомендуется обустроить помещение для предоставления консультаций психологом.
Ознакомиться с документом можно на сайте НАДС https://nads.gov.ua.
Комментарии к материалу