Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Комитет по вопросам бюджета информирует о текущем состоянии исполнения государственного бюджета

06.06.2022 28 0 0

Руководствуясь статьей 14 Закона Украины «О комитетах Верховной Рады Украины», в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам бюджета в рамках осуществления контрольной функции проанализирована оперативная информация Министерства финансов Украины /далее – Минфин/ и Государственной казначейской службы Украины /далее – Казначейство/ по выполнению государственного бюджета по состоянию на 1 июня 2022 года, отдельные решения Кабинета Министров Украины по данному вопросу и отмечены, в первую очередь, следующее.

В настоящее время принято 7 законов, которыми внесены изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год», а именно: от 23.02.2022 № 2099-IX, от 03.03.2022 № 2118-IX, от 15.03.2022 № 2 и № 2135-IX, от 21.04.2022 № 2218-IX, от 31.05.2022 № 2280-IX и № 2290-IX. В результате таких изменений общие параметры государственного бюджета изменены следующим образом: доходы увеличены на 26,5 млрд грн, или на 2%, расходы увеличены на 581,7 млрд грн, или на 38,8%, предельный объем дефицита увеличен на 555,3 млрд грн или в 3,9 раза. При этом увеличение расходов государственного бюджета осуществлено, в первую очередь, на: реализацию мер по повышению обороноспособности и безопасности государства – 338 млрд грн; пополнение резервного фонда – 201,5 млрд грн (из них 200 млрд грн с направлением исключительно на осуществление мер по обеспечению безопасности и обороны, финансовой поддержке внутриперемещенных лиц); социальная защита и социальное обеспечение – 38,4 млрд. грн.

За январь-май 2022 года доходы общего фонда государственного бюджета поступили в сумме 467,2 млрд грн, что составило 99,8% уточненного плана на этот период, то есть менее 0,8 млрд грн. При этом произошло сверхплановое поступление отдельных доходов, из которых больше всего относительно: грантов, пособий и других трансфертов от ЕС, правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений (+38,3 млрд грн, или в 13 раз, что в основном не планировались и поступили в апреле-мае); части прибыли государственных предприятий и дивидендов на государственную долю собственности (+36,6 млрд грн, или в 14,9 раза, за счет преимущественно авансовой уплаты таких платежей в марте); налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) с учетом бюджетного возмещения (+16,2 млрд. грн., или на 23,7%); рентной платы за пользование недрами (+9,3 млрд грн или на 30,6%); средств, перечисляемых Национальным банком (+5,2 млрд грн, или на 38,3%, досрочно поступивших в феврале); акцизного налога с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) (+3,9 млрд. грн., или на 63,7%). В то же время, не обеспечено выполнение плановых показателей некоторых доходов, в частности: налога на добавленную стоимость с ввезенных на территорию Украины товаров (-70,8 млрд грн, или на 45,1%); налога на прибыль предприятий (-13,4 млрд грн, или на 17,8%), акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) (-11,7 млрд грн, или на 45,9%); ввозной пошлины (-5 млрд грн, или на 49,7%); налога на доходы физических лиц и военного сбора (-3,4 млрд. грн., или на 6%).

Государственные заимствования в общий фонд государственного бюджета за 5 месяцев т.г. составили 376,6 млрд. грн., или 170,5% плана на этот период. В частности, от размещения ОВГЗ на финансирование государственного бюджета привлечено 225,5 млрд грн, из них за счет выпуска военных облигаций – 200,2 млрд грн (включая 120 млрд грн путем приобретения в собственность НБУ). Внешние заимствования составили 151,1 млрд грн, из которых значительные средства были получены от: Международного валютного фонда – 41,3 млрд грн /1,4 млрд дол. США/; Европейского Союза – 37,1 млрд грн /1,2 млрд евро/; Международного банка реконструкции и развития – 22,6 млрд грн/285,8 млн дол. США и 0,4 млрд евро/; Европейского инвестиционного банка – 21,1 млрд грн /639 млн евро/; Правительства Канады – 11,5 млрд грн/392,8 млн дол. США/; Французского агентства развития – 9,7 млрд грн /300 млн евро/; Немецкого кредитного учреждения для восстановления – 4,8 млрд грн /150 млн евро/; Японского агентства развития – 3 млрд грн/13 млрд яп. иен/.

С начала года принято 4 решения Правительства (постановления КМУ от 16.02.2022 № 133, от 27.03.2022 № 374, от 29.04.2022 № 497 и от 24.05.2022 № 625), которыми предусмотрено предоставление в 2 выполнение долговых обязательств по портфелю кредитов 28 банков-кредиторов, предоставленных субъектам хозяйствования микро-, малого и среднего предпринимательства – резидентам Украины, в пределах почти 23 млрд грн. За 4 месяца т.г. соответствующие государственные гарантии предоставлены в объеме 19,1 млрд грн, из них в апреле – 17,9 млрд грн.

Средства бюджетов и других клиентов Казначейства на 1 июня 2022 г. составили 24,7 млрд грн, в т.ч.: на едином казначейском счете – 10,4 млрд грн, на счетах Казначейства в учреждениях банков – 1,5 млрд грн, на на других счетах – 12,8 млрд грн.

За январь-май 2022 г. дефицит общего фонда государственного бюджета составил 270,8 млрд грн (51,5% уточненного плана на этот период), платежи по погашению государственного долга

– 169,3 млрд грн (99,5% уточненного плана на этот период), платежи по обслуживанию госдолга – 75 млрд грн (97,5% уточненного плана на этот период).

По оперативной информации Казначейства за 5 месяцев т.г. кассовые расходы общего фонда государственного бюджета произведены в сумме 740 млрд грн, или 74,4% уточненного плана на этот период.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 22 раздела VI Бюджетного кодекса Украины в условиях военного положения или для осуществления по закону мер по общей мобилизации Кабинет Министров Украины может принимать решения по согласованию с Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины относительно сокращения расходов и кредитования государственного бюджета и их направление в резервный фонд государственного бюджета с целью использования на нужды ВСУ, других военных формирований, правоохранительных и других государственных органов, привлеченных к выполнению задач по отражению вооруженной агрессии, обеспечению неприкосновенности государственной границы и защиты государства или для осуществления по закону мер общей мобилизации. Руководствуясь указанной законодательной нормой, Правительством в течение марта и апреля т.г. приняты соответствующие решения /постановления КМУ от 03.03.2022 № 193, от 04.03.2022 № 199, от 08.03.2022 № 231, от 10.03.2022 № 245, от 01.04.2024 2 2 2 . расходов государственного бюджета на 2022 год по многим бюджетным программам в целом на 164,7 млрд грн с направлением этих средств в резервный фонд государственного бюджета. Вместе с тем, по состоянию на 01.06.2022 Правительством принято решение о выделении из указанного фонда в общей сложности 314,3 млрд грн, из них:

  • потребности сектора безопасности и обороны – 256,5 млрд грн, из них для: Минобороны (включая ГУР) – 182,2 млрд грн, МВД – 72,7 млрд грн, СБУ – 1,45 млрд грн;
  • предоставление финансовой поддержки (помощи, компенсаций и т.п.) гражданскому населению, прежде всего внутренне перемещенным лицам, – 34,8 млрд грн, из них для: Минэкономики на оказание помощи в рамках Программы «Поддержка» – 23,3 млрд грн, Минсоцполитики на оказание помощи внутри перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание – 10 млрд. грн;
  • функционирование экономики (прежде всего инфраструктуры) и ликвидацию последствий боевых действий – 22,8 млрд грн, из них для: Мининфраструктуры – 18,2 млрд грн, Минфина – 2,3 млрд грн, отдельных облгосадминистраций – 1,45 млрд грн, Укравтодора – 0 49 млрд грн.

Война Российской Федерации против Украины негативно влияет на выполнение государственного бюджета, вместе с тем, Правительством принимаются меры по поиску дополнительных источников наполнения государственного бюджета и проведению первоочередных расходов, направленных на финансовое обеспечение потребностей сектора безопасности и обороны, социальной защиты и поддержки населения, постепенного восстановления экономики. .

Комитет по вопросам бюджета в пределах компетенции оперативно приобщается к реализации соответствующих мер, в части подготовки к рассмотрению и принятию Верховной Радой Украины законопроектов об изменениях в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» и Бюджетного кодекса Украины, направленных на привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет, улучшение управления бюджетными средствами и бесперебойное функционирование бюджетной системы.

https://www.rada.gov.ua

Комментарии к материалу