Как общинам учитывать гуманитарную и благотворительную помощь
Представителям органов местного самоуправления приходится решать многие вопросы, связанные с получением и передачей помощи от международных фондов и доноров. Вместе с тем, возникает потребность в разъяснении относительно учета, приема и отчетности благотворительной помощи.
- Во время консультаций и обращений от общин мы получаем много вопросов, связанных с гуманитарной помощью, созданием целевых и благотворительных фондов в общинах, передаче полученных вещей и оборудования жителям и переселенцам, военным и т.д. Чтобы предоставить максимально полные ответы, эксперты U-LEAD подготовили информационную сессию по этой теме, чтобы ОМС правильно документировали, оформляли и передавали полученное, - рассказал Олег Яременко, руководитель Регионального офиса «U-LEAD с Европой» в Кировоградской области.
Участие в информационной сессии приняли более 150 представителей общин из Кировоградской области.
В ходе мероприятия эксперты U-LEAD объяснили алгоритм действий ОМС при получении благотворительной помощи и ее отражения в бюджетном, бухгалтерском и налоговом учете, а также каким образом происходит оприходование на баланс безвозмездно полученных активов, их учет, использование и в случае необходимости дальнейшей передачи. О нюансах документооборота рассказала Виктория Корецкая, советница по муниципальным финансам и управлению Регионального офиса «U-LEAD с Европой» в Херсонской области.
Ее коллега из Хмельницкой области, советница по вопросам муниципальных финансов и управления Наталья Любченко напомнила основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы благотворительной помощи. Среди них: ЗУ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ЗУ «О гуманитарной помощи», Вопросы предоставления гуманитарной и другой помощи гражданскому населению в условиях военного положения в Украине (постановление КМУ от 07.03.2022 №220). Также она объяснила основные цели благотворительной деятельности и при каких условиях получение представителями ОМС не является коррупцией.
- Помощь не будет подпадать под действие ст.54 ЗУ «О предотвращении коррупции». если будут соблюдены следующие условия: приобретателем благотворительной помощи может быть некоммерческая организация или ТГ, получающая помощь от одного или нескольких благотворителей для достижения целей, определенных Законом №5073 и характеризующаяся бескорыстием, добровольностью и целевой направленностью, - отметила советница.
Одной из разновидностей благотворительной помощи является гуманитарная. Ирина Алеева, советница по вопросам муниципальных финансов и управления Регионального офиса «U-LEAD с Европой» в Сумской области, пояснила, что гуманитарная помощь – это целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или помощь посредством выполнения работ, предоставления услуг, предоставляемых иностранными и отечественными донорами по гуманным мотивам получателям гуманитарной помощи.
Получатель гуманитарной помощи должен быть зарегистрирован в специальном Едином реестре.
- Кроме общественных, благотворительных и других организаций в реестре должны зарегистрироваться и предприятия, учреждения и организации, которые содержатся за счет бюджетов, уполномоченные ими госучреждения и органы местного самоуправления. При этом в период военного положения не нуждаются в регистрации в Едином реестре областные, и Киевская городская военная администрация, как получатели ГД, которая отправляется по железной дороге. Также КМУ может определять других получателей резинопомощи, которым не нужно регистрироваться в этом реестре, – рассказала Ирина Алеева.
Она отметила, что обязательно должен быть контроль над целевым использованием полученной помощи. В случае выявления нарушений или фактов продаж гуманитарной помощи предусмотрена уголовная ответственность.
Также участники получили ответ на вопрос, может ли ОМС учредить благотворительный фонд для восстановления пораженной войной общины, а также как действовать в случае, когда помощь предоставляется конкретному органу местного самоуправления.
- Общество может создать целевой фонд для выполнения мероприятий послевоенного восстановления и развития общины. Для этого необходимо утвердить решение местного совета целевой фонд общины и соответствующее положение. В положении определяются источники и порядок формирования целевого фонда, управления и контроля за использованием средств, - пояснила Елена Савченко, советница по вопросам муниципальных финансов и управления Регионального офиса «U-LEAD с Европой» в Кировоградской области.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу