Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Государственный бюджет-2026 подписано: новые правила и финансовые ориентиры для местного самоуправления

11.12.2025

Президент Украины подписал Закон "О Государственном бюджете Украины на 2026 год". Какие конкретно изменения теперь ожидают местные бюджеты в условиях военного положения? На какие новые механизмы поддержки общин могут рассчитывать местное самоуправление и как это повлияет на финансовую автономию и способность территорий в следующем году? Эксперт по местным бюджетам шведско-украинской программы Polaris «Поддержка многоуровневого управления в Украине» Игорь Онищук подробно анализирует ключевые новации и финансовые ориентиры, заложенные в главном финансовом документе страны.

3 декабря 2025 года Верховная Рада Украины приняла Закон о Государственном бюджете Украины на 2026 год (регистр. №14000), подготовленный Кабинетом Министров Украины ко второму чтению и доработанный с учетом предложений Комитета по бюджету. Документ определяет ключевые финансовые параметры государства и формирует новую архитектуру межбюджетных отношений в 2026 году.

Основные макропоказатели:

  • Доходы – 2 904,6 млрд грн
  • Расходы – 4 767,3 млрд грн
  • Дефицит – 1902,2 млрд грн (18,5% ВВП)
  • Государственный долг – 10 477,8 млрд грн (101,6% ВВП)
  • Минимальная зарплата с 01.01.2026 – 8 647 грн
  • Прожиточный минимум – 3 209 грн

Оборона: все собственные ресурсы – на укрепление армии

2026 год становится годом максимальной концентрации государственных ресурсов на обороноспособности страны. Все внутренние доходы и заимствования, которые Украина способна привлечь самостоятельно, устремляются исключительно на сектор безопасности и обороны. Это почти 60% всех расходов бюджета.

Общий объем финансирования обороны составляет 2 трлн 807,1 млрд грн, или 27,2% прогнозного ВВП. Это средства, которые определяют способность государства удерживать линию обороны, поддерживать боеспособность армии и наращивать военно-промышленный потенциал.

В пределах общего фонда предусмотрено:

  • свыше 1 трлн 272,9 млрд грн на денежное довольствие военных;
  • 709,8 млрд грн – на закупку вооружения, дронов, боеприпасов и специальной техники;
  • 373,7 млрд грн – на другие направления оборонного назначения;

139 млрд грн – в резерве для оперативного реагирования на угрозы.
Еще 30 млрд. грн. выделено в форме государственных гарантий для предприятий, выполняющих критически важные оборонные контракты. А специальный фонд обеспечивает дополнительные 281,7 млрд. грн. на инвестиции в производство вооружения и модернизацию оборонной промышленности.

Особенно важно: 44,4 млрд. грн. направлено на расширение производственных мощностей украинского ОПК – от боеприпасов до систем ПВО. Это решение усугубляет не только обороноспособность, но и экономическую устойчивость страны.

Образование: рекордный рост финансирования

Несмотря на беспрецедентную приверженность ресурсу обороны, государство продолжает инвестировать в стратегический сектор – образование. В 2026 году ее бюджет составит 278,7 млрд грн, что на 79,8 млрд грн больше, чем в прошлом. Это самый большой рост образовательного финансирования за все время независимости.

Самый весомый блок – оплата труда педагогов и преподавателей. На эти цели предусмотрено 195,3 млрд. грн., что на 55,4 млрд. грн. больше, чем в 2025 году. Уже с 1 января зарплаты учителей и преподавателей вузов и колледжей возрастут на 30%, а с 1 сентября начнется следующий этап реформы оплаты труда. 

Важными остаются и другие направления финансирования:

  • 14,4 млрд грн – бесплатное школьное питание (реформа охватит 3,5 млн учащихся).
  • 6,6 млрд грн (+1,2 млрд грн) – повышение стипендий в 2 раза с сентября.
  • 2,1 млрд грн (+0,7 млрд грн) – 14,1 млн учебников для 4-х и 9-х классов.
  • 17 млрд грн – инвестиционные проекты:
  • обустройство пищеблоков;
  • укрытие (1 млрд грн отдельной строкой для садов);
  • покупка автобусов.

Образовательные расходы в 2026 году не просто увеличены – они структурированы так, чтобы поддержать общины в выполнении базовых функций и повысить качество образовательных услуг в условиях военного времени.

Изображение, содержащее текст, снимок экрана, Шрифт, число Содержимое на основе ИИ может быть неправильным.

В свою очередь принятие Государственного бюджета Украины на 2026 год определяет новую конфигурацию межбюджетных отношений, формулы распределения выравнивания и подходы к финансовому обеспечению общин в условиях военного положения и послевоенного восстановления. Рассмотрим ключевые положения, непосредственно влияющие на органы местного самоуправления (ОМС) и местные бюджеты.

Следует отметить, что в процессе принятия бюджета-2026 рекомендации Бюджетного комитета были учтены, включая ключевые аспекты:

  • использование данных численности Госстата за 2021 год для выравнивания;
  • корректного учета ВПЛ при расчетах;
  • уточнение ожидаемых поступлений НДФЛ;
  • пересчета налоговоспособности общин;
  • формирование новой редакции приложения №5;
  • технических уточнений названий и кодов общин.

Прежде всего, следует отметить, что по решению Комитета ВРУ по вопросам бюджета Закон дополнен новой статьей 52, которой предусмотрено, что 64% ​​НДФЛ остается в бюджетах общин, а 21% зачисляется в государственный бюджет. При этом эта норма будет действовать только в 2026 году как временное исключение, поскольку постоянные нормативы зачисления НДФЛ определены Бюджетным кодексом Украины.

Дополнительно государство Законом об ГБУ-2026 устанавливает требование использовать дополнительные 4% НДФЛ, которые остаются общинам, на оплату энергоносителей и коммунальных услуг в 2026 году, чтобы обеспечить стабильное прохождение отопительного сезона. Эти средства можно направлять на тепло, электроэнергию, воду, газ и другие энергоносители, а при наличии долгов по разнице в тарифах – в первую очередь на их погашение.

Также общины, на территории которых работают теплоснабжающие или водоснабжающие предприятия, принадлежащие другим общинам, должны предусмотреть субвенции соответствующим бюджетам. Такие трансферты используются для покрытия долгов по тарифам или расчетов за электроэнергию, необходимую для водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем норма об обязательном направлении дополнительных 4% НДФЛ на оплату энергоносителей достаточно дискуссионна. НДФЛ относится к общему фонду, который по Бюджетному кодексу не носит целевой характер, поэтому установление конкретного направления его использования противоречит требованиям бюджетного законодательства.

Также непонятно, как это требование должны выполнять общины, не имеющие долгов по разнице в тарифах или собственных теплоснабжающих предприятиях. Для таких общин норма может оказаться формальной и несогласованной.

Временное изменение распределения платы за админуслуги МВД

В 2026 году государство вводит временное исключение из Бюджетного кодекса о распределении платы за ряд административных услуг, оказываемых сервисными центрами МВД – в частности, в сфере дорожного движения и перевозки опасных грузов. Если раньше эти поступления относились в бюджеты местного самоуправления в объеме 70%, то в следующем году общины будут получать только 50% этих средств. Другая половина будет направляться в специальный фонд государственного бюджета для финансирования расходов МВД, связанных с обеспечением и модернизацией админуслуг.

Для органов местного самоуправления такое решение означает уменьшение части стабильных доходов, традиционно использовавшихся для покрытия текущих расходов общин. В то же время государство объясняет изменение необходимостью усиления инфраструктуры сервисных центров и возмещения расходов, выросших в результате военного времени. И хотя средства МВД косвенно влияют на качество обслуживания граждан в общинах, для местных бюджетов это скорее вынужденное, но ощутимое ограничение собственной доходной базы, которое будет действовать только в 2026 году.

Внесенные изменения снизят ресурс бюджетов местного самоуправления на 309,9 млн грн. Норма носит временный характер, но потребует от общин адаптации финансового планирования в 2026 году.

Относительно военного НДФЛ

В заключительные положения заложено важное поручение Правительству: по результатам выполнения бюджета за первый квартал 2026 года Кабинет Министров должен рассмотреть возможность увеличения доли военного НДФЛ, которая автоматически направляется непосредственно на нужды воинских частей.

Речь идет о повышении пропорции отчислений из специального фонда – с нынешних 10% до 20% – средств, поступающих от военного НДФЛ (определенного в п. 60 раздела VI Бюджетного кодекса, статья 28 Закона). Если решение будет принято, двойной объем этих средств будет автоматически направляться непосредственно воинским частям на материально-техническое обеспечение.

Другими словами, Правительство в I квартале должно оценить финансовые возможности и решить, можно ли в 2026 году увеличить ресурс военного НДФЛ, направляющегося в воинские части.

Норма, заложенная в статье 28, определяет базовый порядок распределения военного НДФЛ в 2026 году: 60% – Минобороны, 30% – Госспецсвязи, 10% – автоматически в воинские части. Именно на эту действующую, «стартовую» пропорцию и опирается положение заключительных норм, поручающее Правительству по итогам I квартала 2026 года рассмотреть возможность увеличения доли автоматических отчислений военным частям с 10% до 20%.

Кабмин должен по результатам І квартала 2026 года оценить выполнение бюджета и определить, есть ли возможность увеличить прямое финансирование воинских частей с 10% до 20%. То есть, закон уже устанавливает базовую пропорцию, но одновременно предусматривает потенциальное усиление поддержки войск в случае наличия достаточного финансового ресурса.

Таким образом, норма 60/30/10 действует в 2026 году, но правительство получает возможность удвоить долю, которая идет непосредственно в воинские части, если позволит бюджетная ситуация.

Государственная поддержка общин в 2026 году:

В 2026 году система государственной поддержки местных бюджетов испытывает некоторое обновление. Впервые предусмотрены трансферты целенаправленной помощи пострадавшим от войны территориям или находящимся в зоне повышенных рисков.

Центральным элементом выравнивания остается базовая дотация, объем которой в 2026 году составит 29,2 млрд. грн. Она покрывает разницу в налоговоспособности общин и обеспечивает минимально необходимый уровень финансовой способности.

те для исполнения полномочий. Вместе с тем, реверсная дотация предусмотрена в объеме 17,8 млрд грн: общины с более высокими доходами традиционно направляют часть средств на поддержку менее обеспеченных территорий, что является ключевым принципом справедливого выравнивания.

В то же время, 2026 год принес и новые акценты. Впервые в бюджете введена отдельная дотация для общин, где продолжаются боевые действия. Это 5,15 млрд грн, распределенных между 249 общинами в 10 областях, где обстрелы и повреждения инфраструктуры стали повседневной реальностью (Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Запорожская, Николаевская, Одесская, Сумская, Харьковская, Херсонская, Черниговская). Перечень таких территорий сформирован в соответствии с разделом I официального перечня Приказа Минразвития №376, который охватывает общины и области, где боевые действия продолжаются или могут возобновиться в любой момент.

Эта дотация призвана обеспечить общинам минимальный уровень функционирования в условиях, когда собственные доходы снижены, предпринимательская активность ограничена, а потребности в финансировании жизненно важных услуг наоборот растут. Объем дотации для каждой территории определен по следующему принципу: для общин – это 5% НДФЛ, которые были учтены в выравнивании при формировании бюджета на 2026 год; для областных бюджетов – объем определяются по нормативу зачисления НДФЛ, фактически поступающей на соответствующей территории.

В общем, эти две дотации формируют крупнейший блок финансовой поддержки общин, оказавшихся на линии столкновения или пострадавших от оккупации.

Наряду с этим значительный ресурс – 30,9 млрд. грн. – государство направляет на поддержку деоккупированных и пострадавших территорий. Часть этого объема (13,7 млрд грн) уже распределена между общинами для обеспечения работы систем образования, здравоохранения, социальной защиты и базовых коммунальных услуг. Эта дотация становится одним из важнейших инструментов восстановления жизнедеятельности на освобожденных территориях. Распределение осуществлено по следующим направлениям:

1. Поддержка временно оккупированных территорий – 5 726,5 млн. грн.

Эти средства направляются общинам, которые находятся во временной оккупации, чтобы обеспечить минимально необходимый уровень расходов, рассчитанный на основе выполнения их бюджетов за 2024 год. Цель – гарантировать, что даже в период оккупации община не потеряет кадровый и институциональный потенциал.

2. Компенсация общинам со слабой налоговой способностью – 3 535 млн грн

Этот блок адресован общинам, у которых индекс налоговой способности на 2026 год ниже 0,9. Их финансовый ресурс, сформированный НДФЛ, налогом на прибыль и базовой дотацией, в 2026 году должен быть меньше, чем в 2025-м. Дотация компенсирует это падение, чтобы общества не оказались в состоянии бюджетного дефицита на старте года.

3. Компенсация потерь от «военного НДФЛ» – 373 млн грн

Это поддержка для общин, в которых в 2021 году более 50% НДФЛ составляли поступления от денежного довольствия военнослужащих, полицейских и других силовых структур. Поскольку после изменений в законодательстве военный НДФЛ перестал относиться к местным бюджетам, такие общины понесли существенные потери. Эта дотация частично компенсирует разрыв доходов.

4. Выравнивание через разные методики учета населения – 4 050,4 млн грн

Отдельная часть дотации направлена ​​на устранение несовместимостей в данных о численности населения, возникших при расчете выравнивания.

Отдельные общины получают целевую поддержку. В частности, для Славутича предусмотрено 100 млн грн на содержание социальной инфраструктуры, что является ответом на особые вызовы города и его бюджетных обязательств.

Государство также увеличивает объем субвенций местным бюджетам, направленным на инвестиционные и социальные программы. Общие изменения предполагают дополнительные ресурсы:

  • 1 млрд грн – на создание укрытий в учебных заведениях;
  • 527,9 млн грн – на медицинские инфраструктурные проекты;
  • 500 млн грн – на обеспечение жильем внутренне перемещенных лиц.

Эти субвенции формируют инвестиционный компонент местных бюджетов и позволяют обществу реализовывать проекты, которые невозможно профинансировать только за счет собственных доходов.

В целом, в 2026 году государственная поддержка объединяет классические инструменты бюджетной системы с новыми механизмами, возникшими как ответ на военные реалии. Это адресная, сбалансированная и стратегически ориентированная модель, позволяющая общинам содержать критические услуги, строить инфраструктуру, поддерживать людей и обеспечивать восстановление в самых сложных условиях.

1. Базовые дотации в поддержку институциональной возможности местного самоуправления

Дополнительные дотации – это фундаментальные ресурсы, компенсирующие объем переданных полномочий или помогающие общинам удерживать инфраструктуру в особых условиях.

  • 2,95 млрд грн – на содержание учреждений образования и здравоохранения, переданных на местный уровень. Это ресурс, позволяющий общинам поддерживать самые чувствительные социальные услуги в военных условиях.
  • 100 млн грн – поддержка содержания социальной инфраструктуры г. Славутича.
  • 732,5 млн грн – компенсация потерь доходов общин от государственных налоговых льгот на землю для предприятий космической отрасли.
  • 5,15 млрд грн – дотация в поддержку территорий, где ведутся боевые действия. Этот ресурс позволяет прифронтовым общинам выполнять базовые бюджетные обязательства и поддерживать жизненно важные услуги, несмотря на резкое снижение собственных доходов.

2. Поддержка ветеранов, ВПЛ и социально уязвимых категорий населения

Сектор социальной политики получает несколько ключевых субвенций, направленных на жилье, реабилитацию и интеграцию ветеранов и пострадавших.

  • 5,67 млрд грн – жилищная компенсация семьям погибших военных и ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  • 2,93 млрд грн – финансирование специалистов по сопровождению ветеранов, а также соответствующих программ поддержки.
  • 1,08 млрд грн – развитие ветеранских пространств.
  • 13,77 млн ​​грн – социальные программы по поддержке детских домов семейного типа, малых групповых домов и обеспечению жильем детей-сирот.
  • 1,5 млрд грн – фонды жилья для временного или поддержанного проживания ВПЛ.
  • 833 млн грн – жилье для детских домов семейного типа.
  • 135 млн грн – социально-экономическая компенсация риска для населения, проживающего вблизи объектов ядерной энергетики.

Таким образом государство системно поддерживает категории, наиболее нуждающиеся в защите в связи с войной.

Этот блок субвенций формирует одну из наиболее социально ориентированных частей государственного бюджета – поддержку пострадавших от войны и нуждающихся в государственной опеке.

3. Образование: модернизация, безопасность и качество

Образовательный сектор получает значительную часть субвенций – в общей сложности более 278 млрд грн. Эти ресурсы направлены на доступность образования, создание безопасных условий, укрытий, модернизацию инфраструктуры и инклюзивность.

Основные направления:

  • 103,2 млрд грн – Образовательная субвенция.
  • 55,4 млрд грн – повышение престижности труда педагогов.
  • 14,39 млрд грн – обеспечение бесплатного питания учащихся 1–11 классов.
  • 6 млрд грн – обустройство укрытий и безопасных условий в школах и садах.
  • 1 млрд грн – модернизация мастерских и лабораторий в заведениях профессионального образования.
  • 1 млрд грн – модернизация пищеблоков в школах.
  • 2 млрд грн – закупка школьных автобусов.
  • 0,5 млрд грн – противопожарная безопасность в школах.
  • 3 млрд грн – реализация программы «Новая украинская школа».
  • 0,45 млрд грн – поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

В сумме эти субвенции формируют образовательный ресурс. Образование будет не только базовой услугой, но и пространством безопасности и инклюзивности, готовым работать в военных условиях.

4. Субвенции в области здравоохранения

Медицинская система получает комплексную поддержку:

  • 191,6 млрд грн – Программа государственных гарантий медицинского обслуживания населения
  • 1,1 млрд грн – субвенция на отдельные учреждения здравоохранения.
  • 4,06 млрд грн – инвестиционные проекты в сфере здравоохранения (строительство, реконструкция, оборудование).

Это важный ресурс для модернизации инфраструктуры и усиления устойчивости медицинских учреждений, особенно прифронтовых и деоккупированных регионах.

5. Инфраструктура, восстановление и развитие территорий

Это самый большой по масштабу блок субвенций, направленный как на оперативное восстановление общин, так и на реализацию стратегических инвестиций. В совокупности эти трансферты формируют более 50 млрд грн, обеспечивая основу экономического и социального восстановления на местах.

Основные направления:

  • 30,9 млрд грн – дополнительная дотация в поддержку общин деоккупированных, временно оккупированных и других пострадавших территорий

Это один из самых больших инструментов помощи местным бюджетам в 2026 году. Дотация включает:

  • деоккупированные общины,
  • временно оккупированные территории,
  • общины, испытавшие значительное негативное влияние вследствие полномасштабной агрессии.
  • 635,0 млн грн – достройка метрополитена в Днепре.
  • 356,5 млy грн – реализация проекта НОРЕ (ремонт жилья для пострадавших).
  • 2,7 млрд грн – чрезвычайная кредитная программа для восстановления Украины.
  • 0,99 млрд грн – Программа по восстановлению Украины.
  • 0,74 млрд грн – Программа восстановления Украины III.
  • 259,0 млн грн – строительство метро в Харькове.
  • 20,0 млн грн – компенсация риска для населения вокруг объектов ядерной энергетики.
  • 172,5 млн грн – поддержка районных советов в исполнении их полномочий.

Эти субвенции обеспечивают долгосрочное восстановление территорий, улучшают мобильность, модернизируют инфраструктуру и стабилизируют коммунальную сферу.

В 2026 году общины получат один из самых мощных финансовых пакетов за все время войны. Весомое решение парламента – оставление 64% НДФЛ на местах. Это важный шаг для усиления финансовой автономии общин, но он носит временный характер.

Отдельно стоит отметить существенное увеличение государственной поддержки образования — в 2026 году она достигнет 278,7 млрд грн, из которых только на фонд оплаты труда педагогов направляется более 195 млрд грн. Это фактически новый уровень государственных инвестиций в человеческий капитал: речь идет о повышении зарплат, модернизации инфраструктуры, укрытии, питании и инклюзии.

Чрезвычайно важным остается блок поддержки прифронтовых, деоккупированных и пострадавших общин. Только дополнительная дотация на обеспечение их полномочий составляет более 30,9 млрд грн, не с учетом отдельных субвенций на восстановление, жилье, инфраструктуру и коммунальные услуги. Это ресурс, позволяющий общинам содержать базовые услуги, восстанавливать поврежденное и готовиться к следующим этапам восстановления.

В совокупности бюджет-2026 показывает, что государство признает главную роль территориальных общин в устойчивости страны и делает шаги по усилению местного самоуправления. Следующий логический шаг – закрепить эти финансовые подходы на уровне законодательства и обеспечить общинам долгосрочную предсказуемость и ресурс для развития.

Децентрализация

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
10.10.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (06.10.2025 - 10.10.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор Трудоустройство лиц с инвалидностью: изменения для работодателей с 2026 года Информируем об изменениях, введенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению права лиц с инвалидностью на труд», которые начнут...
07.11.2025
Изменения в законодательстве с 03 ноября по 07 ноября 2025 года
Правительство утвердило Порядок и условия использования свободных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на конец 2024 года Правительство утвердило Порядок и условия использования свободных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на конец 2024 года за счет дополнительной дотаци...
Новое
11.12.2025
Комитет ВР оценит эффективность Закона о международном сотрудничестве
Комитет Верховной Рады Украины по организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства начинает парламентский анализ эффективности действия Закона Украины «О международном территориальном сотрудничестве». Цель – изучить влияние но...
11.12.2025
Здравоохранение в бюджете-2026: безвозмездные проверки здоровья, расширение программы «Доступные лекарства» и повышение зарплат врачей до 35 тыс. гривен
Медицина остается одним из ключевых приоритетов государственной политики. На 2026 год расходы государственного бюджета на здравоохранение (вместе с трансфертами) составляют 258,6 млрд грн, что на 38,8 млрд грн больше, чем в 2025 году. «Бюджет-2026 закладывает системное усиление медицинской сф...
11.12.2025
Скрининг здоровья 40+: утвержден порядок проведения — решение Правительства
Кабинет Министров Украины утвердил порядок реализации программы «Скрининг здоровья 40+», которая заработает уже с 2026 года и позволит украинцам и украинкам от 40 лет и старше пройти обследование и вовремя выявлять риски хронических заболеваний, контролировать состояние здоровья и предот...