Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Дистанционная работа: о чем нужно знать работодателю

31.01.2024 77 0 0

Чтобы продолжать бизнес в сложившихся условиях, работодатели переводят работников на отдаленные формы работы: дистанционную или надомную. Узнайте, чем эти формы отличаются между собой и как правильно оформить дистанционного работника.

Чем дистанционная работа отличается от надомной?

С 27 февраля 2021 года в Украине были введены две самостоятельные формы организации труда: дистанционная и надомная.

Дистанционные работники работают в любом месте по собственному выбору. В то же время, должны быть на связи с работодателем с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Надомный работник работает по месту жительства или в других определенных им местах вне помещений работодателя. Для такой работы характерна закрепленная рабочая зона или технические средства, например, инструменты, принадлежности для производства продукции, предоставление услуг или другой работы. Надомный работник «привязан» к указанному в трудовом договоре адресу и может изменить его только с разрешения работодателя.

Режим работы – еще одно отличие. Надомный работник обычно соблюдает общий режим работы предприятия. В то время как на дистанционные правила внутреннего трудового распорядка не распространяются. Он/она распределяет рабочее время по своему усмотрению — может работать рано утром, поздно вечером.

По обеим формам отдаленного труда действуют нормы продолжительности рабочего времени:

  • нормальная продолжительность – до 40 часов в неделю;
  • сокращенная (для определенных категорий работников) – до 24 или 36 часов в неделю.

Дистанционному работнику гарантируется период свободного времени для отдыха и питания — период отключения. В настоящее время работник может не отвечать на уведомления или телефонные звонки работодателя.

Дистанционщик самостоятельно отвечает за соблюдение безопасных и безвредных условий труда на рабочем месте. Однако вы должны проводить инструктаж (дистанционно или очно) относительно безопасного использования оборудования и средств, рекомендованных или предоставленных вами.

Надомная и дистанционная работа: в чем разница?
Какая работа может выполняться дистанционно?

Законодательство не определяет перечень работ, которые могут выполняться дистанционно. Работодатель самостоятельно решает, может ли работа выполняться вне предприятия.

Например, если это продажа товаров в магазине или производство на заводе, работники могут работать исключительно на территории предприятия.

Однако если это административная работа, которую вполне допустимо проделать вне помещений работодателя, вы можете перевести работника на дистанционку.

Кроме того, при возможности и наличии ресурсов закон позволяет переводить на дистанционную работу:

  • беременных женщин;
  • работников, имеющих ребенка в возрасте до трех лет или ухаживающих за ребенком до шести лет (по медицинским показаниям);
  • работников, имеющих двоих или более детей в возрасте до 15 лет или ребенка с инвалидностью;
  • родителей или опекунов ребенка или лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы;
  • работников, в отношении которых на рабочем месте были совершены действия по признакам дискриминации — временно на два месяца.

Как оформить дистанционного работника?

Вновь принятые работники могут работать дистанционно после заключения трудового договора о дистанционной работе в письменной форме.

Если вы вводите временный дистанционный режим работы для уже работающих работников, например на время эпидемии/пандемии, закон позволяет сделать это с помощью приказа (распоряжения).

Также это исключение распространяется на время:

  • самоизоляции работника в вариантах, установленных законодательством;
  • угрозы вооруженной агрессии;
  • чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера

Вы должны ознакомить работника с приказом в течение двух дней со дня принятия, но до введения дистанционной работы.

Помните! Перевести работника на дистанционную работу можно только с его согласия. Перевод по вашей инициативе будет считаться изменением существенных условий работы, о чем работников необходимо предупреждать через два месяца.

Что нужно указывать в договоре о дистанционной работе?

С 16 июля 2021 года действует типовая форма трудового договора для дистанционной работы: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z...

Вы должны определить в договоре:

  • наименование работы, профессии или должности работника;
  • трудовые функции;
  • сроки действия договора;
  • условия оплаты труда;
  • продолжительность рабочего времени и отдыха;
  • порядок и сроки обеспечения оборудованием, программно-техническими и другими средствами и/или размер, порядок и сроки выплаты работникам компенсации за использование принадлежащих им или арендуемых ими средств и других возмещений расходов;
  • порядок и сроки представления отчетов о проделанной работе;
  • способы коммуникации между работником и работодателем и т.д.

Как оплачивать дистанционную работу?

Если вы не договорились с работником о другом, дистанционная работа предусматривает оплату труда в полном объеме не реже двух раз в месяц.

Кто обустраивает домашний офис для дистанционной работы?

Работодатель должен обеспечить дистанционного работника оборудованием и средствами для выполнения профессиональных обязанностей. Непременно безопасными и в должном с да нет. Также вы организуете установку и обслуживание средств и оплачиваете расходы. Работник материально отвечает за их нехватку или повреждение.

Если подчиненный использует собственные средства для нужд предприятия, следует договориться с ним о размере и порядке возмещения их износа (амортизации), расходах на использование (электроэнергия, интернет, замена расходных материалов).

Отличаются ли права дистанционного работника от работающих в помещениях работодателя?

Нет, работники на дистанционной работе имеют те же трудовые права — с учетом специфики дистанционной работы, указанной в трудовом договоре. Как и остальные наемные работники, они могут идти в ежегодный отпуск, открывать больничный и т.д.

Больше узнайте из материала «Задекларированный труд = трудовые и социальные права».

Как оформить возврат дистанционных работников в помещения работодателя?

Если вы ввели дистанционную работу приказом на время карантина, после его завершения (или при необходимости раньше) работники могут восстановить обычный режим работы.

Для этого работники должны написать заявление, а вы выдать приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы и восстановлении обычного режима работы, отметив:

  • причину смены режима работы: окончание карантина, отмена ограничительных мер, возобновление работы транспорта и т.п.;
  • дату прекращения дистанционной работы;
  • дату выхода работников на работу;
  • перечень работников с указанием их должностей;
  • порядок ознакомления работников с приказом и изменением режима работы.

Работники, решившие и дальше работать удаленно, должны написать об этом заявление. На ее основании вы издаете приказ (распоряжение) и знакомите с ним работников.

https://dsp.gov.ua

Комментарии к материалу