Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Деокупация: алгоритмы первоочередных действий органов местного самоуправления и педагогов

15.11.2022 14 0 0

Министерство образования и науки Украины подготовило пошаговую инструкцию по восстановлению образовательного процесса после освобождения временно оккупированных территорий и юридических аспектов.

Алгоритмы первоочередных действий органов местного самоуправления после деоккупации временно оккупированных территорий для возобновления образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования

1. Принять неотложные меры по определению первоочередных потребностей в области образования для возобновления обучения детей, проживающих в освобожденных населенных пунктах, по украинским стандартам и обеспечить гарантированное Конституцией Украины право на образование.

2. Принять меры по установлению места нахождения учащихся, педагогических и других работников учреждений общего среднего образования. Установить связь с учащимися и их родителями, находившимися на временно оккупированной территории с целью организации обучения.

3. Провести анализ контингента учащихся, которые находятся на территории общины в разрезе населенных пунктов (формирование списков учащихся с перечнем первоочередных потребностей).

4. Создать безопасную образовательную среду в условиях военного положения, провести соответствующую разъяснительную работу с учащимися, родителями и педагогическими работниками школ, в частности о рисках, связанных с пребыванием в зоне возможного поражения взрывоопасными предметами, и соблюдения правил обращения с взрывоопасными предметами.

5. Провести анализ обеспеченности учащихся и педагогов учебниками, компьютерным и другим оборудованием для организации обучения.

6. Провести инвентаризацию материально-технической базы учебных заведений. Создать рабочие группы с привлечением соответствующих специалистов и обеспечить проведение:

  •  технического обследования комплексов зданий и сооружений учебных заведений;
  •  обследование защитных сооружений гражданской защиты или приспособленных укрытий непосредственно в учебных заведениях или на расстоянии не более 100 м от здания;
  •  инвентаризацию сохраненных материальных ценностей.

7. Организовать возврат эвакуированного имущества учебных заведений, необходимого для начала образовательного процесса.

8. С целью уточнения объемов образовательной субвенции внести изменения (при необходимости) в Информационную систему управления образованием относительно контингента учащихся (воспитанников) и педагогических работников учебных заведений после деоккупации.

9. Организация образовательного процесса на деоккупированных территориях прежде всего должна зависеть от ситуации безопасности и определяется решением военных администраций. На освобожденных территориях по соображениям безопасности всех участников образовательного процесса рекомендуется обучать в онлайн-режиме.

Организация предоставления образовательных услуг по дистанционной форме обучения на территориях, где помещения учебных заведений разрушены и невозможно осуществить логистическое обеспечение образовательного процесса при имеющейся инфраструктуре, должна осуществляться с привлечением учебных заведений, помещения которых не повреждены.

Органы управления в сфере образования в условиях деоккупации:

1. Если руководитель органа управления в сфере образования и работники во время оккупации территориального общества (населенного пункта) находились на территории Украины, подконтрольной украинским властям, осуществляли управленческую деятельность, то после деоккупации, при условии завершения активных боевых действий и благоприятной ситуации с безопасностью в населенном пункте , возвращаются к месту жительства и приступают к работе.

2. В случае приостановки работы органа управления в сфере образования соответствующим решением уполномоченного органа выдается распорядительный документ о возобновлении его работы.

3. В других случаях (утрата учредительных документов, печати, электронных ключей и т.п.) военной администрацией выдается распорядительный документ об организации работы структурного подразделения по вопросам образования.

Действия руководителя органа управления в сфере образования в условиях деоккупации:

1. Изучить техническое состояние комплексов зданий и сооружений учебных заведений, провести инвентаризацию сохраненных в учебных заведениях материальных ценностей, организовать возврат в учебные заведения эвакуированного оборудования и средств обучения (формирование рабочей группы с привлечением соответствующих специалистов).

2. Провести учет детей школьного возраста для определения потребности в учебных заведениях в зависимости от их мощности, целостности, материального обеспечения с привлечением соответствующих территориальных органов Национальной полиции и служб по делам детей.

3. Определить перечень заведений, здания которых нуждаются в первоочередном ремонте (строительстве) и инициирование перед военными администрациями включения этих заведений в перечень объектов для срочного восстановления.

4.Обустроить защитные сооружения гражданской защиты или приспособленных укрытий непосредственно в учебном заведении или на расстоянии не более 100 м от здания.

5. Определить первоочередные потребности учебных заведений для организации питания в условиях действия военного положения.

6. Инвентаризировать библиотечные фонды (при наличии) и определить потребности в обеспечении учебных заведений учебниками и пособиями.

7. Изучить потребности в обеспечении необходимой компьютерной техникой учащихся и педагогических работников учебных заведений на деоккупированных территориях для организации дистанционного обучения.

8. Изучить потребности в организации подвоза учащихся, закупки школьных автобусов.

9. Создать и организовать работу комиссии по привлечению соответствующих служб по изучению готовности к эксплуатации зданий учебных заведений.

10. Подготовить проект решения военной администрации о форме организации образовательного процесса на деоккупированной территории.

11. Подготовить соответствующие распоряжения об утверждении сети учебных заведений, закреплении территории обслуживания за учреждениями общего среднего образования.

12. Изучить состояние обеспечения педагогическими кадрами учебных заведений освобожденных территорий. По возможности, привлечь к работе в режиме онлайн учителей, выехавших в другие регионы или за границу.

13. Восстановить трудовые отношения с руководителями и работниками учебных заведений, возобновить исполнение должностных обязанностей в соответствии с трудовым законодательством. Назначить руководителей учебных заведений на период военного положения до проведения конкурса (при необходимости).

14. Организовать материально-техническое и финансовое обеспечение учебных заведений.

15. Обеспечить (при необходимости) льготный проезд учащихся, воспитанников и педагогических работников к месту обучения и домой в порядке и размерах, определенных органами местного самоуправления (военной администрацией), за счет расходов соответствующих местных бюджетов.

16. Осуществить организацию медицинского обслуживания и питания в учебных заведениях.

Действия руководителя учебного заведения в условиях деоккупации:

1. Принять меры по готовности к эксплуатации здания учебного заведения (в случае повреждений в результате боевых действий) и согласовать с учредителем и МЧС (разминирование).

2. Осуществить нормативно-правовое обеспечение деятельности учебного заведения. Вернуть (восстановить) печати учебным заведениям и основные документы постоянного хранения: книги учета издания документов об образовании, алфавитной книги учащихся, устава 30, личных дел, документов по кадровым вопросам.

3. Организовать документооборот, бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с законодательством.

4. Организовать финансово-хозяйственную деятельность учреждения общего среднего образования внутри утвержденной сметы.

5. Принять меры по кадровому обеспечению учебных заведений.

6. По согласованию с учредителем или уполномоченным им органом утвердить штатное расписание учреждений общего среднего образования.

7. Провести тарификации.

8. Утвердить режим работы учебного заведения.

9. Утвердить правила внутреннего распорядка заведения.

10. Утвердить должностные инструкции работников заведения общего среднего образования.

11. Утвердить образовательную программу заведения общего среднего образования в соответствии с действующим законодательством, учебными планами.

12. Принять меры по возобновлению образовательного процесса по возможной форме обучения (очная или дистанционная).

13. Создать условия для реализации прав и обязанностей всех участников образовательного процесса, в частности реализации академических свобод педагогических работников, индивидуальной образовательной траектории и/или индивидуальной программы развития учащихся, формирования при необходимости индивидуального учебного плана.

14. Создать необходимые условия получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.

15. Создать в учреждении общего среднего образования безопасную образовательную среду, обеспечить соблюдение требований охраны детства, охраны труда, требований техники безопасности.

16. Организовать питание и медицинское обслуживание учащихся согласно законодательству.

https://pon.org.ua

Комментарии к материалу