В 2022 году для обеспечения финансовой автономии учебных заведений в обществе была создана КУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учебных заведений», которые сотрудничают на договорных началах. 16.05.2025 внесли изменения в постановление N59 23.07.2025 на инфосессии U-LEAD нам рекомендовали, что в связи с изменениями необходимо приводить бухучет в соответствии с действующим законодательством и формой организации бухучета выбрать – введение бухгалтера в каждое заведение. Скажите, что нам сейчас делать, ликвидировать заведение, вводить бухгалтеров в заведения? Закон не оказывает обратного действия.
Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определены Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон).
Согласно части 1 статьи 2 Закона он распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - Предприятия).
Согласно статье 8 Закона бухгалтерский учет на Предприятии ведется непрерывно со дня его регистрации и до момента ликвидации. Организация бухгалтерского учета входит в компетенцию его владельца (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами, а ответственность за организацию бухгалтерского учета несет уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство Предприятием, или владелец в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Согласно части 4 статьи 8 Закона для обеспечения ведения бухгалтерского учета Предприятие самостоятельно с соблюдением требований настоящего Закона выбирает одну из форм его организации.
Для бюджетных учреждений формы ведения бухгалтерского учета определены в Типовом положении о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденном постановлением КМУ от 26.01.2011 №59 (далее – Постановление №59). Согласно изменениям от 20.05.2025 в Постановление №59, бюджетное учреждение может выбрать только одну из двух форм бухгалтерского учета:
То есть, модель отдельного коммунального учреждения «Централизованная бухгалтерия» больше не отвечает требованиям действующего законодательства Украины.
В то же время, согласно ст. 58 Конституции Украины, законы и другие нормативные акты не оказывают обратного действия во времени. Это означает, что все созданное к изменениям, внесенным в мае 2025 года, было правомерным. Однако в дальнейшем общины обязаны привести систему бухгалтерского учета в соответствие с новыми требованиями.
Одновременно в общинах сложилась практика, когда бухгалтерию учебного заведения ведет централизованная бухгалтерия отдела образования. Однако этот формат не представляется возможным.
Согласно письму Минсоцполитики от 08.11.2013 № 1006/13/155-13, такие подразделения не относятся к ОМС с момента, когда руководящие работники и специалисты органов местного самоуправления приобрели статус должностных лиц. Соответственно, ликвидация (реорганизация) централизованных бухгалтерий должна была производиться советами, которые их образовали, с соблюдением требований ст. 40 КЗоТ Украины.
То есть, на сегодняшний день, Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления», Постановление КМУ от 09.03.2006 №268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» и Приказ Минэкономики от 23.03.2021 № 60 власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» не предусматривает создание в ОМС подразделения «Централизованная бухгалтерия».
Возможно только функционирование бухгалтерских служб самого органа, работники которых являются должностными лицами местного самоуправления и осуществляют соответствующие должностные полномочия по организационно-распорядительным и консультативно-совещательным функциям.
Так что создание КУ «Централизованная бухгалтерия» для внесения изменений в Постановление №59 было правомерным. Однако в дальнейшем общины обязаны привести систему бухгалтерского учета в соответствие с новыми требованиями. Для обеспечения надлежащего бухгалтерского учета в учебных заведениях рекомендуем вводить должность бухгалтера путем внесения руководителем изменений в штатное расписание.
Публикация Yaryna Turkalo, U-LEAD