Быть ли общественному бюджетированию во время военного положения или нет?
В этом году 16 общин-участников Программы поддержки «Разработка и внедрение общественного бюджета», которую реализовали в U-LEAD с Европой, впервые овладевали таким инструментом решения задач местного значения как общественный бюджет.
Руководитель рабочей группы «Участие общественности», координатор Программы поддержки «Разработка и внедрение общественного бюджета», советница по децентрализации и местному самоуправлению Регионального офиса U-LEAD с Европой в Винницкой области Людмила Гурба поделилась своими мыслями относительно общественного бюджетирования в условиях военного положения.
Сразу стоит отметить, что в условиях военного положения, ограниченности финансовых ресурсов общин и, чего скрывать, скептического отношения к идее положить начало общественному бюджету во время полномасштабной войны, мы решили рискнуть и в марте этого года дали старт этой инициативе.
Откликнулись на предложение Программы U-LEAD с Европой 49 общин, которые подали свои заявки для участия в инициативе. По результатам открытого конкурса было выбрано 16 общин, чьи заявки были наиболее убедительны.
Вопросы, которые исследовались среди общин-участников отбора, — мотивация и готовность к внедрению общественного бюджета в 2024 году, заложение средств в местных бюджетах, а также дальнейшее финансирование проектов-победителей в 2025 году.
Ключевые результаты внедрения, а в частности реализацию представленных в рамках общественного бюджета проектов-победителей, общины должны продемонстрировать в следующем году, однако не менее важно оценить и те результаты, которых общины достигли уже.
Результат 1: Активизация жителей
Наверное, это был самый сложный этап, ведь для участников это был первый опыт внедрения общественного бюджета и нужно было донести жителям не только такое «общественный бюджет», но и приобщить их к исследованию актуальных вопросов, написанию и представлению проектов. Как результат – на сайтах общин появились (обновились) новые вкладки (разделы) «общественный бюджет» и проведены информационные кампании, в т.ч. в социальных сетях
Подтверждение можно найти на сайтах: Ольгопольской, Кобливской, Свеской, Коптивской, Чернухинской и других общин.
Результат 2: Выявление жителей общин, которым не все равно
Участники отмечали, что введение общественного бюджета позволило выявить не просто активных граждан, инициировавших свои проекты, но и выявило проблемы, о которых общины не знали и не догадывались. Некоторые общины по результатам внедрения общественного бюджета получили новых лидеров, а идеи от жителей старостатов и молодых людей, представлявших свои идеи и проекты, стали для общин особенно ценными.
Результат 3: Вовлечение жителей общины в процесс распределения части бюджетных средств
«Несмотря на законодательные ограничения финансирования расходов местных бюджетов и небольшой процент части местных бюджетов, которые общины готовы выделять на внедрение проектов-победителей, жители получили возможность присоединиться к бюджетному процессу, понять его принципы и возможность влияния на решение совета по расходной части местного бюджета », - именно таким комментарием отметил свое участие в программе Коропецкий поселковый совет Тернопольской области.
Такой результат показывает, что в общинах жители стали больше интересоваться распределением бюджетных средств и приобщаться к этому процессу.
Результат 4: Улучшение взаимопонимания между местными властями и жителями
Вот здесь лучшим подтверждением станет отзыв еще одной общины-участницы — Коблевского сельского совета Николаевской области:
«В начале внедрения общественного бюджета в общине, в социальных сетях со стороны отдельных жителей возникли замечания типа «в период войны, эти средства нужно перенаправить на нужды военных и обойтись без проектов, реализуемых за средства местного бюджета». Но правильно сформулированные специалистами сельского совета ответы на комментарии утолили «хейтеров» и ни одного комментария по общественному бюджету после этого не было».
Таких результатов удалось добиться благодаря правильным месседжам информационных сообщений, которые участники формировали на практических встречах о начале и прохождении основных этапов общественного бюджета в обществе.
Результат 5: Укрепление доверия к местным властям
«Вместе мы сильнее и успешнее!» — так ответил Будищенский сельский совет Черкасской области на вопрос об активах, полученных обществом по результатам участия в программе поддержки.
«Наибольшим преимуществом для нас стало улучшение взаимопонимания между местными властями и жителями, усиление взаимодействия с общественностью. Люди увидели, что их мнение важно, что, в свою очередь, стимулирует доверие к власти и развитие и совершенствование самого общества».
Следовательно, наблюдая за теми изменениями, которые демонстрировали участники на семинарах, тренингах и консультациях в течение 17 недель (а именно столько длительная программа поддержки), четко прослеживалось, что участники не только нарабатывали пакеты необходимых документов, но и:
- учились слышать мнения своих жителей, находить понимание и преодолевать вызовы;
- делали деятельность местных советов более прозрачной и подотчетной;
- предоставили доступ жителям к распределению доли финансового ресурса общины, что усилило общее чувство ответственности за будущее общины;
- овладевали новыми практическими навыками и становились наставниками для жителей своих общин в процессах формирования их проектов;
- исследовали идеи и настроения обитателей, изучали, оценивали и определяли проекты, которые должны быть воплощены в интересах общественности.
Несмотря на нынешние ограничения, участие в Программе поддержки «Разработка и внедрение общественного бюджета» заложило основы развития демократических процессов в общинах, а первый опыт общин-участниц — это шаг в будущие еще более амбициозные планы и хорошие результаты воплощения проектов!
Будем следить и всячески поддерживать каждого участника в дальнейшей деятельности! И смело можем утверждать, что даже в самые сложные для местного самоуправления времена общественному бюджетированию — быть.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу