Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Актуальные вопросы рассмотрения запросов на публичную информацию в условиях военного положения

10.01.2024 7 0 0

Правомерны ли ограничения в предоставлении информации во время военного положения?

Ответ: в соответствии с положениями части второй статьи 64 Конституции Украины в условиях военного положения могут быть ограничены некоторые конституционные права и свободы граждан, в частности право на свободный сбор, хранение, использование и распространение информации любым способом.

Право на доступ к информации в условиях военного положения может подлежать ограничениям, прежде всего для защиты интересов национальной безопасности и территориальной целостности государства. К примеру, есть прямой запрет на распространение информации о направлении, перемещении оружия, вооружении и боевых припасах в Украину, движении, перемещении или размещении Вооруженных Сил Украины или других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, поскольку за такие действия Законом от 24 марта 2022 года №2160-IX установлена уголовная ответственность.

На каких основаниях распорядитель может отказать в предоставлении информации?

Ответ: распорядитель информации может отказать в предоставлении информации только по основаниям, определенным действующим законодательством. Так, статьей 22 Закона «О доступе к публичной информации» определен перечень оснований для отказа в удовлетворении запроса на информацию, а также предусмотрено, что в отказе в удовлетворении запроса на информацию должно быть указано, в частности, и мотивированное основание отказа.

Изменились ли сроки рассмотрения запросов о предоставлении информации?

Ответ: сроки рассмотрения запросов остались по-прежнему. Однако невозможность своевременной обработки запросов и предоставления ответов на них в условиях военного положения обуславливается тем, что государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» осуществляют прежде всего меры, необходимые для предотвращения угрозы, отражения вооруженной агрессии. и обеспечения национальной безопасности При этом в случае технической возможности надлежащего обеспечения работы/дистанционной работы распорядитель информации должен уведомить спрашивающего об изменении сроков рассмотрения.

Может ли распорядитель отсрочить рассмотрение запроса?

Ответ: возможность применения отсрочки в удовлетворении запроса зависит от распорядителя информации, которому направлен запрос, режима его работы и наличия технических возможностей прорабатывать корреспонденцию (средств коммуникации, интернета), приближение учреждения к местам проведения боевых действий, характер запрашиваемой информации и т.д.

Куда можно жаловаться на неправомерный отказ в ответе на запрос?

Ответ: жалобы на неправомерные действия распорядителей публичной информации при рассмотрении запросов можно направлять в Офис Уполномоченного ВРУ по правам человека (по электронному адресу hotline@ombudsman.gov.ua), подавать через онлайн-форму, размещенную по ссылке, или сообщать о таких случаях на горячую линию Уполномоченного по тел. 0800-50-17-20.

Помимо этого обратиться также можно в региональные представительства Уполномоченного.

Правомерны ли ограничения в предоставлении информации во время военного положения?

Ответ: в соответствии с положениями части второй статьи 64 Конституции Украины в условиях военного положения могут быть ограничены некоторые конституционные права и свободы граждан, в частности право на свободный сбор, хранение, использование и распространение информации любым способом.

Право на доступ к информации в условиях военного положения может подлежать ограничениям, прежде всего для защиты интересов национальной безопасности и территориальной целостности государства. К примеру, есть прямой запрет на распространение информации о направлении, перемещении оружия, вооружении и боевых припасах в Украину, движении, перемещении или размещении Вооруженных Сил Украины или других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, поскольку за такие действия Законом от 24 марта 2022 года №2160-IX установлена уголовная ответственность.

На каких основаниях распорядитель может отказать в предоставлении информации?

Ответ: распорядитель информации может отказать в предоставлении информации только по основаниям, определенным действующим законодательством. Так, статьей 22 Закона «О доступе к публичной информации» определен перечень оснований для отказа в удовлетворении запроса на информацию, а также предусмотрено, что в отказе в удовлетворении запроса на информацию должно быть указано, в частности, и мотивированное основание отказа.

Изменились ли сроки рассмотрения запросов о предоставлении информации?

Ответ: сроки рассмотрения запросов остались по-прежнему. Однако невозможность своевременной обработки запросов и предоставления ответов на них в условиях военного положения обуславливается тем, что государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» осуществляют прежде всего меры, необходимые для предотвращения угрозы, отражения вооруженной агрессии. и обеспечения национальной безопасности При этом в случае технической возможности надлежащего обеспечения работы/дистанционной работы распорядитель информации должен уведомить спрашивающего об изменении сроков рассмотрения.

Может ли распорядитель видтерминувати рассмотрение запроса?

Ответ: возможность применения отсрочки в удовлетворении запроса зависит от распорядителя информации, которому направлен запрос, режима его работы и наличия технических возможностей прорабатывать корреспонденцию (средств коммуникации, интернета), приближение учреждения к местам проведения боевых действий, характер запрашиваемой информации и т.д.

Куда можно жаловаться на неправомерный отказ в ответе на запрос?

Ответ: жалобы на неправомерные действия распорядителей публичной информации при рассмотрении запросов можно направлять в Офис Уполномоченного ВРУ по правам человека (по электронному адресу hotline@ombudsman.gov.ua), подавать через онлайн-форму, размещенную по ссылке, или сообщать о таких случаях на горячую линию Уполномоченного по тел. 0800-50-17-20.

Помимо этого обратиться также можно в региональные представительства Уполномоченного.

https://nads.gov.ua

Комментарии к материалу