Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Академические лицеи: перспектива 2027 года, к которой общинам нужно готовиться уже

19.12.2023 57 0 0

Дети, которые сейчас ходят в 6 класс школы, за 4 года должны продолжить обучение в академическом или в профильном лицее. Правда, такие лицеи будут далеко не в каждой общине. На национальном уровне идет дискуссия о том, как должна быть организована, как будет финансироваться и как будет работать сеть старшего профильного образования в Украине.

Министерство образования и науки Украины при организационной и экспертной поддержке Швейцарско-украинского проекта DECIDE – Децентрализация для развития демократического образования продолжает серию мероприятий, направленных на разработку Стратегии внедрения старшего профильного образования.

Очередное обсуждение в рамках разработки Стратегии реформы, состоявшееся 13 декабря в Киеве, посвящено работе над критериями моделирования сети академических лицеев.

Как известно, действующий закон «О полном общем среднем образовании» предусматривает, что к сентябрю 2024 года в Украине должна быть сформирована сеть учреждений старшего профильного образования академического или профессионального направления, которая должна заработать уже в сентябре 2027 года.

То есть дети, которые сейчас учатся в 6 классе, через 4 года должны пойти не в 10 класс, а в академический лицей или профессиональный колледж.

Казалось бы, все учредители учреждений общего среднего образования, которыми являются и органы местного самоуправления, имеют у законов основания и четкие дедлайны, чтобы не ждать, а уже разрабатывать планы формирования новой образовательной сети. И действительно, большинство общин начали оптимизацию. Но чтобы выполнить все нормы закона, необходимы четкие критерии формирования сети учреждений старшей профильной школы, в частности, по их доступности, финансированию и профилизации.

Именно поэтому 70 участников – представители Министерства образования и науки Украины, Проекта DECIDE, центральных органов исполнительной власти, эксперты международных проектов, ассоциаций, общественных организаций, проектов международной технической помощи и фондов – собрались, чтобы обсудить особенности и проблемы создания будущей стратегии реформы в части формирования сети академических лицеев.

На каком этапе реформа
 
Менеджер проекта DECIDE, заместитель председателя ОО DOCCU Валентина Полторак отметила, что реформа старшей профильной школы – это, пожалуй, самый важный и тяжелый этап реформы Новой украинской школы, но его обязательно нужно пройти.

«Для того, чтобы реформа была воплощена, нужно принимать очень тяжелые стратегические решения и на центральном, и на местном уровнях. И хотя сегодня мы делаем только первые шаги, они важны для того, чтобы украинские дети хотели оставаться в Украине, видели свое будущее здесь, находили себя на рынке труда и в целом жизни в нашей стране. Должен сделать так, чтобы дети, которые сегодня учатся в шестом классе, пошли в совершенно новый 10-й класс, в школу с новой инфраструктурой, с новой материально-техеической базой, сильным кадровым обеспечением, а главное - новым содержанием образования и качеством», – сказала Валентина Полторак.
Она напомнила, что проект DECIDE по запросу Министерства образования и науки Украины уже почти полгода работает над стратегическим документом, который определит основные этапы реформы старшей профильной школы на ближайшие 10 лет.
«Мы сейчас находимся на аналитическом этапе – изучаем, в каких условиях мы с вами будем эту стратегию внедрять. Война не позволяет говорить о планах уверенно, а последствия негативно влияют на демографическую ситуацию, на финансирование всех секторов экономики. Но если мы думаем о будущем детей, то не можем остановить реформу. Поэтому мы запланировали ряд мероприятий, исследований и обсуждений, результатом которых должен стать пространный комплексный стратегический документ, который позволит нам качественно внедрить реформу. Ориентируемся, что нам удастся презентовать его летом следующего года», – сообщила Валентина Полторак.

Позиция Министерства
 
По мнению участников мероприятия, многое в реализации этой реформы и формировании четких правил создания и функционирования сети учреждений старшего профильного образования будет зависеть от лидерства профильного министерства.

Заместитель Министра образования и науки Украины Дмитрий Завгородний во время мероприятия отметил, что пока с формированием сети академических лицеев есть много вопросов.

Первый вопрос – на каком уровне должна формироваться эта сеть.

«По моему убеждению, в идеальном варианте академическое и профессиональное образование должно управляться с одного уровня. И наиболее подходящий для этого – областной уровень. Но мне кажется, что в Украине сделать так не получится, потому что большие города уже имеют свои учреждения профессионально-технического образования, заботятся о них, финансируют их. Поэтому я не очень верю, что у нас, наконец, получится прийти к какой-то одинаковой модели для всех общин. Следовательно, надо думать над каким-то другим сценарием.

Опыт показывает, что при профессиональном и серьезном подходе к формированию сети заведений среднего профильного образования в крупных городах проблем практически не возникает. Поэтому большее внимание следует уделить трансформированию образовательных учреждений в сельской местности в малых городах. То есть, возможно, нужно иметь разные политики, в том числе – отдельную политику для больших городов», - сказал Дмитрий Завгородний.

Заместитель Министра образования и науки Украины Андрей Сташков отметил вопросы профилизации в старшей школе:

«Когда мы говорим о сети лицеев, следует принимать во внимание не только форму, но и содержание, то есть профилизацию, количество предметов и возможности учащихся выбирать их. Этот выбор должен быть достаточно широк, охватывать разные отрасли. А значит, в лицее, где много профилей и предметов, не может учиться мало учеников. Это точно должно быть большое заведение с большим количеством учеников, чтобы можно было сформировать определенные группы по выбору. Но при этом мы понимаем, что в больших городах – областных центрах лицеев может быть больше и они будут условно монопрофильные, а значит, не такие большие. И это тоже нужно учитывать, моделируя сеть…».

Второй вопрос – далеко не каждая община должна иметь академический лицей.

«Проблема в том, что для многих общин непросто принять этот факт, смириться с ним и понять. В общинах, которые находятся вокруг больших городов, не будет своего академического лицея. Это значит, что дети этих общин будут ездить в город, которому придется создавать условия для их проживания, питания и так далее. Поэтому необходимо предложить четкую модель, как это будет финансироваться. Будут ли это делать окружающие общины, или это будет предусмотрено в образовательной субвенции таким образом, что лицеи, принимающие детей из соседних общин, получали деньги субвенции не только на оплату труда учителей, но и на проживание детей и так далее... Это еще открытый вопрос, на который, надеюсь, мы вместе сможем поискать ответы», - отметил Дмитрий Завгородний.

В целом представители Министерства выразили надежду, что такие профессиональные дискуссии приведут не только к созданию концептуального видения, что нужно делать в 2027 году, но и к формированию четких последовательных этапов, чтобы средства, которые государство точно выделит на создание сети лицеев, были использованы эффективно, а учащиеся получили максимальное качество и доступность образовательных услуг.

Наталья Пипа, секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций, выразила поддержку Комитета Верховной Рады Министерству образования и науки Украины по наработке и принятию решений по реформе старшего профильного образования.

«Я очень верю в то, что мы максимально эффективно сможем провести реформу старшего профильного образования, и привлечь для этого как государственные, так и средства наших международных партнеров. Комитет очень заинтересован в этой реформе и основная задача – воплотить ее качественно, поэтому я приветствую такие мероприятия, - сказала Наталья Пипа, обращаясь к участникам стратегической сессии. – Я уверена, что дискуссии продолжатся и после того, как будет организовано старшее профильное образование. Мы знаем, что МОН будет проводить пилот реформы в 2025 году. Это важно, чтобы мы смогли лучше подготовиться к полноценному запуску в 2027 году. Мы, как представители законодательной власти от Комитета Верховной Рады Украины, обещаем поддержку в сопровождении реформы».

  Основание будущих изменений
 
По запросу Министерства образования и науки Украины в партнерстве с Проектом DECIDE, компания CIVITTA уже провела комплексное исследование предпосылок внедрения реформы старшей профильной школы в Украине.

Основные выводы этого исследования представил Ярослав Ященко, старший аналитик компании CIVITTA.

Аналитик отметил, что концептуальных изменений сети заведений общего среднего образования не произошло в полной мере, как предполагает реформа Новой украинской школы, ведь наибольшее количество заведений (56%) приходится на лицеи с начальной школой и гимназией.

Исследование показало, что факторами, наиболее влияющими на процесс формирования сети старшей профильной школы, являются количество учеников, проектная мощность заведений, а также критерии доступности, в частности расстояние подвоза, наличие пансионов.

Также Ярослав Ященко отметил, что имеющаяся мощность учреждений общего среднего образования и учреждений профессионально-технического образования больше, чем их фактический уровень наполненности, что в теории придает гибкость в формировании новой сети старшей профильной школы. Однако в редких случаях может существовать потребность в создании дополнительных заведений.

Важно также, по словам аналитика, при формировании сети старшей профильной школы определиться с потенциальным распределением учащихся, которые будут учиться в академических лицеях и учреждениях профессионального направления после завершения средней школы. Анализ показывает, что это соотношение 65/35% в пользу продолжения обучения в заведениях общего среднего образования. В то же время опыт стран Европы показывает, что большинство выпускников школ предпочитают профессиональное образование как такое, что дает возможность быстрее получить оплачиваемую работу и выйти на рынок труда в самостоятельную жизнь.

Технический подход к моделированию
 
Эксперт Проекта DECIDE Павел Остапенко рассказал об общих подходах, предлагаемых специалистами для моделирования сети учреждений старшего профильного образования.

По его словам, сейчас для каждой области эксперты наносят на карту проектную сеть заведений старшей профильной образования.

ты. Для этого они работают с областными властями и общинами. Пока такие проектные сети разрабатываются для 9 областей: Сумской, Черниговской, Киевской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Львовской, Ивано-Франковской и Ровенской.

За основу для планирования сети учреждений старшего профильного образования эксперты берут: для академических лицеев – заведения общего среднего образования; для профессиональных лицеев – учреждения профессионально-технического образования и профессионального высшего образования.

Максимальную нагрузку на заведение старшей профильной школы (академический лицей) эксперты рассчитывают в соответствии с количеством детей, которые будут учиться в 10-12 классах в 2029-2030 учебном году. Эту демографическую группу сейчас составляют дети, обучающиеся в 4-6 классах.

Общее количество учащихся, которые могут учиться у всех учреждений старшего профильного образования области, специалисты рассчитывают от общего количества учащихся, которые сейчас учатся в 4-6 классах у всех учреждений старшей средней школы области по отклонению не более 10%.

Общее проектное количество мест всех учреждений старшего профильного образования области в расчетах экспертов должно быть не более 120% от общего расчетного количества учащихся, которые могут обучаться у всех учреждений старшего профильного образования области.

По словам Павла Остапенко, при планировании сети учреждений старшего профильного образования необходимо предусмотреть наличие мест в общежитиях. Если мест в общежитиях проектных заведений недостаточно, необходимо рассматривать размещение учащихся в общежитиях учебных заведений, которые размещены в этом же населенном пункте, но не включены в проектную сеть.

По расчетам экспертов, оптимальная проектная емкость (мощность) проектного лицея – 600 учащихся. Для заведений, расположенных в горной и/или малозаселенной и/или периферийной территории, проектная емкость может быть меньше, но не менее 300 учеников.

Проектное количество мест в академических лицеях области должно быть в пределах 50-60% от общего проектного количества мест сети учреждений старшего профильного образования области.

Эксперт также акцентировал внимание, что учреждения профтехобразования и профессионального высшего образования, которые не будут включены в проектную сеть профессионального высшего образования до конца 2026-2027 учебного года, должны быть реорганизованы, и не будут выполнять самостоятельный набор учащихся/соискателей общего среднего образования в 10-12. классы старшей профильной школы…

  Почему Чернигову прибегают изменения
 
Об опыте Чернигова в создании сети учреждений старшего профильного образования рассказал начальник управления образования Черниговского городского совета Василий Билогура.
По его словам, город начал готовиться к реформе еще в 2020 году, после того как был принят Закон «О полном общем среднем образовании». С тех пор ежегодно в Чернигове определяются учебные заведения, которые не будут набирать 10 класс. Не помешала изменениям в обществе даже война, из-за которой повреждена большая часть образовательной инфраструктуры города. В этом году в общине уже принимают решение о создании гимназий как отдельных юридических лиц. Предполагается, что к 2027 году 4 школы Чернигова станут академическими лицеями.
Среди индикаторов, на которые город ориентируется в создании лицеев, Василий Билогура назвал следующие:

  • Наличие качественного кадрового потенциала заведения.
  • Численность учащихся.
  • Соответствие материально-технического обеспечения профиля в данном заведении.
  • Благоприятный микроклимат в заведении.
  • Процент выпускников, которые составляют ЗНО по профильным предметам на высокий, достаточный, средний, начальный уровень.
  • Процент учащихся слушателей МАН, победителей МАН, олимпиад, конкурсов, проектов и т.д.
  • Наличие действенной стратегии функционирования и развития заведения.
  • Активность коллектива учебного заведения.
  • Наличие действенных соглашений сотрудничества со стейкхолдерами по функционированию профилей.
  • Возможность выполнения требований ст.8 ЗУ "О полной общей средней".

Подчеркнул представитель начальника управления образования Черниговского городского совета и необходимости качественной коммуникации изменений с жителями общины. Для этого городской совет организовал и проводит информационную кампанию в местных и региональных СМИ, а также через официальные каналы информации общины. Говорят не только о необходимости и особенностях оптимизации образовательной сети, но и о преимуществах профессионального образования перед академическим. Как следствие – информированность жителей и отсутствие социальной напряженности в этом вопросе, а также увеличение процента учеников, выбирающих заведения профтехобразования вместо 10-11 классов школы.

  Ответы, которых пока нет
 
В течение нескольких часов участники мероприятия работали в группах и в основном обсуждали вопрос «кто должен быть учредителем лицея», искали плюсы и минусы разных подходов.

В ходе дискуссий наиболее приемлемым оказался вариант, что учредителями лицеев должны быть как состоятельные общины, так и областные советы, потому что только они смогут сформировать эффективную образовательную сеть, аккумулировать достаточно денег для ее функционирования и оптимально распределить ресурсы. Итак, скорее всего, впереди в этом вопросе диалог и тесное сотрудничество между Министерством образования и науки и органами местного самоуправления областного и базового уровня

В целом, участники обсуждения подняли ряд вопросов, на которые пока нет четких ответов ни у экспертов, ни у представителей центральной власти. Относились они к формированию кадрового потенциала для создания лицеев, количества профилей и классов в лицеях, механизмов финансирования учреждений старшей профильной школы, состояния дорог для подвоза учащихся, готовности общин качественно коммуникировать изменения с жителями и т.д.

На все эти и другие вопросы в течение нескольких следующих месяцев придется искать ответы участникам рабочих групп, которые будут созданы Министерством образования и науки, и в которые войдут представители центральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, украинские и международные эксперты. Запланировано также широкое экспертное обсуждение в регионах и изучение общественного мнения. С результатами работы этих групп и последующих обсуждений мы будем знакомить вас и дальше.

https://decentralization.ua

Комментарии к материалу