Совместная работа близких родственников
09.10.2015 30056 26 1
Данная консультация направлена на то, чтобы разобраться, установлено ли ограничение совместной работы родственников и будет ли работа родственников, один из которых подчиняется другому, нарушением трудового или антикоррупционного законодательства. Указанные вопросы мы рассмотрим на примере бухгалтерской службы, которую возглавляет главный бухгалтер – мать одного из бухгалтеров этой службы.
Ограничение совместной работы родственников
Если в учреждении работают близкие родственники или свойственники, целесообразно не допускать, чтобы при исполнении трудовых обязанностей они непосредственно подчинялись или были подконтрольны друг другу. Порядок введения такого ограничения для учреждений и организаций государственной формы собственности устанавливается законодательством. Владельцы предприятий других форм собственности вводят такие ограничения на свое усмотрение.
Основным законодательным актом, регулирующим трудовые правоотношения, является КЗоТ. В ч. 1 ст. 251 КЗоТ определено, что близкими родственниками или свойственниками являются родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры и дети супругов. Данный перечень исчерпывающий и не подлежит расширенному толкованию. Следовательно, им и нужно руководствоваться в случае введения ограничения работы близких родственников или свойственников в государственном учреждении, организации.
В п. 16 действующего на сегодняшний день постановления СНК УССР от 04.06.33 г. «О совмещении должностей и о службе родственников в учреждениях, предприятиях и организациях обобществленного сектора» (в редакции постановления Совета Министров УССР от 03.11.80 г. № 593) предусмотрен запрет совместной службы на одном и том же предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близких родственных связях или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственным подчинением или подконтрольностью одного из них другому.
Следовательно, работа бухгалтером дочери в непосредственном подчинении своей матери, которая занимает должность главного бухгалтерав бюджетной организации, является прямым нарушением законодательства.
Нормы антикоррупционного законодательства относительно совместной работы близких родственников
Применение ограничений относительно работы работника, в непосредственном подчинении которого находятся близкие ему лица, или если он сам непосредственно подчинен таким лицам, которые содержатся в антикоррупционном законодательстве, рассмотрим на конкретных ситуациях.
Ситуация 1
Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерскую службу в аппарате государственного органа или органа местного самоуправления, а одним из бухгалтеров, подчиняющихся ему, является его дочь.
Вопрос решается следующим образом.
В соответствии со ст. 9 Закона от 07.04.11 г. № 3206-VІ «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» (далее – Закон № 3206) не могут иметь в непосредственном подчинении близких им лиц или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам лица, указанные в пп. «а», «в»–«ж» п. 1 и ч. 1 ст. 4 данного Закона. К таким лицам, в частности, относится и главный бухгалтер, который работает в государственном органе или органе местного самоуправления и получает заработную плату за счет государственного или местных бюджетов.
Согласно ст. 19 Закона № 3206 вышеупомянутые лица обязаны:
- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
- сообщать безотлагательно непосредственному руководителю о наличии конфликта интересов.
То есть главный бухгалтер должен сообщить работодателю, принявшему его на работу (лицу, подписавшему приказ о назначении на должность), о наличии конфликта интересов, а именно о факте работы дочери в его подчинении.
Под конфликтом интересов подразумевается противоречие между личными интересами лица и его служебными полномочиями, наличие которых может повлиять на объективность или непредвзятость принятия решений, а также на совершение или несовершение действий во время выполнения предоставленных ему служебных полномочий. Например, главный бухгалтер (мать) планирует выплатить бухгалтеру (своей дочери) премию вдвое больше, чем другим работникам, тогда как объем и качество выполняемой работы всех бухгалтеров одинаковы. Это и будет примером конфликта интересов.
За неуведомление лицом непосредственного руководителя о возникновении конфликта интересов придется отвечать – ст. 1727 КУоАП преду-сматривает штраф в размере от 170 до 2 550 грн.
Обращаем внимание: предусмотренные законодательством ограничения совместной работы родственников касаются исключительно должностей непосредственной подчиненности, подконтрольности или подведомственности.
Следовательно, в нашей ситуации, во избежание нарушений, дочь можно перевести на работу в другое структурное подразделение – отдел, управление, департамент и т. п. В случае неперевода дальнейшая работа в таком непосредственном подчинении будет классифицироваться как нарушение законодательства.
Ситуация 2
Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерскую службу бюджетного заведения (школы, детсада, дома культуры и т. п.), а одним из бухгалтеров, подчиняющихся ему, является его дочь.
Вопрос решается иначе.
Прежде всего отметим, что согласно норме пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 3206 главный бухгалтер государственного заведения относится к юридическим лицам публичного права, а согласно п. 3 ч. 1 этой статьи – еще и к тем, кто занимает должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, то есть однозначно является субъектом ответственности за коррупционные правонарушения.
Признаки юридического лица публичного права заключаются в особенностях порядка и субъектов его создания. А именно, как установлено ст. 81 Гражданского кодекса (далее – ГК), такое лицо создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления (речь идет об учебном заведении, заведении здравоохранения, культуры и т. п., которые действуют в целях обеспечения публичных интересов и потребностей значительного количества людей, см. п. 3 письма Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 05.04.13 г. № 223-558/0/4-13).
Подтверждением отнесения должности главного бухгалтера к субъектам ответственности является исполнение им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, на что указывает Минюст в своих разъяснениях и письмах от 12.10.11 г. № 612-0-2-11/11 и от 10.07.12 г. Напомним: выполнение главным бухгалтером организационных функций по ведению бухгалтерского учета, ряда руководящих и контрольных функций предусмотрено Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59.
В свою очередь, служебные лица, занимающие, в частности, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением вышеупомянутых обязанностей, могут быть наказаны за злоупотребление властью или служебным положением (п. 1 примечания к ст. 364 Уголовного кодекса). На это обращает внимание Минюст в письме от 11.03.14 г. № 1050-0-4-14-1111(см. на с. 16 этого номера).
Кроме того, профессиональное название работы «главный бухгалтер» (код 1231) согласно Национальному классификатору Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденному приказом Госпотребстандарта от 28.07.10 г. № 327, относится к такой профессиональной группировке, как «Руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений и прочие руководители».
Следовательно, законодательство прямо указывает на то, что главные бухгалтеры государственных заведений являются субъектами ответственности за коррупционные правонарушения, и поэтому в рассматриваемой ситуации дальнейшая работа дочери в непосредственном подчинении матери – главному бухгалтеру противоречит законодательству и кто-то из них должен освободить занимаемую должность или перейти на другую.
Ситуация 3
Главный бухгалтер возглавляет централизованную бухгалтерию, которая обслуживает расположенные на территории определенного населенного пункта заведения, а одним из бухгалтеров, подчиняющихся ему, является его дочь.
Вопрос решается следующим образом.
На сегодняшний день не существует типового положения о централизованной бухгалтерии, и поэтому не определены ни полномочия, ни функции этой структуры и ее работников, ни другие организационные вопросы. Не определен на законодательном уровне и статус централизованной бухгалтерии как юридического лица.
На практике централизованные бухгалтерии создаются при структурных подразделениях местных государственных администраций, министерств и республиканских комитетов АР Крым, органов местного самоуправления, а также в других учреждениях и организациях. Исходя из такой организационной структуры установлены и условия оплаты труда работников этих бухгалтерий (см. разд. ХІ постановления КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы»).
При этом централизованная бухгалтерия не входит в штатное расписание структурных подразделений государственных органов или органов местного самоуправления. Кроме того, при переводе или назначении на должность к работающим в них работникам не применяется специальная проверка, предусмотренная для государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления. Также они не принимают присяги должностного лица органа местного самоуправления или государственного служащего, должность не является выборной, назначение на нее по конкурсу не производится.
Должность бухгалтера или главного бухгалтера этой структуры не отнесена к категориям должностей государственных служащих или должностных лиц местного самоуправления. Это подтверждается письмом Минфина от 29.03.10 г. № 31-18040-04-9/6616, где прямо сказано: функции и полномочия работников по вопросам учета и отчетности, которые работают в централизованных бухгалтериях, не являются функциями государственных органов и органов местного самоуправления, и соответственно время такой работы не должно зачисляться в стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
По аналогии с главным бухгалтером школы, больницы, заведения социальной защиты населения, на руководителя централизованной бухгалтерии возлагаются следующие функции: организация работы по ведению бухгалтерского учета, обеспечение выполнения возложенных на службу задач; осуществление руководства деятельностью этой службы, обеспечение рационального и эффективного распределения должностных обязанностей между ее работниками; осуществление многочисленных функций контроля и т. п. А как уже отмечалось выше, лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением именно таких функций, в полной мере отвечают за коррупционные правонарушения.
Однако здесь мы не можем однозначно утверждать, что главный бухгалтер является должностным лицом юридического лица публичного права.
Если анализировать отдельные документы, касающиеся деятельности централизованных бухгалтерий, то согласно п. 6.2 Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 22.06.12 г. № 758, при обслуживании централизованными бухгалтериями клиентов для открытия счетов в органах Казначейства подаются карточки, в которых право второй подписи предоставлено главному бухгалтеру (его заместителю) этой бухгалтерии.
В карточку обязательно включается образец оттиска печати органа или учреждения, при котором действует централизованная бухгалтерия. Конечно, если бы централизованная бухгалтерия была юридическим лицом, то и печать в орган Казначейства предоставляла бы свою.
Кстати, в письме Госказначейства от 20.04.07 г. № 3.4-07/1023-4899 также сказано, что платежные документы в централизованных бухгалтериях таким же образом подписываются руководителем заведения, при котором она создана, а право второй подписи на всех документах предоставляется главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии.
Несмотря на указанные противоречия, связанные с неопределенностью статуса централизованной бухгалтерии как организации с правом юридического лица, наделенного гражданской правоспособностью и дееспособностью (см. ст. 81 ГК), считается целесообразным и в рассматриваемой ситуации осторожно относиться к вопросу сов-местной работы в ней близких родственников, чтобы не нарушать норм антикоррупционного законодательства, хотя до сих пор нет однозначной трактовки в части применения указанных норм к главному бухгалтеру такой структуры и дочери, которая ему подчиняется.
И в завершение добавим: Методические рекомендации Минюста от 09.10.13 г. «Предупреждение и противодействие коррупции в государственных органах и органах местного самоуправления» советуют в случае нарушения указанного ограничения в 15-дневный срок самостоятельно устранить такие обстоятельства (ст. 9 Закона № 3206). Если это не будет сделано добровольно, то в течение месяца соответствующие лица или близкие им лица переводятся на другую должность, которая исключает подчинение. В случае невозможности такого перевода лицо, находящееся в подчинении, подлежит увольнению с занимаемой должности согласно п. 4 ч. 1 ст. 41 КЗоТ.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 26