Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Порядок проведения индексации в январе и в течение 2016 года

29.01.2016 8110 2 0

Данная консультация содержит рекомендации относительно проведения индексации в условиях действия обновленных норм Порядка проведения индексации доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078). Напомним, что это состоялось благодаря изменениям, внесенным в Порядок № 1078 постановлением КМУ от 09.12.15 г. № 1013.

Проведение индексации с применением норм, действовавших в период с 01.12.15 г.

Начиная с этой даты при определении сумм индексации доходов мы должны были учитывать следующее.

1. В законодательном поле исчезло понятие «фиксированная сумма индексации», поэтому суммы индексации, на которые осталось право у работников на 01.01.16 г., должны называться просто индексацией независимо от того, какой статус она имела по прежним правилам (фиксированная или текущая).

2. В случае если рост зарплаты происходит за счет других ее составляющих без повышения тарифных ставок (окладов), сумма индексации не уменьшается на размер повышения зарплаты (первое предложение абзаца пятого п. 5 Порядка № 1078). Такая ситуация имела место, например, для работников 1–3-го тарифных разрядов по ЕТС, оклады которых не повысились с 01.12.15 г.

Аналогично для отдельных категорий работников-госслужащих и должностных лиц местного самоуправления, а также работников, обслуживающих органы государственной власти и местного самоуправления, с повышением их окладов согласно Постановлению № 1013 (в частности, определенных постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268, приказом Минтруда от 02.10.96 г. № 77) их новые оклады оказались меньшими, нежели размер минимальной зарплаты, и потому были установлены на уровне 1 378 грн., то есть в размере, действовавшем в предыдущем месяце.

Следовательно, у указанной категории работников с принятием Постановления № 1013 право на индексацию не исчезло и осталось по состоянию на 01.01.16 г.

3. При повышении окладов на какую-либо величину мы должны уменьшить размер определенной ранее суммы индексации на размер такого повышения, включая повышение окладов и всех составляющих зарплаты, которые не имеют разового характера (абзац четвертый, второе предложение абзаца пятого п. 5 Порядка № 1078). То есть норма относительно того, что мы должны учитывать при уменьшении суммы индексации только постоянные составляющие, осталась неизменной.

Как и раньше, к сожалению, после внесения изменений Порядок № 1078 не содержит признаков, по которым те или иные выплаты могут признаваться имеющими постоянный характер, то есть не имеющими разового характера. Отсюда и необходимость искать ответ в других документах (решение Винницкого апелляционного административного суда от 03.06.15 г. № 824, письмо Минсоцполитики от 07.04.15 г. № 325/10/136-12), согласно которым постоянными, то есть не имеющими разового характера, являются выплаты, которые: во-первых, выплачиваются ежемесячно; во-вторых, из месяца в месяц не меняют своего размера.

С учетом этого сумма индексации для работников, оклады которых увеличились с 01.12.15 г., должна была быть уменьшена на сумму повышения самих окладов и связанных с этим постоянных составляющих. Можно ли было отнести к таким постоянным составляющим премию, на чем настаивал п. 3 Постановления № 1013? Исходя из того что до принятия Постановления № 1013 премия у подавляющего большинства бюджетных учреждений имела разный размер в разные месяцы, а в отдельные из них – не выплачивалась совсем, то логично, что нельзя.

Однако при определенных условиях можно признать, что учреждения, которые уменьшили сумму индексации на размер премии, действовали в правовом поле. Речь идет о тех учреждениях, которыми в установленном порядке была проведена работа относительно включения в коллективный договор нормы, по которой размер премии, выплаченной в декабре, останется неизменным и для каждого из месяцев 2016 года. В таком случае премиальные выплаты будут иметь все признаки постоянных выплат и каких-либо недовольств со стороны работников не возникнет, ведь их общий доход в сравнении с доходом за декабрь не изменится.

Как и ранее, индексация отменяется, если размер повышения дохода превышает размер индексации (абзац третий п. 5 Порядка № 1078).

4. В случае приема на работу (в т. ч. по переводу) за работниками начиная с 01.12.15 г. не сохраняется право на индексацию, которая была определена для них на прошлом месте работы.

Исчисление индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) для проведения индексации их доходов осуществляется с индекса месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада) по должности, которую занимает работник по новому месту работы (п. 102 Порядка № 1078).

То есть для тех из них, кто приступил к работе в ноябре 2015 года, а их оклады в декабре в сравнении с ноябрем повысились, исчисление ИПЦ должно начинаться с индекса января 2016 года.

Такие же требования установлены и для доходов работниц, которые вышли начиная с декабря 2015 года на работу после отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или отпуска по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста по медицинскому заключению.

Что касается последнего вида отпусков, то, по нашему мнению, законодатель именно его имел в виду при приведении нормы относительно отпуска без сохранения зарплаты. Вряд ли имелась в виду отмена индексации при выходе работника, например, из 15-дневного отпуска без сохранения зарплаты. Впрочем, возможно, со временем мы получим разъяснение Минсоцполитики относительно конкретизации этой нормы, как это предусмотрено п. 14 Порядка № 1078.

Рассматривая конкретный пример относительно выхода на работу после «детского» отпуска, отметим: если это произошло в декабре 2015 года, то для начисления работнице зарплаты за декабрь будет применен оклад, установленный согласно Постановлению № 1013, действующему с 01.12.15г.

Учитывая вышеприведенную норму относительно индексации доходов работников такой категории, вопрос индексации доходов такой работницы не будет рассматриваться до тех пор, пока не будет повышен ее оклад в сравнении с окладом за декабрь 2015 года.

При этом некоторые эксперты высказывают мнение, что в п. 102 Порядка № 1078 имелось в виду, что расчеты ИПЦ для возникновения права на индексацию указанных выше категорий работниц нужно начинать с месяца, следующего за месяцем последнего повышения оклада по должности вновь принятого работника или работника, который вышел на работу после отпуска по уходу за ребенком.

Если следовать такой логике, то для определения права на индексацию, например, сторожа, который будет принят на работу в марте 2016 года, расчеты надо было вести с ИПЦ октября 2015 года, то есть месяца, следующего за сентябрем 2015 года, когда оклад по должности сторожа был повышен до 1 378 грн. Тогда получается, что на всех новых работников с аналогичным тарифным разрядом до мая 2016 года будут распространяться нормы 2015 года.

Вряд ли законодатель именно это имел в виду. Если бы это было действительно так, то в п. 102 Порядка № 1078 речь шла бы о последнем законодательном повышении оклада по должности нового работника. Сейчас такой конкретизации указанный пункт не содержит. Поэтому эта норма, исходя из ее сегодняшней редакции, предназначена для случаев повышения окладов упомянутых категорий уже после приема их на работу и назначения им соответствующих окладов.

Проведение индексации с применением норм, действующих с 01.01.16 г.

Начиная с этой даты при определении сумм индексации доходов мы должны учитывать следующее.

1. Понятие «базовый месяц» уже не применяется. В связи с этим пользоваться таблицами прироста ИПЦ, которые составлялись раньше, где приведен этот показатель в зависимости от базового месяца, не имеет смысла.

2. Для всех без исключения работников – как имевших право на индексацию на начало 2016 года, так и утративших такое право, для проведения дальнейшей индексации зарплаты исчисление ИПЦ начинается с индекса января 2016 года. Это следует из нормы абзаца второго п. 3 Постановления № 1013. Ведь эта норма не содержит ограничений, предусматривающих ее применение только в случае, если на 01.01.16 г. работник не имеет права на индексацию. Поэтому мы обязаны применять ее для всех категорий работников. Разница лишь в том, что в случае неизменности окладов те работники, которые утратили право на индексацию, при проведении расчетов начиная с января 2016 года могут получить вновь это право при условии превышения ИПЦ порога индексации, а те, у которых индексация осталась при таких условиях, получат право на увеличение ранее определен-ной по состоянию на 01.01.16 г. суммы индексации.

При проведении таких расчетов следует учесть нормы Закона от 24.12.15 г. № 911-VIII (далее – Закон № 911), которые вступили в силу 01.01.16 г. Этим Законом, в частности, внесены изменения в ст. 4 Закона об индексации доходов (от 03.07.91 г. № 1282-XII), согласно которым индексация проводится в случае, если величина ИПЦ превысит порог индексации, который устанавливается в размере 103 %. На момент подготовки этой публикации в Порядке № 1078 приведен ранее действующий размер порога индексации – 101 %. Считаем, что в скором времени такие изменения в упомянутый Порядок будут внесены, ведь согласно ст. 6 Закона об индексации доходов мы можем применять его нормы в порядке, определенном КМУ.

Однако мы еще имеем время, ведь, если предположить, что ИПЦ января 2016 года, который будет опубликован в феврале, будет равен 103,5 %, то процент индексации 3,5 % мы сможем применить только для индексации доходов (в пределах прожиточного минимума) марта 2016 года, то есть месяца, следующего за месяцем опубликования ИПЦ января.

Однако заметим, что в указанной норме п. 3 Постановления № 1013 речь идет только о зарплате, поэтому на индексацию стипендий такая норма не распространяется (детальнее об индексации стипендий поговорим далее).

3. В случае если размер индексации вследствие неизменности окладов, стипендий не менялся, до очередного повышения тарифных ставок (окладов), стипендий к определенной сумме индексации добавляется сумма индексации, которая составляется вследствие превышения величины ИПЦ порога индексации (абз. шестой п. 5 Порядка № 1078).

Например, работник 1-го тарифного разряда по ЕТС, оклад которого с принятием Постановления № 1013 не изменился, начиная с сентября 2015 года до конца этого же года имел право на ежемесячную фиксированную индексацию в сумме 752,28 грн. Как предусмотрено в первом предложении абзаца пятого п. 5 Порядка № 1078, увеличение каких-либо других составляющих зарплаты (кроме оклада) работника на какую-либо сумму не дает оснований для изменения размера суммы его индексации.

Значит, в январе работнику должна быть начислена и выплачена индексация в указанной сумме, к которой будет добавлена сумма индексации, сложившаяся вследствие превышения величиной ИПЦ порога индексации, который определяется путем проведения нарастающим итогом расчетов ИПЦ начиная с индекса января 2016 года.

Аналогичная ситуация сложится также, в частности, для:

  • главного специалиста управления райгосадминистрации, оклад которого согласно приложению 34 к постановлению КМУ от 09.03.06 г. № 268 будет составлять: 880 грн. (с учетом 45%-ного повышения в 2008 году) х 1,25 = 1 100 грн.,
  • или для специалиста II категории, оклад которого согласно приложению 54 к Постановлению № 268 будет составлять: 990 грн. (с учетом 45%-ного повышения в 2008 году и 50%-ного – в 2009 году) х 1,25 = 1237,50 грн.

В обоих случаях в декабре были установлены оклады на уровне минимальной зарплаты – 1 378 грн., то есть в таком же размере, как и в предыдущем месяце.

4. В месяце повышения тарифных ставок (окладов), стипендий, значение ИПЦ месяца повышения равно 1 или 100 %. Исчисление ИПЦ для дальнейшей индексации следует проводить начиная с индекса месяца, следующего за месяцем повышения указанных доходов.

5. Порядок определения права на индексацию стипендий не изменился – расчет ИПЦ для определения месяца, когда такое право возникнет, следует начинать с индекса месяца назначения (восстановления) стипендии. Такие же условия действуют и для переведенных студентов. При увеличении размера стипендии в случае успешного прохождения семестрового контроля индексация повышенной стипендии проводится по результатам расчетов начиная также с ИПЦ месяца назначения стипендии.

Например, если это студент 1-го курса вуза I–II уровня аккредитации, то при проведении расчетов ИПЦ нарастающим итогом начиная с индекса сентября 2015 года (месяца назначения ему стипендии) право на индексацию у него возникло в ноябре этого же года в размере 2,3 % от суммы стипендии, то есть 14,31 грн. Аналогичный размер индексации действовал и относительно стипендии за декабрь. Если по результатам семестрового контроля в январе этого года стипендия такого студента будет увеличена на 70 грн., то порядок расчетов нарастающим итогом ИПЦ не изменится (т. е. так называемым «стартовым» месяцем останется сентябрь 2015 года).

Продолжая при таких условиях расчеты с учетом ИПЦ октября (месяца, следующего за тем, в котором произошло превышение порога индексации), получим следующий результат:

0,987 (октябрь) х 1,02 (ноябрь) х х 1,007 (декабрь) х 100 = 101,4.

Если ориентироваться на порог индексации, действовавший до 01.01.16 г., то можно констатировать его превышение, а значит, и основания для увеличения процента индексации стипендии. Вместе с тем если учесть вышеупомянутые нормы Закона № 911, то основанием для увеличения суммы индексации должен быть превышенный порог индексации в размере 103 %.

Исходя из того что расчеты проводятся уже в январе 2016 года (после того как стал известным ИПЦ декабря), считаем, что нужно ориентироваться на величину 103 %. Следовательно, порог индексации не превышен и оснований для увеличения процента индексации стипендии в январе нет.

Заметим: если раньше был применен другой подход в случае повышения стипендии за успешное обучение (например, месяц повышения признавался базовым), делать перерасчеты сейчас не нужно. Ведь согласно ст. 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. И никто не может отвечать за действия, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушение.

Итак, проведение индексации стипендий студентов-первокурсников является более или менее понятным, если не обращать внимания на другую норму Порядка № 1078, которая противоречит приведенным выше правилам. Так, согласно абзацу первому п. 5 в месяце повышения стипендий ИПЦ принимается за 1, а для дальнейшей индексации исчисление ИПЦ осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения. Какую из норм выберут проверяющие (п. 102 или п. 5 Порядка № 1078), однозначно сказать трудно.

Что касается студентов других курсов, то для большинства из них в сентябре 2015 года была определена фиксированная сумма индексации (по ранее действовавшим правилам такой месяц был определен базовым). Для изменения ее размера до конца года оснований не возникло, как и не возникло дополнительного права на текущую индексацию. Теперь это просто индексация. Что касается дальнейшего изменения суммы такой индексации в зависимости от индексов инфляции, то порядок ее не определен ни Постановлением № 1013, ни Порядком № 1078. Напомним, что приведенная в абзаце втором п. 3 Постановления № 1013 норма относительно проведения расчетов начиная с индекса января 2016 года касается только зарплаты.

В ожидании официальных разъяснений возможен вариант, когда по аналогии с зарплатой можно начинать проводить расчеты ИПЦ для студентов начиная с индекса января 2016 года, учитывая, что проведение такой процедуры по отношению к стипендиям также является законным и обязательным (как и для зарплаты) исходя из норм абзаца шестого п. 5 Порядка № 1078.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 2

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы