Новое штатное расписание в условиях действия нового законодательства о госслужбе
09.08.2016 3479 0 1
С введением Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) в госорганах происходят серьезные изменения. В частности, важным моментом является дальнейшее сохранение за работниками этих органов статуса госслужащего, ведь некоторые из них будут относиться уже не к категории госслужащих, а к «обслуживающему» персоналу, а то и вообще будут сокращены. Что нужно сделать для каждого работника, лишенного статуса госслужащего, и в других случаях, расскажем в данной консультации.
Подготовительные работы по утверждению штатного расписания
Подготовка к утверждению штатного расписания должна происходить в следующей последовательности. Сначала, как того требует ст. 3 Закона № 889, в каждом госоргане определяется, какие именно должности и далее будут относиться к госслужбе, а какие – выводятся за ее рамки. Конечно, это решение принимается руководителями соответствующих госорганов с учетом возложенных на эти органы функций и полномочий. Важным в таком случае является учет объема фонда заработной платы, утвержденного в смете госоргана, поскольку только в пределах этого фонда, как предусмотрено ст. 51 Бюджетного кодекса, должна содержаться численность работников учреждений, организаций.
Если деятельность работников не предусматривает указанных в ст. 1 Закона № 889 полномочий, то они выполняют функции по обслуживанию (п. 8 ч. 1 ст. 2 Закона № 889).
Основанием для решения, останется ли работник в дальнейшем госслужащим или будет относиться к тем, на кого возлагаются функции обслуживания, служат критерии определения перечня должностей работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию (см. постановление КМУ от 06.04.16 г. № 271, далее – Постановление № 271). Такие должности вводятся в штатное расписание для обеспечения надлежащих условий функционирования госоргана, исходя из содержания и характера выполняемой этим органом работы.
Еще обращаем внимание на следующее. Определить, к какой категории относится должность (к госслужбе или к «обслуживающему» персоналу), помогут должностные обязанности, изложенные в должностных инструкциях каждого работника госоргана. Именно они должны отражать задачи и обязанности по каждой штатной должности. В случае необходимости кадровые службы безотлагательно организуют доработку этих должностных инструкций. С измененными должностными инструкциями знакомят работников, которых они касаются.
Перечни «обслуживающих» должностей подавались в Нацгосслужбу или в ее соответствующие территориальные подразделения (в зависимости от юрисдикции госорганов) согласно п. 4 ст. 3 Закона № 889. Согласовать их необходимо было не позднее чем до 01.06.16 г. (п. 2 Постановления № 271).
После получения согласованных перечней необходимо сформировать новое штатное расписание на 2016 год с учетом вышеупомянутых нормативно-правовых актов. Ведь только на основании принятого в установленном порядке штатного расписания бухгалтерия имеет возможность начислять заработную плату работникам.
Поэтому уже на стадии подготовки перечня «обслуживающих» должностей работники кадровых служб соответствующего госоргана одновременно должны были готовить также проекты локальных документов по оформлению дальнейшей работы работников этого госоргана, включая проект штатного расписания.
А сейчас рассмотрим некоторые вопросы, возникающие на практике после введения с 01.05.16 г. Закона № 889.
Ситуация 1
Специалист госоргана лишился статуса госслужащего, поскольку его должность отнесена к должностям работников, на которых возложены функции по обслуживанию. Как быть, если объем заработка работника из-за этого уменьшился?
Обратимся к разъяснению Нацгосслужбы, размещенному на сайте этого госоргана. После введения Закона № 889 действительно может иметь место неоднозначная ситуация. Речь идет, в частности, о том, что некоторыми работниками и ранее, в условиях действия предыдущего Закона от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), в рабочее время выполнялись функции по обслуживанию, а полномочия их как госслужащих были незначительны. В таком случае Нацгосслужба советует действовать следующим образом.
Если к должностным обязанностям работника одновременно относятся функции, определенные ч. 1 ст. 1 Закона № 889 (т. е. функции госслужащего), и функции по обслуживанию, при определении статуса должности необходимо учитывать, какие из них являются основными, то есть выполнению каких задач посвящена большая часть рабочего времени работника.
В ст. 1 Закона № 889 четко отмечено, что госслужащим является тот, кто выполняет установленные для должности госслужбы полномочия, непосредственно связанные с выполнением задач и функций госоргана.
Поэтому в проекте штатного расписания, которое будет действовать в условиях действия Закона № 889, указываются новые должности госслужбы, а отдельными разделами – должности работников, которые будут выполнять функции по обслуживанию, функции патроната. Конечно, при этом указываются новые размеры должностных окладов, определенные на основании принятых Кабмином решений, в частности:
- постановления КМУ от 06.04.16 г. № 268 «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, в 2016 году» (далее – Условия № 268);
- постановления КМУ от 06.04.16 г. № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» (далее – Постановление № 292);
- постановления КМУ от 05.05.16 г. № 323 «Об условиях оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах».
В рассматриваемой ситуации важно учесть замечание, которое содержится в п. 7 разд. XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889. По тем должностям работников, которые на день вступления в силу данного Закона не являются должностями госслужбы, утвержденные Кабмином условия оплаты труда не могут предусматривать уменьшения размера заработной платы.
Чтобы не произошло снижения размера заработка вышеупомянутых работников, Условия № 268 предоставили право руководителю госслужбы устанавливать надбавки, доплаты, а также стимулировать работников путем их премирования. Используют на эту цель фонд премирования, созданный в размере 20 % общего фонда должностных окладов за год и экономии фонда оплаты труда.
Есть возможность «обслуживающим» работникам получить и материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и материальную помощь для оздоровления – каждую в размере до одного должностного оклада работника.
Добавим, что теперь законодательство ни для одной категории работников госорганов (включая «обслуживающих») не предусматривает сохранения зарплаты (без премии), которая выплачивалась по предыдущей должности, на время работы на занимаемой должности.
Ситуация 2
Что делать, если штатное расписание утверждено 28.05.16 г., а работник не был ознакомлен предварительно с существенными изменениями условий труда, в частности с наименованием должности (например, вместо должности «главный специалист» теперь он будет работать на должности «ведущий специалист»)? Как правильно оформить такие новации, если, например, он не согласится в дальнейшем работать в госоргане?
Ситуацию в таком случае следует разрешать так. Знаем, что Закон № 889 вступил в силу с 01.05.16 г. Это не значит, что прямо с этой даты должны быть готовы все распорядительные документы по дальнейшей работе работников определенных госорганов. Ведь составлению штатного расписания (в нашей ситуации оно принято 28.05.16 г.) предшествовала подготовительная работа по утверждению перечня должностей работников, которые будут выполнять функции по обслуживанию. И только после этого появилась возможность утвердить штатное расписание с учетом упомянутого перечня.
Как отмечалось в предыдущем разделе, заработную плату работников госорганов (независимо от того, остаются они и в дальнейшем госслужащими или будут лишены такого статуса) начиная с 01.05.16 г. следует начислять исходя из утвержденных в обновленном штатном расписании наименований должностей и размеров должностных окладов. Обращаем внимание: это не касается работников, которые отказались продолжать работать и увольняются.
Что касается должности главного специалиста, которая в новом штатном расписании уже будет должностью ведущего специалиста, то документальное оформление происходит так. Работник, который ранее занимал должность главного специалиста, в письменном виде уведомляется о таких изменениях. Обычно это оформляется приказом руководителя или другим документом.
Если работник принимает решение продолжать работу на измененной должности, он ставит подпись под таким локальным документом. Тогда кадровые службы предоставляют копию упомянутого приказа в бухгалтерию, и зарплата ему будет начисляться (с 01.05.16 г.) уже по должности ведущего специалиста.
Если размер заработка (без премии) госслужащих по сравнению с тем, который у них был до 01.05.16 г., станет меньше в результате установления новых условий оплаты труда, руководитель имеет возможность принять решение о выплате отдельным госслужащим разницы потерянного ими заработка. Такое право применяется только в случае продолжения их работы на занимаемой должности (ч. 14 разд. XI Закона № 889).
В то же время в целях сохранения для госслужащих (включая ведущего специалиста) ранее выплачиваемых объемов заработка (без премии) руководитель в пределах экономии фонда оплаты труда может установить дополнительные стимулирующие выплаты в виде надбавок. Так предусмотрено Положением о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденным постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 289 (далее – Положение № 289). Названные в этом Положении надбавки могут быть установлены и выплачиваться в период не позднее, чем до 01.05.18 г. (последний абзац ч. 14 разд. XI Закона № 889).
Таким образом, об изменении условий оплаты труда работник согласно ст. 103 КЗоТ, ст. 29 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» и ст. 43 Закона № 889 должен быть обязательно предупрежден работодателем (в частности, руководителем госслужбы) не позднее чем за два месяца до их введения.
Начиная со дня предупреждения (с 28.05.16 г.) работник может продолжать работать в течение двух месяцев.
Предупреждаем: только в течение этих двух месяцев (и ни на день позже) от этого главного специалиста целесообразно получить в письменном виде согласие продолжать работу после изменения существенных условий труда или отказ работать на новой должности (ведущего специалиста). Это не исключает возможности изменения им своего решения.
Напомним: нормы ч. 3 ст. 32 и ч. 1 ст. 492 КЗоТ требуют, чтобы работодатель предупредил работника об изменении существенных условий труда (в частности, названия должности) не позднее чем за два месяца. Поэтому следует помнить, что дата введения штатного расписания в новой редакции (в части вывода из него определенных должностей) должна быть такой, чтобы предупредить об изменениях работника именно за два месяца. Аналогичное предупреждение содержит и ст. 43 Закона № 889.
Если работника не устраивает понижение в должности, он подает заявление об увольнении. Тогда кадровая служба в связи с несогласием работника продолжать работу в госоргане фиксирует (датой будет 28.05.16 г.) такие обстоятельства и с этого времени в течение двух месяцев (до 28.07.16 г.) работник может продолжать работать и получать в этот период свой заработок в ранее установленных размерах.
Обращаем внимание: заработная плата как в период с 01.05.16 г. по 27.05.16 г., так и в течение двух месяцев сохранения ранее установленного заработка (т. е. до 28.07.16 г.) начисляется по нормам, действовавшим до вступления в силу Закона № 889.
То есть в рассматриваемой ситуации работнику, который намерен уволиться, выплачивается зарплата согласно постановлению КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).
В этот сохраненный заработок будут входить установленные для соответствующего работника: должностной оклад, надбавка за ранг, надбавка за выслугу лет, прочие надбавки (за знание и использование в работе иностранного языка; за почетное звание «заслуженный») и доплаты (за ученую степень кандидата или доктора наук по соответствующей специальности), а также при наличии фонда оплаты труда может выплачиваться надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 % (в отдельно определенных случаях – до 100 %) должностного оклада с учетом надбавки за ранг госслужащего, премия.
С учетом вышеизложенного ситуация может развиваться по двум сценариям:
1. Работник согласился продолжать работать на «пониженной» должности, и тогда заработок ему уже с 01.05.16 г. будет выплачиваться в соответствии с занимаемой им должностью ведущего специалиста согласно нормам Постановления № 292.
2. Работник не согласился далее работать на «пониженной» должности. В таком случае до 27.05.16 г., а именно до момента получения им уведомления с предложением занять другую должность, ему выплачивается заработок согласно Постановлению № 268. После того как он не согласится дальше работать на должности, он вправе подать заявление об увольнении:
- по п. 4 ст. 36 КЗоТ (расторжение трудового договора по инициативе работника);
- по п. 6 ст. 36 КЗоТ (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).
Согласовано с Аллой Литвин,
заместителем директора
Департамента заработной платы и условий труда –
начальником отдела государственного регулирования
заработной платы в бюджетной сфере
Министерства социальной политики Украины
Комментарии к материалу