Как применять минимальную зарплату в новом размере: позиция Минсоцполитики
16.01.2017 668 1 2
Законодательные основания оплаты труда работников предприятий, учреждений, заведений всех форм собственности в условиях действия нового размера минимальной заработной платы (далее – МЗП) – 3 200 грн. мы уже рассматривали.
Согласованную позицию специалиста Минсоцполитики по применению такой государственной социальной гарантии в текущем году предлагаем вашему вниманию в данной статье.
Рассмотрим, как применяются нормы Закона от 06.12.16 г. № 1774-VIII «О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 1774) в части новых принципов установления гарантированной МЗП, а также размеров оплаты труда работников, формирования тарифной системы оплаты труда.
Согласно Закону № 1774 понятие МЗП приведено в соответствие с европейской практикой и международными нормами, в частности, путем:
внедрения новой методологии определения МЗП (как нижнего предела оплаты труда, который гарантируется государством);
установления минимального должностного оклада в размере не меньше прожиточного минимума (далее – ПМ), установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года;
неприменения МЗП как расчетной величины при построении схем должностных окладов, определении платы за предоставление административных услуг, судебного сбора, суммы налогов и т. п.
С 01.01.17 г. согласно ст. 7 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (далее – Закон № 1801) ПМ, установленный для трудоспособных лиц, утвержден в размере 1 600 грн., а МЗП в месячном размере – 3 200 грн., в часовом – 19,34 грн.
Как предусмотрено Законом № 1774, при исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.
Если работнику установлена доплата за работу во вредных условиях труда, эта доплата должна выплачиваться сверх размера МЗП (3 200 грн.). Если же условиями оплаты труда предусмотрено повышение должностных окладов работников, например, за работу в учреждениях и организациях, расположенных на территории населенных пунктов, которым предоставлен статус горных, за работу в определенных типах заведений, за работу во вредных и тяжелых условиях труда, то такое повышение учитывается при сравнении заработка с МЗП.
Если работник выполнил месячную норму труда, а начисленная ему заработная плата ниже законодательно установленного размера МЗП, работодатель обязан произвести доплату до ее уровня, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработка.
В случае если работник не выполнил месячной нормы труда, находился в отпуске, на больничном, работает неполное рабочее время и т. п., оплата его труда осуществляется пропорционально выполненной норме труда.
Время простоя не по вине работника оплачивается согласно ст. 113 КЗоТ, то есть в размере не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада) без проведения доплаты до уровня МЗП.
В тех учреждениях и заведениях, где принято решение о внедрении суммированного учета рабочего времени с учетным периодом – месяц, работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период оплачивается как сверхурочная и указанная выплата производится сверх размера МЗП.
Если работа при суммированном учете рабочего времени выполняется в пределах установленной работнику продолжительности рабочего времени, которая меньше нормальной продолжительности рабочего времени, в соответствии с графиком работы, то ему начисляется заработная плата
в размере не ниже МЗП.
Поэтому там, где установлен суммированный учет рабочего времени, в целях уменьшения часов сверхурочной работы и нагрузки на фонд оплаты труда рекомендуется применять такие учетные периоды, как полугодие, год.
Законом № 1774 также внесены изменения в некоторые законы, согласно которым с 01.01.17 г. заработная плата или должностные оклады определяются не на основе МЗП, а на основе ПМ для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года.
Важное значение имеет принятие постановления КМУ от 28.12.16 г. № 1037 «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».
Таким образом, с 01.01.17 г. должностные оклады (тарифные ставки) работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы рассчитываются исходя из должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, определенного в размере ПМ для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года, – 1 600 грн.
При этом руководители учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы (речь идет о заведениях образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, науки и т. п.) в целях недопущения «уравниловки» в размерах заработка должны обеспечить в пределах фонда оплаты труда дифференциацию заработной платы работников, которые получают ее на уровне минимальной. Выполнить это необходимо путем установления доплат, надбавок, премий в зависимости от сложности, ответственности
и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его труда.
В связи с этим руководители местных государственных администраций, исходя из предоставленных им полномочий, должны взять под личный контроль вопрос обеспечения повышения МЗП, особое внимание обратить на недопущение «уравниловки» в размерах заработной платы, сокращения работников, перевода их на неполное рабочее время.
Обращаем внимание: повышение МЗП не может быть основанием для увольнения. В то же время в соответствии со ст. 32 КЗоТ в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности.
Об изменении существенных условий труда (систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов и наименования должностей и др.) работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца.
В ст. 56 КЗоТ предусмотрено, что по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях проводится пропорционально отработанному времени или
в зависимости от выработки.
Также обращаем внимание, что изменять существенные условия труда работодатель вправе лишь при наличии изменений в организации производства и труда. Напомним: п. 10 постановления Пленума ВСУ от 06.11.92 г. № 9 «О практике рассмотрения судами трудовых споров» определено, в частности, что изменением в организации производства и труда признается рационализация рабочих мест, введение новых форм организации труда, в том числе переход на бригадную или на индивидуальную форму, внед-
рение передовых методов, технологий и т. п.
Согласовано с Аллой ЛИТВИН, заместителем директора
Департамента заработной платы и условий труда – начальником
отдела государственного регулирования заработной платы
в бюджетной сфере Министерства социальной политики Украины
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1