Как органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы?
09.08.2017 12079 0 3
Напомним, что право самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы предоставлено органам местного самоуправления (далее – ОМС) ст. 143 Конституции Украины. Эти вопросы решаются исключительно на пленарных заседаниях городских, сельских или поселковых советов (п. 24 ст. 26 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине).
Если же местным советом не принято решение по местным налогам и сборам, то согласно Налоговому кодексу (далее – НК) применяются их минимальные ставки. Исключение предусмотрено для платы за землю – она взимается по ставке, действовавшей до 31 декабря года, предшествующему бюджетному периоду, в котором должен уплачиваться этот налог.
Решение об установлении местных налогов и сборов должно быть официально обнародовано до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых налогов и сборов. В течение 10 дней со дня обнародования копии этого решения нужно направить контролирующему органу, в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов.
Кроме того, органы местного самоуправления до 25 декабря года, предшествующего отчетному, подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка, а также объекта жилой и/или нежилой недвижимости, решения по ставкам и льготам по уплате этих налогов, предоставленным юридическим и/или физическим лицам, по форме, утвержденной Кабмином. Но до сих пор такая форма не была утверждена.
Напомним, что проект постановления КМУ «Об утверждении Типового решения об установлении местных налогов и сборов, Типового положения об обложении платой за землю, Типового положения об обложении налогом на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка» еще 16.03.17 г. было размещено на официальном сайте ГФС в подразделе «Деятельность»/«регуляторная политика»/«Проекты регуляторных актов»/«2017 год». Однако в процессе обсуждения из него были исключены Типовые положения об обложении платой за землю и налогом на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка. По мнению экспертов Ассоциации городов Украины, они нарушали требования Конституции и Европейской хартии местного самоуправления, поскольку органы исполнительной власти, их должностные лица не имеют права вмешиваться в законную деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, в частности, путем установления определенных форм для утверждения местных налогов и сборов.
Поэтому Постановлением № 483 утверждено только Типовое решение об установлении ставок и льгот по уплате земельного налога на _____ год (далее – Решение о налоге на землю) и Типовое решение об установлении ставок и льгот по уплате налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, на _____ год (далее – Решение о налоге на недвижимое имущество). Обращаем внимание, что текст решения не содержит ставок налогов и льгот, а они должны быть указаны в приложениях 1 и 2 соответственно.
Так, в приложении 1 к Решению о налоге на землю ставки налога должны быть определены по земельным участкам, нормативная денежная оценка (далее – НДО) которых проведена (независимо от местонахождения), и по земельным участкам за пределами населенных пунктов, НДО которых не проведена, отдельно для физических и юридических лиц по каждому виду целевого назначения земель. В приложении 2 к форме указанного Решения размер льготы должен быть установлен в процентах к сумме годового налогового обязательства в разрезе групп плательщиков, категорий/целевого назначения земельного участка.
Кроме того, примечания к приложениям содержат ссылки на нормативные документы, согласно которым определяется вид целевого назначения земель и предоставляются льготы по налогообложению, а также напоминают, что ставка налога должна быть зафиксирована десятичной дробью с тремя (в случае необходимости – четырьмя) десятичными знаками после запятой.
Если ОМС устанавливают разные ставки для населенных пунктов, которые входят в его административно-территориальную единицу, такие приложения утверждаются по каждому населенному пункту отдельно. Также в случае установления разных льгот на территориях разных населенных пунктов ОМС отдельно утверждаются льготы для каждого населенного пункта.
В приложении 1 к Решению о налоге на недвижимое имущество ставки налога должны быть определены отдельно для юридических и физических лиц по категории зданий и сооружений с учетом зоны административно-территориальной единицы. Если ставки устанавливаются без учета зоны, то они указываются в колонке приложения 1, отведенной для зоны 1. Приложение содержит примечания со ссылками на нормативные документы, согласно которым проводится классификация зданий и сооружений, а также освобождение от налогообложения, а также указано, что ставка налога должна быть зафиксирована десятичной дробью с тремя (в случае необходимости – с четырьмя) десятичными знаками после запятой.
Поскольку Постановление № 483 вступило в силу с 25.07.17 г., а решения ОМС об установлении указанных налогов и льгот были обнародованы (а соответственно и приняты) до 15.07.17 г., то в них могут быть не учтены нормы данного постановления. В таком случае ОМС должны внести изменения в свои решения, в частности утвердить ставки налогов и размер льгот с применением форм, приведенных в приложениях к Постановлению № 483.
Напомним, что перечень налогов и сборов, которые входят в состав доходов общего фонда местных бюджетов и уплата которых обязательна на территории соответствующих громад, приведен в Бюджетном кодексе. Их размер устанавливается в границах предельных ставок, утвержденных НК. Для наглядности приведем их в таблице (см. таблицу).
Налоги и сборы, которые утверждаются Типовыми решениями
Размер налоговой ставки |
Льготы |
Налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка |
|
С 01.01.17 г. в соответствии с обновленным пп. 266.5.1 НК ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельских, поселковых, городских советов или советов объединенных территориальных громад, которые созданы согласно законодательству и плану формирования территорий громад, в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости. |
Общие льготы по налогу для физических лиц – плательщиков этого налога установлены независимо от их имущественного состояния и уровня доходов (пп. 266.4.1 НК). |
При этом согласно пп. 12.3.4 НК ОМС должны установить ставку налога на недвижимость на 2017 год до 15.07.17 г. |
Примеры расчета суммы налога с учетом льгот: (350 м2 – 60 м2) х Ставка налога, утвержденная местным советом, за 1 м2 (1 % МЗП) + 25 тыс. грн. |
Плата за землю |
|
Земельный налог |
Льготы для физических лиц |
Льготы для юридических лиц |
|
При этом годовая сумма платежа с 2017 года не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на соответствующей территории, и не может превышать 12 % суммы НДО. |
– общественные организации инвалидов Украины и их союзы, а также основанные ими предприятия и организации, являющиеся их полной собственностью (при этом количество работающих в них по основному месту работы инвалидов должно составлять в течение предыдущего календарного месяца как минимум 50 % среднеучетной численности штатных работников, а фонд оплаты труда таких инвалидов должен составлять не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда); |
Обращаем внимание! Вообще не подлежат обложению земельным налогом земельные участки, перечень которых определен в ст. 283 НК, в частности:
- земли сельхозугодий, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, и химически загрязненные сельхозугодья;
- земли сельхозугодий, которые находятся во временной консервации;
- земельные участки государственных сортоиспытательных станций и участков;
- земли дорожного хозяйства автодорог общего пользования;
- земли сельхозпредприятий, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками;
- земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев;
- земельные участки, на которых расположены дипломатические представительства.
Комментарии к материалу